Недействующий

     
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
УПРАВЛЕНИЕ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

ПИСЬМО

от 8 августа 2002 года N 07-10/13646


[О приведении в соответствие с федеральным законодательством на 2003 год ставок налога на игорный бизнес и организации принятия нормативных актов органами местного самоуправления, соответствующих Конституции России, по установлению налога на рекламу в 2003 году на территориях муниципальных округов Санкт-Петербурга]

______________________________________________________
Налог на рекламу отменен с 1 января 2005 года -

см. статью

1 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ
______________________________________________________
______________________________________________________
Фактически утратило силу в связи
с изменением законодательства
______________________________________________________

          

Управление МНС России по Санкт-Петербургу доводит до вашего сведения необходимость приведения в соответствие с федеральным законодательством на 2003 год ставок налога на игорный бизнес в соответствии с определением Конституционного суда РФ от 9 апреля 2002 года N 69-О и организации принятия нормативных актов органами местного самоуправления, соответствующих Конституции России, по установлению налога на рекламу в 2003 году на территориях муниципальных округов Санкт-Петербурга, поскольку данный налог может являться источником только местных бюджетов:

1. Законом Санкт-Петербурга от 27.11.1998 N 250-54 "О налоге на игорный бизнес в Санкт-Петербурге" установлены ставки налога на игорный бизнес на территории Санкт-Петербурга. В нарушение ст.57 и 75 Конституции России и ст.12 Налогового кодекса Российской Федерации ставки установлены не в пределах, установленных федеральным законодательством, а выше, чем это определено Законом Российской Федерации от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес". Право увеличивать ставки налога (по сравнению с установленными федеральным законом) было делегировано региональному законодателю пунктом 3 ст.5 вышеуказанного Федерального закона.

Определением Конституционного суда Российской Федерации от 9 апреля 2002 года N 69-О положение пункта 3 ст.5 Закона Российской Федерации от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" в части возможности установления законами субъектов РФ ставок налога, превышающих установленные федеральным законом, отменено и признано не подлежащим применению как не соответствующее Конституции России. Определение КС РФ опубликовано в "Российской газете" 24 июля 2002 года.

Учитывая изложенное, полагаем, что при принятии закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год" необходимо учесть правовую позицию Конституционного суда РФ по вопросу установления величины ставок по налогу на игорный бизнес региональными законодателями.

2. Малый Совет Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов 21 мая 1992 года принял решение N 149, где в п.3 была установлена ставка налога на рекламу в 1992 году в размере 5%. В последующем в п.10 решения Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов 19 сессии 21 созыва от 25 мая 1993 года N 66 "О городском бюджете Санкт-Петербурга на 1993 год" с 01.04.1993 была установлена ставка налога на рекламу в размере 5%. До настоящего момента других нормативных документов, устанавливающих ставку налога на рекламу и вводящих данный налог на территории Санкт-Петербурга, компетентными органами на территории Санкт-Петербурга принято не было.

ГНИ по Санкт-Петербургу обращалась с вопросами в Финансовый комитет мэрии Санкт-Петербурга. В ответ было направлено письмо от 10.03.1994 N 04-11/163, где в п.3 было указано, что в вышеуказанном решении от 25 мая 1993 года N 66 установлена ставка налога на рекламу с 01.04.1993 и дополнительного подтверждения на 1994 год не требуется.

Налогоплательщики, действуя по инерции, на основании указанных нормативных документов и разъяснений Управления МНС России по Санкт-Петербургу до настоящего времени уплачивают налог на рекламу.

Учитывая подп. "и" п.1 статьи 72, п.2 и 5 ст.76 Конституции Российской Федерации (от 12.12.1993), а также правовую позицию Конституционного суда в отношении порядка введения налогов на территориях субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также положения Налогового кодекса Российской Федерации, налог на рекламу нельзя считать установленным на территории Санкт-Петербурга начиная с 1994 года, поскольку не установлена ставка налога и иные элементы налога надлежащим образом.

Еще 11.11.1997 в своем постановлении N 16-П Конституционный суд указал на то, что налоговый платеж - это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе, на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности, что воплотилось в ст.1 и 12 НК РФ.

В постановлении от 21.03.1997 N 5-П Конституционный суд РФ определил, что "принцип установления налогов законами закреплен в статье 57 Конституции Российской Федерации. Применительно к налогам субъектов Российской Федерации с учетом изложенных конституционных положений "законно установленными" могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом.

Установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.".

Данная позиция Конституционного суда РФ применима и к местным налогам, и порядку их введения на соответствующих территориях.

Только соблюдение совокупности указанных условий является основанием для оценки конкретного налога или сбора как "законно установленного".

С учетом п.3 ст.6 Закона РФ от 28.08.1995 N 154-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Санкт-Петербурге источники доходов местных бюджетов определяются законами Санкт-Петербурга, а установление местных налогов и сборов осуществляется самостоятельно органами местного самоуправления (п.1 ст.132 Конституции РФ). При этом исключения, установленные п.4 ст.12 Налогового кодекса Российской Федерации для Москвы и Санкт-Петербурга в силу п.1 ст.15 и п.1 ст.132 Конституции РФ не могут применяться.

Органы местного самоуправления (до их формирования иные соответствующие органы власти) не устанавливали в соответствии с вышеизложенным порядком на своих территориях налог на рекламу в 1994, 1997, 1998, 2000, 2001, 2002 годах. Пункт 10 решения Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов 19 сессии 21 созыва от 25 мая 1993 года N 66 "О городском бюджете Санкт-Петербурга на 1993 год" действовал только в 1993 году и, кроме того, не является законодательством о налогах и сборах (ст.1 НК РФ), а относится к бюджетному законодательству. В связи с чем налог на рекламу взимается с налогоплательщиков в Санкт-Петербурге с 1994 года незаконно.

Кроме того, в 1995, 1999 и 2000 годах законами о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующие периоды налог был источником бюджета субъекта РФ - Санкт-Петербурга, что нарушает принцип самостоятельности бюджетов, установленный ст.31 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) и ст.47 и 48 БК РФ.

Учитывая изложенное, право устанавливать источники доходов местных бюджетов не дает права субъектам РФ источники доходов местных бюджетов направлять в свой бюджет. Поскольку налог на рекламу в соответствии со ст.21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" является местным налогом и в соответствии со ст.48 БК РФ не является регулирующим, а в п.5 ст.76 Конституции России установлено, что если закон субъекта РФ противоречит федеральному закону, то применяется федеральный закон. Таким образом, субъект не вправе был зачислять местные налоги и сборы в свой бюджет.

Полагаем, что предоставленное городам федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга право определять источники доходов местных бюджетов не касается местных налогов. Поскольку в соответствии со ст.73 Конституции РФ (где указано, что субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти по вопросам, находящимся вне пределов исключительного ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ) вопрос установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации в соответствии с подп. "и" п.1 ст.72 Конституции России не может разрешаться субъектами РФ по своему усмотрению, в том числе и порядок зачисления местных налогов в иной бюджет, а не органа местного самоуправления.

Учитывая изложенное, просим организовать принятие соответствующих нормативных актов органами местного самоуправления, соответствующих Конституции России, по установлению налога на рекламу в 2003 году на территориях муниципальных округов Санкт-Петербурга, поскольку данный налог может являться источником только местных бюджетов, с целью исключения нарушения конституционных прав налогоплательщиков, установленных ст.57 Конституции России. Кроме того, при принятии закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год" необходимо учесть, что налог на рекламу не может быть источником бюджета субъекта РФ, равно как и иные местные налоги.

Заместитель руководителя Управления
советник налоговой службы РФ I ранга
В.И.Красавин




Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»