ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2006 года Дело N А56-30710/2005


[Суд удовлетворил требование ИФНС о взыскании с банка штрафа на основании пункта 2 статьи 126 НК РФ, так как налоговой инспекцией были запрошены документы, которые не содержат банковской тайны]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Клириковой Т.В., судей: Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В., при участии: от открытого акционерного общества "АКБ "Банк Развития Региона" Огаджянянца С.И. (доверенность от 02.12.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области Руденко М.В. (доверенность от 12.07.2005 N 03-06/7266), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2005 по делу N А56-30710/2005 (судья Серова И.Н.), установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "АКБ "Банк Развития Региона" (далее - Общество, Банк) налоговой санкции в размере 5000 рублей.

Решением суда первой инстанции от 16.09.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт и принять новое решение.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества - доводы, приведенные в отзыве на нее.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки ОАО "МедСи" - клиента Общества - в адрес Санкт-Петербургского филиала ОАО "АКБ "Банк Развития Региона" налоговым органом было направлено требование о предоставлении документов от 08.12.2004 N 13-17/14347, в котором были запрошены следующие документы: копия кредитного договора от 27.05.2003 N 79 РК; лицевой счет (распечатка) с расшифровкой операций по счету клиента за период с 01.01.2002 по 30.06.2004; копия документа, на основании которого совершены дебетовая и кредитовая запись по этому счету; справка о движении денежных средств и их остатках на начало и конец операционного дня, в котором была совершена запись по счету.

Во исполнение данного требования Общество представило налоговому органу только выписку по лицевому счету ОАО "МедСи". Кроме того, в письме от 27.12.2004 N 771-04 Общество, ссылаясь на статью 26 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", пояснило, что предоставление остальных запрашиваемых документов является нарушением банковской тайны.

В связи с неисполнением ответчиком требования о предоставлении документов от 08.12.2004 N 13-17/14347 налоговая инспекция на основании акта от 19.04.2005 N 13-38 приняла решение от 11.05.2005 N 13-10/4742 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 5000 рублей, и направила в адрес Банка требование об уплате налоговой санкции от 11.05.2005 N 370, в котором предложила уплатить указанную сумму штрафа в срок до 27.05.2005.

Поскольку данное требование не исполнено Обществом в добровольном порядке, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика 5000 рублей налоговых санкций.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, отклонил ссылку налоговой инспекции на статью 87 Налогового кодекса Российской Федерации, указав, что получение информации о деятельности налогоплательщика в порядке названной статьи возможно лишь в рамках налоговых проверок. Кроме того, суд сослался на то, что в силу статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк обязан сохранять тайну банковского счета.

Согласно статье 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных названным Кодексом.

В подпункте 11 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляется право налоговых органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени. В пункте 2 той же статьи предусмотрено, что налоговые органы могут осуществлять и другие права, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. К числу таких прав может быть отнесено и предусмотренное пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации право требовать от банков справки по операциям и счетам.

Аналогичная норма содержится в абзаце первом пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", наделяющем налоговые органы правом получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения. В силу требований Налогового кодекса Российской Федерации указанная норма должна пониматься и применяться как не противоречащая Налоговому кодексу Российской Федерации и, следовательно, не налагающая дополнительные, сверх установленных им, обязанности на налогоплательщиков.

В соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

Такая же обязанность кредитной организации предусмотрена положениями статьи 26 Закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности", согласно которой справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора -органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Согласно статье 87 Налогового кодекса Российской Федерации если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

В данном случае в связи с осуществлением налоговой проверки ОАО "МедСи" налоговая инспекция в рамках своей компетенции в связи с проведением встречной проверки направила Обществу требование о представлении ряда документов.

Необоснованна ссылка Банка на предусмотренную статьей 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банковскую тайну.

Понятие банковской тайны раскрыто в статье 26 Закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности", где, в частности, указано: "Кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов". Однако эта же статья содержит приведенное выше положение об обязанности банка предоставлять налоговым органам справки по операциям и счетам юридических лиц (отступление от банковской тайны).

В пункте 3 мотивировочной части определения Конституционного суда Российской Федерации от 14.12.2004 N 453-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Акционерный банк "Энергобанк" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 2 статьи 86 и пунктом 1 статьи 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации" указано: "Оспариваемые положения налогового законодательства Российской Федерации, закрепляющие право налоговых органов требовать от банка необходимые справки и документы по счетам и операциям клиентов при наличии мотивированного запроса, а также ответственность банка за отказ в предоставлении указанных в запросе сведений, имеют под собой объективные и не противоречащие Конституции Российской Федерации основания, а потому не могут рассматриваться как возлагающие на банк обязанности, не соответствующие его природе, нарушающие банковскую тайну и права налогоплательщиков".

Таким образом, налоговая инспекция, затребовав у Банка спорные документы, действовала в пределах своей компетенции в рамках налогового контроля.

В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым Банк привлечен к ответственности, непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах. предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Статья 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный настоящим Кодексом срок.

Поскольку в данном случае налоговой инспекцией были запрошены такие документы как копия кредитного договора, копия документа, на основании которого совершены дебетовая и кредитовая запись, то за непредставление этих документов налоговая инспекция правомерно привлекла Общество к ответственности по пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, правильно определив размер штрафа.

Таким образом, решение суда подлежит отмене, а заявленные требования о взыскании штрафа - удовлетворению.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Общества следует взыскать государственную пошлину за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2005 по делу N А56-30710/2005 отменить.

Взыскать с ОАО "АКБ "Банк Развития Региона" в доход федерального бюджета 5000 рублей штрафа и 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.

     Председательствующий
Т.В.Клирикова

Судьи:
Н.Г.Кузнецова
А.В.Шевченко

Текст документа сверен по:

рассылка