ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2005 года Дело N А42-13981/04-12


[Поскольку ответчиком исполнена обязанность по перечислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения исходя из фактического количества застрахованного неработающего населения, которое ежемесячно уточнялось в соответствии с договором обязательного медицинского страхования, в иске отказано]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей: Кочеровой Л.И. и Ветошкиной О.В., при участии от Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования Кондратьевой З.В. (доверенность от 28.02.2005 N 15), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.04.2005 (судья Каширская С.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2005 (судьи: Горбик В.М., Савицкая И.Г., Старовойтова О.Р.) по делу N А42-13981/04-12, установил:

Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с администрации города Оленегорска Мурманской области (далее - Администрация) 8799630 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2001-2003 годы, а также 1018126,29 руб. пеней за нарушение сроков уплаты названных платежей.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Фонд уточнил заявленные требования и просил взыскать с Администрации 3435765 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2001-2003 годы, а также 2457481,77 руб. пеней за нарушение сроков уплаты названных платежей.

Решением суда первой инстанции от 14.04.2005 в удовлетворении заявленных Фондом требований отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2005 решение суда от 14.04.2005 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.

Администрация города Оленегорска Мурманской области о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Фонд в июне 2004 года принял решение от 21.06.2004 N 18 о проведении выездной проверки Администрации по вопросам своевременности и полноты перечисления плательщиком в территориальный фонд обязательного медицинского страхования страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, о чем сообщил Администрации. Однако Администрация отказала Фонду в проведении выездной проверки, что зафиксировано в акте от 29.07.2004 (л.д.13, т.1).

В августе 2004 года Фонд провел проверку своевременности и полноты перечисления Администрацией в территориальный фонд обязательного медицинского страхования страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.2001 по 31.12.2003. В ходе проверки выявлено наличие у плательщика задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2004 в общей сумме 8799630 руб., в том числе: за 2001 год - 7870 руб., за 2002 год - 1990100 руб., за 2003 год - 6817400 руб. По результатам проверки составлен акт от 09.08.2004 N 18.

На основании акта проверки и с учетом представленных Администрацией возражений Фонд принял решение от 30.08.2004 N 18, в соответствии с которым Администрация обязана уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 в сумме 8799630 руб., а также 1018126,29 руб. пеней за нарушение сроков уплаты названных платежей.

Требование от 07.09.2004 N 18 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней Администрация в установленный срок не исполнила, поэтому Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанции отказали Фонду в удовлетворении заявленных им требований. Решение судов обосновано тем, что Администрация подтвердила уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 в полном объеме, с учетом ежемесячно уточнявшейся суммы взносов, как это предусматривалось договорами обязательного медицинского страхования неработающих граждан, заключенными между Администрацией и Фондом. Фонд же не доказал наличие у Администрации задолженности по страховым взносам в заявленной сумме. Кроме того, суды указали на пропуск Фондом срока давности взыскания в судебном порядке задолженности по страховым взносам и пеней, установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального права, считает, что обжалуемые решение и постановление судов подлежат частичной отмене с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в проверенном периоде, далее - Закон N 1499-1) страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.

В соответствии со статьей 17 названного Закона местная администрация осуществляет платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения за счет средств, предусматриваемых в бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся - согласно статье 19 Закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).

Согласно пункту 3 названного Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Аналогичная норма содержится и в пункте 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР", согласно которой платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных и других категорий) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

В пункте 5 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, также указано на обязанность органов местного самоуправления перечислять средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объемах, гарантирующих предоставление медицинских услуг указанной категории граждан в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. В случае недостаточности указанных средств при формировании бюджетов территорий на предстоящий финансовый год предусматривается целевая дотация из бюджета вышестоящих органов исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 (в редакции, действующей в проверяемый период) в компетенцию органов местного самоуправления входит формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение и осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию.

В статье 22 Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" указано, что базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации.

Базовая программа обязательного медицинского страхования утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.98 N 1096 "Об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи".

На основе базовой программы в соответствии со статьей 22 Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" органы государственного управления, в том числе областей, утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи по территориальной программе не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Законом Мурманской области от 27.12.99 N 174-01-ЗМО "О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области" (далее - Закон N 174-01-ЗМО) предусмотрено, что финансовые средства (платежи) на обязательное медицинское страхование неработающего населения Мурманской области определяются исходя из объемов бесплатной медицинской помощи и стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи. Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежегодно утверждается Законом Мурманской области о бюджете Фонда на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и предусматривается в разделе "Здравоохранение" функциональной классификации расходов местных бюджетов. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц ежегодно формируется и утверждается Правительством Мурманской области до принятия законов об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год. Численность неработающего населения Мурманской области устанавливается один раз в год по согласованию Фонда со страхователями при подготовке проектов законов Мурманской области об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год.

Исходя из приведенных норм, суды сделали правильные выводы о том, что органы местного самоуправления обязаны принимать участие в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования, в том числе путем уплаты соответствующих страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за неработающее население. При этом при принятии территориальной программы объем финансирования определяется исходя из среднесписочной численности населения на очередной год и утвержденного на этот же год в установленном порядке размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц.

Согласно статье 4 Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом N 174-01-ЗМО также предусмотрено заключение договора между местными администрациями и Фондом (статья 4).

Как следует из материалов дела, между Фондом и Администрацией в 2001 году заключен договор от 06.04.2001 N 54-566 (л.д.63-64, т.1) обязательного медицинского страхования неработающих граждан. По этому договору Фонд принял на себя обязательство организовать и финансировать предоставление гражданам, включенным Администрацией в списки застрахованных, медицинской помощи в определенном объеме, а Администрация - осуществлять платежи на обязательное медицинское страхование неработающих граждан в соответствии с Положением и Инструкцией о порядке взимания и учета страховых платежей на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018.

В соответствии с пунктом 2 договора объем медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам в соответствии с условиями договора, определяется утвержденной территориальной программой обязательного медицинского страхования Мурманской области. Указанная программа и согласованный перечень медицинских учреждений, оказывающих предусмотренные программой услуги, являются неотъемлемой частью договора.

В договоре указана общая численность застрахованных граждан на момент заключения договоров (пункт 4) и предусмотрено, что Администрация ежемесячно уточняет численность застрахованных лиц, о чем сообщается Фонду.

Условие о ежемесячном предоставлении страхователем страховщику сведений об изменениях в списках застрахованных лиц предусмотрено также в пункте 6 договора.

Таким образом, фактическая численность неработающего населения и, соответственно, сумма страховых взносов по территориальной программе по условиям договора между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и местной администрацией должны определяться помесячно.

Фонд не оспаривает выполнение Администрацией условий договоров о представлении ежемесячно данных о численности застрахованного населения. При определении суммы страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц Администрация руководствовалась размерами, утвержденными постановлениями Правительства Мурманской области на соответствующий год. О нарушении Администрацией этих показателей Фонд не заявляет.

В материалах дела имеются дополнения к договору от 06.04.2001 N 54-566 за период с 2001 по 2002 год, подтверждающие ежемесячное согласование сторонами договора фактической численности застрахованных лиц (л.д.133-144, т.1), а также расчетные ведомости по платежам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за 2003 год (л.д.117-132, т.1).

В 2001 году постановлением Мурманской областной Думы от 22.12.2000 N 957 "О проекте Закона Мурманской области "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2001 год" установлена сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащая перечислению в Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования Администрацией г.Оленегорска, в размере 8027300 руб.; в 2002 году - Законом Мурманской области от 30.11.2001 N 312-01-ЗМО "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год" - 12436100 руб.; в 2003 году - Законом Мурманской области от 25.02.2003 N 383-01-ЗМО "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год" - 21540900 руб. Следовательно, сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в Фонд, за 2001-2003 годы составила 42004300 руб.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Администрация в соответствии с договором обязательного медицинского страхования и дополнительными соглашениями к нему обязана была перечислить за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 в территориальный фонд обязательного медицинского страхования 38568535 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе: в 2001 году - 8035170 руб., в 2002 году - 11959197 руб., в 2003 году - 18574168 руб. Названные суммы страховых взносов утверждены в ежегодных бюджетах плательщика (Администрации) на 2001-2003 годы в разделе "Здравоохранение" расходной части местного бюджета.

Фактически Администрацией за 2001-2003 годы перечислено в территориальный фонд обязательного медицинского страхования 38568535 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Из этой суммы перечислено в 2001 году - 8035170 руб., в 2002 году - 10446000 руб., в 2003 году - 14723500 руб., что подтверждено реестрами платежных поручений по перечислению страховых взносов (л.д.20-22, том 1) и актом сверки задолженности по страховым взносам (л.д.72-73, т.1). Оставшаяся часть суммы - 5363865 руб. - перечислена Администрацией в территориальный фонд обязательного медицинского страхования по платежному поручению от 28.12.2004 N 886, после вынесения Фондом решения по результатам проверки.

При названных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального и процессуального права и пришли к обоснованному выводу о том, что Администрацией в полном объеме, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, исполнена обязанность по перечислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 исходя из фактического количества застрахованного неработающего населения, которое ежемесячно уточнялось (корректировалось) в соответствии с договором обязательного медицинского страхования.

Утверждения Фонда о том, что Администрация обязана была перечислять страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме, предусмотренной законами Мурманской области о бюджете Фонда, и определенной исходя из ежегодно утверждаемых среднесписочной численности населения на очередной год и размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц, не согласуется с положениями статьи 4 Закона N 1499-1, статьи 4 Закона N 174-01-ЗМО и условиями договора, заключенного между Администрацией и Фондом.

Фонд не представил доказательства невыполнения Администрацией обязательств по заключенному договору обязательного медицинского страхования неработающих граждан.

Доводы кассационной жалобы Фонда, касающиеся факта наличия недоимки по страховым взносам и ее размера, направлены на переоценку доказательств, оцененных судами. Между тем, в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов и правильность применения норм материального и процессуального права. Исследование и переоценка доказательств, исследованных судами нижестоящих инстанций, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает правовых оснований для отмены судебных актов в части отказа во взыскании задолженности по страховым взносам в размере 3435765 руб.

Кассационная инстанция считает ошибочным, не соответствующим обстоятельствам дела, вывод судов первой и апелляционной инстанций о пропуске Фондом срока давности взыскания 3435765 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пеней, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ. Однако этот вывод судов не привел к вынесению неправильного решения.

Действительно, в соответствии с пунктом 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.

Согласно пункту 11 этого Положения контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования и налоговыми органами.

В пункте 7 Положения указано, что по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.

Положением о порядке уплаты страховых взносов, равно как и иными специальными актами, не установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производится по правилам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, регламентирующим порядок и сроки взыскания недоимок по налогам и сборам.

Как указано в статье 87 НК РФ, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемого лица, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Фонд провел выездную проверку в августе 2004 года, проверкой охвачены три года, предшествующие году проведения проверки - 2001-2003. Решение, принятое по результатам проверки, датировано 30.08.2004 N 18.

В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Положения этой статьи Фондом также соблюдены. На основании решения от 30.08.2004 Администрации направлено требование от 07.09.2004 N 18 об уплате задолженности по страховым взносам и пеней.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ 6-месячный срок для обращения в суд исчисляется после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьей 70 НК РФ.

С заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам Фонд обратился в арбитражный суд 26.11.2004, то есть в пределах срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ.