Действующий


УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2001 года  N 012-п


По делу о соответствии Уставу Санкт-Петербурга распоряжения
исполняющего обязанности главы территориального
управления Василеостровского административного района
Санкт-Петербурга "Об упорядочении работы по размещению
объектов мелкорозничной торговли на территории
Василеостровского административного района"



Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего А.И.Осоцкого, судей О.В.Герасиной, Н.Ф.Гуцан, Л.Б.Ескиной, В.Г.Ильинской, А.А.Ливеровского,

с участием представителей муниципального Совета муниципального образования, расположенного на территории муниципального округа N 7: исполняющего обязанности председателя муниципального Совета И.Н.Половцева, адвоката Д.О.Лактионова; представителя территориального управления Василеостровского административного района Санкт-Петербурга адвоката О.Д.Чижова,

руководствуясь пунктом 1 статьи 51 Устава Санкт-Петербурга, пунктом "а" статьи 3, статьями 30, 72, 73, 74 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Санкт-Петербурга распоряжения исполняющего обязанности главы территориального управления Василеостровского административного района Санкт-Петербурга от 13 декабря 2000 года N 2258-р "Об упорядочении работы по размещению объектов мелкорозничной торговли на территории Василеостровского административного района" (далее - Распоряжение).

Поводом к рассмотрению дела явился запрос муниципального Совета муниципального образования, расположенного на территории муниципального округа N 7, о соответствии Распоряжения Уставу Санкт-Петербурга.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Распоряжение Уставу Санкт-Петербурга.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.Ф.Гуцан, объяснения представителей сторон, показания свидетелей Н.Я.Пузыни и А.Ю.Хмелева, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга

установил:

1. Муниципальный Совет муниципального образования, расположенного на территории муниципального округа N 7, оспаривает соответствие Распоряжения Уставу Санкт-Петербурга. Как указывается в запросе, Распоряжение не соответствует статьям 60 и 61 Устава Санкт-Петербурга, поскольку оно направлено на решение вопроса местного значения - "создание условий по обеспечению жителей услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания", отнесенного к ведению органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга. В запросе также отмечается, что Распоряжение официально не опубликовано.

Правовая позиция муниципального Совета муниципального образования, расположенного на территории муниципального округа N 7, изложенная в запросе, была дополнена письмами от 23 марта 2001 года N 410, от 9 апреля 2001 года N 502, от 18 апреля 2001 года N 566, от 24 апреля 2001 года N 590 и N 591. В частности муниципальный Совет сообщил, что территориальное управление Василеостровского административного района применяет Распоряжение в своей деятельности.

2. Оспариваемым Распоряжением определен порядок размещения объектов мелкорозничной торговли на территории Василеостровского административного района, утверждены Положение о районной комиссии по мелкорозничной торговле, ее состав, а также состав рабочей группы комиссии по приемке в эксплуатацию объектов мелкорозничной торговли, утверждена форма акта приемки в эксплуатацию объекта мелкорозничной торговли. Распоряжение содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные данным актом, и, следовательно, является нормативным правовым актом.

Устанавливая правила размещения на территории Василеостровского административного района объектов уличной мелкорозничной торговой сети, Распоряжение затрагивает предусмотренное частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Согласно пункту 2 статьи 70 Устава Санкт-Петербурга нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Санкт-Петербурга и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию. Таким образом, оспариваемое Распоряжение должно быть официально опубликовано.

3. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга определен распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 10 ноября 1996 года N 376-р "О порядке опубликования законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга" и Регламентом Администрации Санкт-Петербурга, утвержденным приказом губернатора Санкт-Петербурга от 20 января 1998 года N 3-п "Об утверждении Регламента Администрации Санкт-Петербурга".

Обязанность по размещению нормативных правовых актов территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга в официальных изданиях была возложена на Комитет по печати и связям с общественностью Администрации Санкт-Петербурга (пункт 8 распоряжения губернатора Санкт-Петербурга "О порядке опубликования законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга"), а обязанность по направлению нормативных правовых актов территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга в Комитет по печати и связям с общественностью Администрации Санкт-Петербурга для официального опубликования была возложена на Административно-правовой комитет (пункт 7 распоряжения губернатора Санкт-Петербурга "О порядке опубликования законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга").

Из подпунктов 3.22, 3.23, 3.25 Регламента Администрации Санкт-Петербурга следует, что официальной публикации нормативных правовых актов территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга должны предшествовать проводимая Административно-правовым комитетом в течение трех дней со дня поступления правового акта правовая экспертиза на соответствие его действующему законодательству, а также включение правового акта в реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга. В случае соответствия действующему законодательству нормативный правовой акт вносится в реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, а в случае противоречия действующему законодательству - направляется с заключением Административно-правового комитета в орган Администрации Санкт-Петербурга, издавший акт, для приведения его в соответствие с действующим законодательством. После внесения нормативного правового акта в реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга Административно-правовой комитет должен направить экземпляр нормативного правового акта в Комитет по печати и связям с общественностью Администрации Санкт-Петербурга для официального опубликования.

Исполняющий обязанности вице-губернатора Санкт-Петербурга - председатель Комитета по печати и связям с общественностью Администрации Санкт-Петербурга А.В.Потехин, вице-губернатор Санкт-Петербурга - председатель Административно-правового комитета М.Г.Михайловский, исполняющий обязанности главы территориального управления Василеостровского административного района Санкт-Петербурга А.А.Евстрахин в поступивших в Уставный суд Санкт-Петербурга письмах (от 1 марта 2001 года N 15-09-159/01-0-1, от 7 марта 2001 года N 9-36-503\01-0-0, от 6 марта 2001 года N 7-14) сообщили о том, что Распоряжение официально не опубликовано.

Вместе с тем оспариваемое Распоряжение в январе 2001 года было представлено территориальным управлением Василеостровского административного района в Административно-правовой комитет для проведения правовой экспертизы. Однако Распоряжение не внесено в реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга и не передано для официальной публикации. Не было дано и заключение Административно-правового комитета о несоответствии Распоряжения действующему законодательству.

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что вопрос об официальном опубликовании Распоряжения, изданного исполняющим обязанности главы территориального управления Василеостровского административного района Санкт-Петербурга 13 декабря 2000 года, в течение длительного времени не был решен и на момент рассмотрения дела оспариваемое Распоряжение официально не опубликовано, что подтверждено в судебном заседании объяснениями представителя территориального управления Василеостровского административного района Санкт-Петербурга и показаниями свидетелей: начальника юридического отдела территориального управления Василеостровского административного района Н.Я.Пузыни и начальника сектора Административно-правового комитета А.Ю.Хмелева.

4. Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Исходя из данного конституционного положения, губернатор Санкт-Петербурга в своем распоряжении "О порядке опубликования законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга" определил общие правила вступления в силу нормативных правовых актов территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга. В соответствии с пунктом 6 указанного распоряжения губернатора Санкт-Петербурга нормативные правовые акты территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на всей территории Санкт-Петербурга в сроки, установленные в нормативных правовых актах, но не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Поскольку оспариваемое Распоряжение официально не опубликовано, оно не вступило в силу. В рассматриваемой ситуации Уставный суд Санкт-Петербурга ограничивается проверкой соответствия Распоряжения Уставу Санкт-Петербурга только по порядку его опубликования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 62, 63, 64, 75 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга

постановил:

1. Признать распоряжение исполняющего обязанности главы территориального управления Василеостровского административного района Санкт-Петербурга от 13 декабря 2000 года N 2258-р "Об упорядочении работы по размещению объектов мелкорозничной торговли на территории Василеостровского административного района" не соответствующим Уставу Санкт-Петербурга, статье 70, пункту 2.

2. Согласно пункту 1 статьи 68 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

3. Согласно пункту 2 статьи 5, пункту 3 статьи 68 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" распоряжение исполняющего обязанности главы территориального управления Василеостровского административного района Санкт-Петербурга от 13 декабря 2000 года N 2258-р "Об упорядочении работы по размещению объектов мелкорозничной торговли на территории Василеостровского административного района" считается недействительным и не подлежит применению.

4. Согласно статье 67 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в течение 14 дней после его провозглашения.

Председательствующий
А.И.Осоцкий

Судьи Уставного суда
Санкт-Петербурга:
О.В.Герасина
Н.Ф.Гуцан
Л.Б.Ескина
В.Г.Ильинская
А.А.Ливеровский




Текст документа сверен по:

рассылка