АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 28 мая 2007 года Дело N А40-33301/06-139-92


[Суд признал недействительным решение налоговой инспекции в части доначислений по налогу на прибыль, НДС, пеней и штрафов, указав, что приобретение заявителем услуг по организации и проведению общественных слушаний непосредственно связано с осуществлением операций, облагаемых НДС в рамках договора подряда на выполнение геологоразведочных работ, в связи с чем заявитель имеет право на применение вычетов по НДС]

Арбитражный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Газфлот" к Межрайонной ИФНС России N 48 по г.Москве о признании недействительным решения от 21.04.2006 N 22/14 в части налога на прибыль и налога на добавленную стоимость по организации и проведению общественных слушаний и соответствующих пени и штрафов, установил:

ООО "Газфлот" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 48 по г.Москве от 21.04.2006 N 22/14.

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 28.08.2006, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2006, требования удовлетворены частично.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.03.2007 указанные выше судебные акты отменены в части налога на прибыль и НДС по организации и проведению общественных слушаний и соответствующих пени и штрафов. Дело в отмененной части передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы.

Суд кассационной инстанции указал, что выводы судов по расходам заявителя по организации и проведению общественных слушаний ошибочны, т.к. они прямо предусмотрены календарным планом работ по договору от 15.07.2004 N 33600/75-04. При новом рассмотрении дела суду необходимо дать оценку упомянутому договору.

Ответчик требования заявителя не признал по доводам, изложенным в оспариваемой части решения, отзыве, представленным письменным объяснениям (т.6, л.д.83-85).

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению в части признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 48 по г.Москве от 21.04.2006 N 22/14 в части доначислений по налогу на прибыль в размере 3389831 руб., налогу на добавленную стоимость по организации и проведению общественных слушаний и соответствующих пени и штрафов.

Как следует из материалов дела, в 2004 году на основании договора на выполнение геологоразведочных работ N 33600/75-04 от 15.07.2004 (далее - Договор) между ООО "Газфлот" (подрядчик) и ОАО "Газпром" (заказчик) ООО Тазфлот" производило разведочное бурение на участках недр в акватории Тазовской и Обской губ.

Согласно пункту 1.1 Договора, общество обязалось выполнить геологоразведочные работы в соответствии с заданием заказчика. Пунктом 3.1 Договора, предусмотренная договором работа, включая ее составные части (этапы), выполняется в сроки, указанные в календарном плане работ. Задание заказчика и календарный план работ оформлены в качестве приложений к Договору, являющихся его неотъемлемой частью (пункт 11.4 Договора). Общая стоимость работ согласована сторонами в размере 318400000 руб. (п.2.1 Договора) и в дальнейшем не корректировалась.

В соответствии с заданием заказчика на выполнение геологоразведочных работ (приложение N 1 к Договору), в разделе "Геолого-геофизические и прочие работы" ООО "Газфлот" предписано проведение мероприятий по охране окружающей среды и экологическому мониторингу, к числу которых прямо относится и проведение общественных слушаний.

В соответствии с календарным планом работ, проведение подрядчиком общественных слушаний в Ямало-Ненецком автономном округе предусматривалось в апреле-октябре 2004 года (т.5, л.д.58) как отдельный этап подрядных работ, стоимость которого определена сторонами в размере 7055000 руб. включая НДС.

Согласно п.п.5.1 и 5.2 Договора, выполнение работ могло производиться как самим подрядчиком, так и привлеченными им "силами и средствами", в качестве которых для выполнения работ по проведению общественных слушаний в Ямало-Ненецком автономном округе заявитель (подрядчик) привлек ООО "Центр перспективного развития районов Крайнего Севера". На основании договора N 33600/91-04 от 17.06.2004 общая стоимость работ по организации и проведению общественных слушаний определена в размере 4466031 руб. включая НДС.

В соответствии с п.9.1. Договора N 33600/75-04 от 15.07.2004, его условия применяются к отношениям сторон, возникшим с 1 января 2004 года, т.е. действия по исполнению условий Договора (в частности, заключение договора с ООО "Центр перспективного развития районов Крайнего севера") осуществлялись ООО "Газфлот" ранее даты подписания Договора правомерно.

Результат работ по договору N 33600/91-04 от 17.06.2004 принят ООО "Газфлот" по акту от 17.08.2004, в последующем передан без каких-либо возражений со стороны заказчика - ОАО "Газпром" - в составе прочих работ по охране окружающей среды и экологическому мониторингу, т.е. как надлежащее исполнение ООО "Газфлот" условий заключенного Договора.

Стоимость услуг ООО "Центр перспективного развития районов Крайнего Севера" составила 4466031 руб., тогда как стоимость соответствующих работ по Договору 7055000 руб. - значительно выше (положительный экономический эффект для ООО "Газфлот" 2588969 руб.).

Таким образом, Договор на выполнение геологоразведочных работ N 33600/75-04 от 15.07.2004 является одним из доказательств документальной подтвержденности и экономической обоснованности затрат налогоплательщика, уменьшающих налоговую базу заявителя по налогу на прибыль за 2004 год.

Предусматривая в договоре подряда на выполнение геологоразведочных работ обязанность ООО Тазфлот" провести общественные слушания, стороны учитывали, что выполнение геологоразведочных работ подлежит обязательной экологической экспертизе.

Согласно п.3 ст.36 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ проекты размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов, по которым не имеется положительного заключения государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат, и работы по их реализации финансировать запрещается.

В соответствии с природоохранным законодательством, проведение общественных слушаний является необходимым условием для получения положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту строительства поисковых скважин.

Без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы ООО "Газфлот" не могло приступить к строительству скважин - то есть осуществлять свою основную деятельность и выполнить обязательства перед Заказчиком в соответствии с заключенным договором подряда.

Согласно ст.ст.11, 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 N 174-ФЗ, обязательной государственной экологической экспертизе подлежат все виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду.

Согласно п.4 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы (утв. постановлением Правительства РФ от 11.06.96 N 698), обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.

Согласно п.2.5 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (утв. приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372), участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия является обязательным элементом оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Необходимость представления на государственную экологическую экспертизу протоколов общественных слушаний также следует из указаний по заполнению единой формы заключения государственной экологической экспертизы (утв. приказом Минприроды России от 28.09.95 N 392).

Постановлением губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа "О реализации компенсационных и природоохранных мероприятий, направленных на сохранение экосистем Обской и Тазовской губ" от 21.08.2002 N 242, установлены следующие компенсационные и природоохранные мероприятия: получение положительного заключения государственной экологической экспертизы на изыскательские и сейсморазведочные работы, ведение постоянного супервайзерского методического контроля, а также экологического и общественного контроля.

В материалы дела представлены письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 14.10.2005, 06.03.2006, 19.02.2006 "О государственной экологической экспертизе" (т.2, л.д.104-109), в которых Росприроднадзор, как государственный орган, уполномоченный на проведение государственной экологической экспертизы, указывает ООО "Газфлот" на необходимость представления материалов общественных слушаний для проведения государственной экологической экспертизы рабочих проектов на строительство поисковых и разведочных скважин. При этом Росприроднадзор указывает, что в случае непредставления материалов общественных слушаний государственная экологическая экспертиза не проводится, а представленная документация подлежит возврату организации.

Таким образом, заявитель не мог приступить к производству геологоразведочных работ без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, которая не могла быть проведена без представления материалов о проведении общественных слушаний. Следовательно, выполнение обязательств по договору подряда - разведочного бурения - и получение вознаграждения по договору от заказчика для ООО "Газфлот" было невозможно без проведения общественных слушаний в районах производства работ.

Суд считает необоснованными доводы ответчика о финансировании общественных слушаний из бюджета муниципального образования "Тазовский район" Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии со ст.14 Бюджетного кодекса РФ, местный бюджет является единственной формой расходования денежных средств в целях исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование иных форм для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Бюджетом муниципального образования Тазовский район на 2004 год (утв. решением Собрания представителей муниципального образования Тазовский район от 24.12.2003 N 52) расходы по проведению общественных слушаний не предусмотрены (т.5, л.д.62-77).

В соответствии с п.2.5 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (утв. приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372, обеспечение участия общественности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком, т.е. лицом, представляющим документацию на экологическую экспертизу.

Суд приходит к выводу о том, что общественные слушания в данном случае могли быть проведены только по инициативе ООО "Газфлот" как лица, заинтересованного в проведении экологической экспертизы, и только за счет его средств.

Согласно постановлению Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 6 апреля 1999 года N 7486/98 исчисление и уплата налога не связаны с выполнением требований других отраслей законодательства. Налог исчисляется и уплачивается исключительно на основании и в соответствии с теми правовыми нормами, которые содержатся в законодательстве, регулирующем условия налогообложения.

Заявитель выполнил установленные налоговым законодательством условия для признания расходов при налогообложении прибыли: документальная подтвержденность (абз.4 п.1 ст.252 НК РФ) и экономическая обоснованность (абз.3 п.1 ст.252 НК РФ), в связи с чем выводы налогового органа о занижении налоговой базы по налогу на прибыль на сумму 3389831 рублей, противоречат ст.252 НК РФ.

Суд приходит к выводу о том, что приобретение заявителем услуг по организации и проведению общественных слушаний непосредственно связано с осуществлением операций, облагаемых НДС в рамках договора подряда на выполнение геологоразведочных работ, в связи с чем заявитель имеет право на применение вычетов по НДС в размере 610169 руб.

В соответствии с п.3 ст.189 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие). В ходе судебного заседания представитель налогового органа законность решения в оспариваемой части надлежащим образом не обосновал, доводы заявителя не опроверг.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.172, 252 НК РФ, руководствуясь ст.ст.69, 110, 167-170, 197-201 АПК РФ, суд решил:

Признать недействительным, не соответствующим НК РФ, принятое в отношении ООО "Газфлот" решение Межрайонной ИФНС России N 48 по г.Москве от 21.04.2006 N 22/14 в части доначислений по налогу на прибыль в размере 3389831 руб., налогу на добавленную стоимость по организации и проведению общественных слушаний и соответствующих пени и штрафов.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия и в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу.

Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 28 мая 2007 года.

Судья
...




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка