ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 августа 2005 года Дело N А42-13791/04-28


[Суд отказал в удовлетворении заявления налоговой инспекции о взыскании штрафа за неуплату налога на добычу полезных ископаемых, указав, что из содержания п.1 ст.342 НК РФ следует, что законодатель ограничивает право применения налоговой ставки 0 процентов только пределами установленных нормативов, а не само право на ее применение, и сделав вывод об обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по утвержденным ранее нормативам ввиду отсутствия возможности в проверенный период утвердить новые]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Асмыкович А.В., судей: Морозовой Н.А., Старченковой В.В., рассмотрев 04.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.04.2005 по делу N А42-13791/04-28 (судья Драчева Н.И.), установил:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Мурманской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области; далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с закрытого акционерного общества "Ловозерская горно-обогатительная компания" (далее - Общество) 293658 руб. 40 коп. штрафа за неуплату налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за январь и февраль 2004 года в связи с неправомерным применением ставки 0 процентов, предусмотренной подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ.

Решением суда первой инстанции от 05.04.2005 в удовлетворении заявления Инспекции отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт и принять по делу новое решение. Податель жалобы указывает на то, что Обществом не представлен полный комплект документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов: не представлены утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР) по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России на 2004 год нормативы потерь полезных ископаемых и нормативы содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных и вмещающих (разубоживающих) породах, в связи с чем применение заявителем ставки 0 процентов за проверяемый период неправомерно. В подтверждение своих доводов Инспекция ссылается на письмо МПР от 03.08.2004, которым не утверждены нормативы потерь полезных ископаемых по Ловозерскому месторождению.

Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно материалам дела, 15.03.2004 Общество представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДПИ за январь 2004 года, а 25.03.2004 - налоговую декларацию по НДПИ за февраль 2004 года, в которых заявило налоговую ставку 0 процентов на основании подпунктов 1 и 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ при добыче полезного ископаемого - лопаритовой руды.

Инспекция провела камеральную проверку деклараций, по результатам которой приняла решение от 10.06.2004 N 510 о привлечении Общества к налоговой ответственности в виде взыскания 293658 руб. 40 коп.штрафа за неуплату НДПИ за январь и февраль 2004 года на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в связи с неправомерным применением налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной статьей 342 НК РФ. Обществу также предложено уплатить 685392 руб. НДПИ за январь 2004 года и 782900 руб. за февраль 2004 года, а также 61789 руб. 29 коп. пеней за несвоевременную уплату налога. Требование налогового органа от 10.06.2004 N 657 об уплате штрафа налогоплательщик не исполнил в добровольном порядке, в связи с чем Инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Кассационная инстанция, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что, отказывая в удовлетворении заявления Инспекции, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-01 "О недрах" *и на основании лицензии на право пользования недрами серии МУР N 11548 ЭТ и N 11549 ТЭ Общество является пользователем недр на Ловозерском месторождении и осуществляет добычу лопаритовых руд на подземных рудниках "Карнасурт" и "Умбозеро".

________________

         * Ошибка оригинала. Следует читать: "статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" - см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 октября 2005 года N А42-13791/04-28. Примечание "КОДЕКС".     

Согласно пункту 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых в целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Постановление N 921). Согласно пункту 2 Правил, утвержденных Постановлением N 921, нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР РФ), по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России (далее - Госгортехнадзор РФ) в составе проектной документации.

Правилами утверждения нормативов потерь, утвержденными Постановлением N 921, не установлены сроки утверждения, порядок направления их на согласование и другие существенные условия действия нормативов потерь, в том числе по ранее разведанным полезным ископаемым. Не установлено также и то, что нормативы потерь по ранее разведанным полезным ископаемым недействительны.

Приказом Минприроды России от 20.12.2004 N 737 нормативы потерь утверждены на период с 01.01.2004 по 31.12.2004 и составили для ЗАО "Ловозерская горно-обогатительная компания" по руднику "Карнасурт" - 26,6% и по руднику "Умбозеро" - 19,8%.

Следовательно, Обществом правомерно заявлена налоговая ставка 0 процентов на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ, а суд обосновано отказал во взыскании штрафа, начисленного налоговым органом по этому эпизоду.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 (далее - Постановление N 899). Определение в соответствии с пунктом 1 Правил нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах (далее - нормативы), осуществляется МПР РФ по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведывательных запасов.

Распоряжением МПР РФ N 408-р от 15.09.2003 утверждены Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с определением содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Рекомендации).

В соответствии с Рекомендациями определение нормативов содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, осуществляется по результатам технико-экономического обоснования постоянных кондиций для подсчета разведанных запасов в пределах горного отвода.

Технико-экономическое обоснование товарных руд и эксплуатационных кондиций Ловозерского месторождения утверждено Государственной комиссией по запасам при Совете Министров СССР (протоколы от 13.11.59 N 2861, от 17.12.59 N 90, от 14.07.81 N 1606, от 24.07.81 N 1006-к, от 26.05.89 N 2354-к). Одним из ранее утвержденных параметров кондиций является содержание минералов в пробе, разграничивающее контур руды и разубоживающих пород. Тогда же утверждены и технические проекты отработки указанных месторождений с определением параметров горных выработок с указанием количества полезных ископаемых, содержащихся в руде и разубоживающих породах.

Суд первой инстанции установил, что Общество придерживается утвержденных кондиций и проектов, а правомерность применения кондиций для подсчета запасов лопаритовых руд Ловозерского месторождения также подтверждена письмом Федерального агентства по недропользованию от 28.12.2004 N 2525, в связи с чем ссылка Инспекции на письмо от 03.08.2004 является ошибочной.

В соответствии с распоряжением МПР РФ N 408 в марте 2004 года материалы с обоснованием нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вмещающих (разубоживающих) породах, связанных с принятой технологией разработки Ловозерского месторождения, направлены в МПР РФ, повторно, через Управление природных ресурсов Мурманской области эти материалы направлены 27.05.2004. Согласно письму от 03.08.2004 МПР РФ запросило дополнительные материалы на государственную экспертизу, что свидетельствует о длительном характере оформления документов по утверждению новых нормативов на основании Постановления N 899.

Из содержания подпункта 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ следует, что законодатель ограничивает право применения налоговой ставки 0 процентов только пределами установленных нормативов, а не само право на ее применение.

Поэтому следует признать правомерным вывод суда об обоснованном применении налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по утвержденным ранее нормативам ввиду отсутствия возможности в проверенный период утвердить новые.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы Инспекции.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.04.2005 по делу N А42-13791/04-28 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
А.В.Асмыкович

Судьи:
Н.А.Морозова
В.В.Старченкова

Текст документа сверен по:

рассылка