ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2007 года Дело N А56-59517/2005

     
[Суд удовлетворил требование о признании незаконными решения таможни об отказе обществу в применении упрощенного порядка декларирования, предусмотренного статьей 138 ТК РФ, в отношении товаров, заявленных к вывозу по временным таможенным декларациям, и о признании недействительным решения таможенного управления, поскольку в нарушение части 3 статьи 15 Конституции РФ при вынесении оспариваемых решений таможенные органы применили нормативный правовой акт, официально не опубликованный для всеобщего сведения, и, отказав в применении упрощенного порядка декларирования, нарушили права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности]

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Любченко И.С., судей: Подвального И.О. и Хохлова Д.В., при участии от Северо-Западного таможенного управления Филоненко В.В. (доверенность от 09.01.2007 N 01-32/18),  рассмотрев 14.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного таможенного управления на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2007 (судья Королева Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 (судьи: Гафиатуллина Т.С., Фокина Е.А., Шестакова М.А.) по делу N А56-59517/2005, установил:

Открытое акционерное общество "ТНК-ВР Холдинг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решения Выборгской таможни (далее - Таможня) от 18.07.2005 N 22-01/433 об отказе Обществу в применении упрощенного порядка декларирования, предусмотренного статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в отношении товаров, заявленных к вывозу по временным таможенным декларациям N 42269547 и 42269548, и о признании недействительным решения  Северо-Западного таможенного управления (далее - Управление) от 31.08.2005 N 12-03-12/82.

Решением суда первой инстанции от 20.02.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007, заявление удовлетворено, оспариваемое решение Таможни признано незаконным, а решение Управления - недействительным.

В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - статей 68, 127, 132, 137, 138, 403 ТК РФ. По мнению подателя жалобы, при подаче временной декларации Обществом не предъявлен к таможенному оформлению товар, что препятствовало осуществлению таможенного контроля; целью действий заявителя являлся вывоз товаров с уплатой таможенных платежей по более низким ставкам, так как принятие Таможней временной декларации позволило бы Обществу перечислять таможенные платежи в меньшем размере.

В отзыве на жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, судебные акты - без изменения, а также ходатайствует о рассмотрении жалобы без участия его представителя.

В судебном заседании представитель Управления поддержал  доводы жалобы.

Таможня и Общество о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что 18.07.2005 ЗАО "Электроспецсервис" (таможенный брокер) подало в Таможню от имени Общества временные таможенные декларации N 42269547 и 42269548 с целью оформления вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации товара (нефть сырая необработанная) в августе 2005 года; к декларациям приложены документы согласно описи.

Таможня отказала Обществу в применении упрощенного порядка декларирования, установленного статьей 138 ТК РФ, направив в адрес  ЗАО "Электроспецсервис" соответствующее уведомление от 18.07.2005 N 22-01/433. В обоснование своего решения таможенный орган указал на увеличение с 01.08.2005 действующей ставки вывозной таможенной пошлины на экспортируемый товар, что в соответствии с пунктом 2 статьи 137 ТК РФ исключает применение в отношении данного товара упрощенного порядка декларирования.

Общество, посчитав отказ Таможни незаконным, обратилось с жалобой в вышестоящий таможенный орган - Управление.

Решением от 31.08.2005 N 12-03-12/82 Управление признало правомерным решение Таможни и отказало Обществу в удовлетворении жалобы, указав в обоснование на то, что установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 304 "Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о таможенном союзе" действующая ставка вывозной таможенной пошлины на экспортируемый товар с 01.08.2005 будет увеличена. Следовательно, применение в июле 2005 года упрощенного порядка декларирования нефти сырой, планируемой к вывозу в августе 2005 года, может послужить основанием для уменьшения таможенных платежей, что исключает применение в отношении данного товара такого порядка декларирования.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Таможенные органы вправе требовать и проверять документы, необходимые для таможенного контроля, в том числе документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров (статьи 366, 367 ТК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 359 ТК РФ при таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда Таможенным кодексом Российской Федерации установлены более короткие сроки.

Статьями 123-125, 127, 129, 131, 132 ТК РФ предусмотрен общий порядок декларирования товаров и транспортных средств: установлены формы и сроки декларирования, соответствующие права и обязанности декларанта и таможенного органа, порядок принятия деклараций и перечень документов, необходимых для таможенного оформления.

В соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования. Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (пункты 1 и 2 статьи 137 ТК РФ).

Особый порядок декларирования товаров (периодическое временное декларирование) предусмотрен статьей 138 ТК РФ.

При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.

После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации, определяется декларантом. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать одного календарного месяца, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода.

Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (пункты 1-4 статьи 138 ТК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 138 ТК РФ при использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия таможенным органом этой декларации. Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 статьи 138 ТК РФ, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии со статьей 355 ТК РФ (пункт 6 статьи 138 ТК РФ).

По смыслу приведенных нормативных положений законом предусмотрены специальные правила, которые применяются ввиду особых качественных (потребительских) свойств отдельных российских товаров и, как следствие, в особых условиях совершения и таможенного оформления отдельных экспортных операций.

Специальные нормы права применяются с учетом их взаимодействия с общими правилами. При этом необходимо выяснить волю законодателя исходя из особенностей фактической стороны дела, а также общих и специальных задач и целей правового регулирования.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 319 ТК РФ при перемещении (вывозе) товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 325 ТК РФ для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных статьями 150, 312 и пунктом 1 статьи 327 ТК РФ (при выпуске товаров до подачи таможенной декларации, при их перемещении трубопроводным транспортом, а также при незаконном перемещении товаров через таможенную границу).

В абзаце 5 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих при применении норм Таможенного кодекса Российской Федерации о периодическом временном декларировании российских товаров (кроме товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи)" указано, что при применении норм права, закрепленных в пунктах 1 и 2  статьи 137 ТК РФ и в пунктах 1, 3, 5, 6 статьи 138 ТК РФ, судам следует учитывать, что в случае, если на момент подачи временной таможенной декларации опубликован нормативный правовой акт, не введенный в действие в соответствии со статьей 4 ТК РФ, которым установлены новые таможенные пошлины на период, в течение которого предполагается вывозить товары, применение периодического временного декларирования означало бы освобождение от полной уплаты таможенных платежей. В связи с этим в указанном случае упрощенный порядок декларирования российских товаров в виде периодического временного декларирования не может быть применен.

Приведенное толкование материального закона является официальным нормативным, а следовательно, обязательным для арбитражных судов.

В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в газете "Российская газета" или в Собрании законодательства Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2005 N 432 "Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о таможенном союзе" (далее - постановление Правительства N 432) с 01.08.2005 установлены более высокие ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Это постановление официально опубликовано в газете "Российская газета" 19.07.2005 и именно этот день является днем его официального опубликования.

День 18 июля 2005 года, которым датирован выпуск "Собрания законодательства Российской Федерации" с текстом постановления Правительства N 432 не может считаться днем его официального опубликования, так как указанная дата совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании нормативного правового акта его адресатами (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 24.10.96 N 17-П).

Таким образом, в нарушение части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации при вынесении оспариваемых решений таможенные органы применили нормативный правовой акт, официально не опубликованный для всеобщего сведения, и, отказав в применении упрощенного порядка декларирования, установленного статьей 138 ТК РФ, нарушили права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.

При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары (подпункт 2 пункта 2 статьи 127 ТК РФ). При этом декларирование товаров (с учетом длительности перспективы совершения юридически значимых действий) не исключает предъявления декларируемых товаров после подачи временной таможенной декларации в целях должной реализации как мероприятий таможенного контроля (публичных интересов), так и соблюдения экономических интересов декларанта.

При таких обстоятельствах оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 по делу N А56-59517/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного таможенного  управления - без удовлетворения.

     Председательствующий
И.С.Любченко

Судьи:
И.О.Подвальный
Д.В.Хохлов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка