ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 сентября 2005 года Дело N А42-13257/04


[Поскольку пунктам 3, 5, 7 Положения о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и пунктам 13, 20 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование установлено, что размер страховых взносов неработающего населения, подлежащих перечислению, предусматривается в бюджете и не может его превышать, в иске о взыскании недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения отказано]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Нефедовой О.Ю., судей: Казанцевой Р.В. и Шпачевой Т.В., при участии от фонда Кондратьевой З.В. (доверенность от 28.02.2005 N 15), рассмотрев 07.09.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.03.2005 (судья Дмитриевская Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2005 (судьи: Черемошкина В.В., Петренко Т.И., Протас Н.И.) по делу N А42-13257/04, установил:

Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с администрации муниципального образования "Кольский район" (далее - Администрация) 14293342 руб., из которых 11647610 руб. - недоимка по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2001-2003 годы и 2645732 руб. - пени за нарушение срока перечисления платежей, исчисленные с 26.01.2001 по 31.12.2003.

В ходе рассмотрения дела Фонд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с продлением периода начисления пеней и возрастанием недоимки увеличил размер требований и просил взыскать 16059508 руб., из которых 11647610 руб. - недоимка по страховым взносам за 2001-2003 годы и 4411898 руб. - пени за просрочку уплаты взносов, исчисленные c 26.01.2001 по 01.12.2004.

Решением от 16.03.2005 Фонду в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2005 решение от 16.03.2005 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Фонд просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить исковые требования.

Податель жалобы ссылается на следующее: суд при принятии постановления применил не подлежащий применению закон; выводы суда ничем не подтверждены; решение арбитражного суда в части взыскания пеней недостаточно обоснованно и принято с нарушением норм материального права.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Фонда подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Администрация о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку своевременности и полноты перечисления Администрацией страховых взносов обязательного медицинского страхования неработающего населения в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2001 по 31.12.2003.

По результатам проверки составлен акт от 11.06.2004 N 1. не подписанный Администрацией в связи с наличием разногласий, которые не приняты Фондом.

Из акта проверки следует, что задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающих граждан за 2001-2003 годы составляет 11647610 руб.

По результатам проверки Фонд принял решение от 08.07.2004 N 1, в соответствии с которым предложил Администрации уплатить 11647610 руб. недоимки по страховым взносам и 2645732 руб. пеней за период с 26.01.2001 по 31.12.2003. Требование об уплате названных сумм в течение десяти дней получено Администрацией 16.07.2004.

В связи с неуплатой Администрацией недоимки по страховым взносам и пеней Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Кассационная инстанция считает, что суд обоснованно и законно отказал в удовлетворении заявления.

В соответствии со статьями 2 и 17 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) плательщиком страховых взносов в Фонд на обязательное медицинское страхование за неработающее население муниципального образования "Кольский район" является Администрация; платежи осуществляются за счет средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах.

Во исполнение пункта 3 Закона N 1499-1* в период 2001-2003 годов были заключены договоры обязательного медицинского страхования неработающих граждан от 01.06.97 N 1-0150 и от 28.02.2002 N 31-567 (далее - договоры).

________________

* Ошибка оригинала. Следует читать: "Во исполнение статьи 2 Закона N 1499-1..." - см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2005 N А42-13257/04. Примечание "КОДЕКС".

По условиям договоров Администрация приняла на себя обязательства осуществлять платежи в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 (далее - Положение) и Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 (далее - Инструкция).

Согласно пунктам 3, 5, 7 Положения и пунктам 13, 20 Инструкции платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляются ежемесячно, не позднее 25-го числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов (платежей) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что размер страховых взносов неработающего населения, подлежащих перечислению в Фонд, предусматривается в бюджете и не может его превышать.

Суд исследовал бюджеты на 2001-2003 годы и пришел к выводу, что задолженность по страховым взносам неработающего населения за 2001 год составила - 26,5 тыс.руб., за 2002 год - 24 тыс.руб., а всего - 50,5 тыс.руб.

Не оспаривая правильность начисления Фондом сумм недоимки по страховым взносам и пеней, суд правомерно не нашел оснований для их взыскания.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением. Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения Администрация является плательщиком страховых взносов неработающего населения.

Согласно пункту 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.

На плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства (пункт 8 Положения).

В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Пунктами 3 и 11 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании налога и пеней может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Суд установил, что Администрация в соответствии с требованиями пункта 37 Инструкции ежеквартально в течение спорного периода представляла в Фонд расчетные ведомости по платежам обязательного медицинского страхования неработающего населения.

С заявлением о взыскании недоимки и пеней Фонд обратился в арбитражный суд 05.11.2004, то есть по истечении установленного срока. Данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.

Следует также отметить, что суды пришли к правильному выводу о том, что у Фонда отсутствовали основания для продления срока для взыскания недоимки и пеней, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку отсутствие у Фонда в течение 2001-2003 годов надлежащего контроля за своевременностью и правильностью уплаты Администрацией страховых взносов не является основанием для продления срока.

Кроме того, как правильно указали суды, отсутствие вины Администрации в неисполнении обязательства, предусмотренного договорами, является основанием для применения статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд установил, что на протяжении спорного периода Администрация неоднократно обращалась в губернатору Мурманской области, в департамент финансов Мурманской области с целью получения дополнительной финансовой помощи и беспроцентных ссуд, в том числе и для погашения задолженности по платежам в Фонд.

Начисление Фондом страховых взносов в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования не основано ни на Законе N 1499-1, ни на Положении, ни на Инструкции, ни на договорах.

При таких обстоятельствах следует признать, что основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы отсутствуют.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.03.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2005 по делу N А42-13257/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.Ю.Нефедова

Судьи:
Р.В.Казанцева
Т.В.Шпачева

Текст документа сверен по:

рассылка