ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2010 года Дело N А12-5210/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Хайбулова А.А., судей Салиховой З.И., Ананьева Р.В., при участи:

заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зарезина Владимира Петровича, паспорт, и его представителя Левина В.И., ордер от 10.12.2010 N 34/486,

в отсутствие: иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зарезина Владимира Петровича, г. Михайловка Волгоградской области, на решение Арбитражного суда Волгоградской области 28.04.2010 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2010 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Борисова Т.С., Смирников А.В.)

по делу N А12-5210/2010

по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зарезина Владимира Петровича к администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области с участием третьего лица - Пахомова Сергея Александровича о признании незаконными действий и обязании устранить допущенное нарушение прав,

УСТАНОВИЛ:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зарезин Владимир Петрович (далее - глава КФХ Зарезин В.П., заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области (далее заинтересованное лицо, Администрация) по отказу в предоставлении в аренду земельного участка, кадастровый номер 34:16:080006:162, по объявлению торгов в форме открытого аукциона на право аренды земельного участка, кадастровый номер 34:16:080006:162, и обязании администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области заключить договор аренды вышеназванного земельного участка сроком на 49 лет.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.04.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты, удовлетворить его требования в полном объеме.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав заявителя и его представителя, считает указанные судебные акты законными и не подлежащими отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между Администрацией и главой КФХ Зарезиным В.П. был заключен договор от 15.01.2009 N 12 аренды земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 6,55 га, кадастровый номер 34:16:08 00 06:162, расположенного по адресу: Волгоградская область, Михайловский район, в 5,4 километрах по направлению на северо-восток от ориентира хутор Отруба, сроком на три года с 15.01.2009 по 14.01.2012.

Соглашением сторон от 16.12.2009 N 4 вышеназванный договор аренды расторгнут.

Из материалов дела усматривается, что 18.11.2009 в газете «Волгоградская правда» было опубликовано сообщение о наличии свободного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения и планируемом администрацией Михайловского муниципального района Волгоградской области предоставлении в аренду на срок до 49 лет земельного участка, площадью 65500,0 кв.м, кадастровый номер 34:16:08 00 06:162, расположенного по адресу: Волгоградская область, Михайловский район, в 5,4 километрах по направлению на северо-восток от ориентира хутор Отруба, для производства сельскохозяйственной продукции.

Глава КФХ Зарезин В.П. 25.11.2009 и 24.12.2009 обращался в Администрацию с заявлением о предоставлении ему в аренду вышеуказанного земельного участка сроком на 49 лет для создания и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на основании статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Письмом заместителя главы администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области от 29.01.2010 N 01-24/8762 главе КФХ Зарезину В.П. было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду в связи с необходимостью проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды вышеназванного земельного участка. Обязательность проведения торгов обусловлена наличием двух заявок о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду: от главы КФХ Зарезина В.П. и Пахомова С.А.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что отказ администрации в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду не нарушает норм действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.

Пункт 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ).

В силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации реализация данного права осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и главой XIV Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон N 101 ФЗ) передача в аренду земель сельскохозяйственного назначения из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, производится в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

В силу статей 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющих порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Таким образом, лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.

Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что до разграничения права государственной собственности на землю распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, осуществляют органы местного самоуправления.

В силу статьи 11 Федерального закона N 74-ФЗ для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ, согласно которому граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).

По смыслу статей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судами установлено, что отсутствуют оба вышеназванных условия, а именно: оспариваемыми действиями администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области не нарушены нормы действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.

На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной иснатнций об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий Администрации по отказу в предоставлении в аренду земельного участка, кадастровый номер 34:16:080006:162, по объявлению торгов в форме открытого аукциона на право аренды указанного земельного участка и обязании Администрации заключить договор аренды данного земельного участка.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.04.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2010 по делу N А12-5210/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
А.А.Хайбулов
Судьи
З.И.Салихова
Р.В.Ананьев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка