ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 августа 2008 года Дело N А56-48727/2007


[Суд признал незаконным постановление таможни по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.15 КоАП РФ, поскольку недостоверное указание в соответствующей графе отчета по форме ДО2мв веса брутто товара не повлекло искажения сведений о фактически выпущенном товаре, т.к. причины такого расхождения раскрыты обществом перед таможенным органом]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Мунтян Л.Б., судей: Клириковой Т.В., Любченко И.С., при участии: от ОАО "Петролеспорт" Новосада А.А. (доверенность от 23.01.2008 N 29), от Балтийской таможни Рождественской К.В. (доверенность от 29.12.2007 N 04-19/1956), Орловой И.В. (доверенность от 31.01.2008 N 30-15/1714), рассмотрев 29.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2008 (судья Алешкевич О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2008 (судьи: Фокина Е.А., Зотеева Л.В., Шульга Л.В.) по делу N А56-48727/2007, установил:

Открытое акционерное общество "Петролеспорт" (далее - общество, СВХ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Балтийской таможни (далее - таможня) от 06.11.2007 по делу об административном правонарушении N 10216000-1951/2007, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 11.02.2008, оставленным без изменения постановлением от 30.04.2008, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление таможни признано незаконным и отменено.

В кассационной жалобе таможня просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. Податель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неверно применил статью 2.9 КоАП РФ, поскольку обстоятельства совершенного обществом деяния свидетельствуют о безразличном отношении СВХ к принятой на себя публично-правовой обязанности.

В судебном заседании представители таможни поддержали доводы жалобы, а представитель общества отклонил их.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, по результатам проведенной в отношении общества таможенной ревизии компетентным органом выявлено представление СВХ отчетности формы ДО2, содержащей недостоверные сведения. В частности таможня установила, что вес брутто товара, отраженный в графе 12 отчетной формы ДО2, согласно отчету от 13.01.2007 N 298 составляет 23055 кг, согласно отчету от 12.01.2007 N 252 - 23100 кг, в то время как в ГТД N 10216080/090107/0000552 общий вес брутто указан как 54955 кг, в коносаментах N 3009059070, 3009057129 соответственно как 27455 кг и 27500 кг.

Определением от 31.08.2007 таможня возбудила в отношении СВХ дело об административном правонарушении N 10216000-1951/2007, составила протокол от 01.10.2007 и постановлением от 06.11.2007 признала общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, назначив ему наказание в виде штрафа в размере 20000 руб.

СВХ, не согласившись с названным постановлением, обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции указал, что общество как владелец СВХ не несет обязанности по определению веса товара (брутто) при его доставке морским (речным) транспортом в целях помещения на временное хранение. Суд апелляционной инстанции, усмотрев в действиях общества состав правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, посчитал совершенное СВХ деяние малозначительным применительно к статье 2.9 КоАП РФ.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы с учетом следующего.

В силу статьи 16.15 КоАП РФ непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статьей 364 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлен круг лиц, обязанных по требованию таможенных органов представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Форма и порядок представления таможенному органу отчетности регламентированы Правилами совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденными приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.09.2003 N 958 (далее - Правила).

Как указано в пункте 6 Правил, для помещения товаров после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации на СВХ, расположенный в месте прибытия, в соответствии со статьями 73-76, 102 ТК РФ должностному лицу таможенного поста или при отсутствии таможенного поста в структуре таможни структурного подразделения таможни, осуществляющего таможенное оформление и таможенный контроль (далее - подразделение таможенного органа), владелец СВХ представляет документы, содержащие следующие сведения: при международной перевозке морским (речным) транспортом: наименование, общее количество и описание товаров; количество грузовых мест, их маркировку и виды упаковок товаров.

Пунктом 27 Правил предусмотрено, что владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении (пункт 2 статьи 112 ТК РФ) по следующим формам: при помещении товаров после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации морским (речным) транспортом на СВХ, расположенный в месте прибытия: ДО1мв - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение на СВХ; ДО2мв - отчетность, формируемая в случае выдачи товаров с СВХ.

Положениями указанных Правил не предусмотрено обязанности определения веса брутто товара владельцем СВХ. Сведения о весе указываются в отчетной форме на основании документов: декларации о грузе, коносамента и иных документов, подтверждающих перевозку.

Если в процессе принятия товаров на хранение устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах) указанным в транспортных или коммерческих документах, владелец СВХ извещает об этом подразделение таможенного органа путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и обычаями делового оборота фиксируются данные обстоятельства. Указанные документы прикладываются к документам, представляемым при помещении товаров на СВХ (пункт 15 Правил).

Системный анализ Правил не позволяет признать, что на подзаконном уровне имеется четкая правовая регламентация действий владельца СВХ (порядка заполнения им отдельных граф отчетной формы) в случаях необходимой корректировки отчетных сведений на документальной основе (при выявленных расхождениях сведений в первоначальных и последующих документах).

В силу частей 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается деяние, сопряженное с противоправным посягательством на охраняемые законом общественные отношения, отсутствием должной степени заботливости и осмотрительности в целях соблюдения правопорядка.

Материалами дела подтверждается и не опровергнуто таможней, что при выдаче товаров с СВХ 12.01.2007 и 13.01.2007 в распоряжение общества поступили коносаменты, в которых указан правильный вес брутто товаров - 27455 кг и 27500 кг. В целях подтверждения фактического веса товаров соответствующие коносаменты, ГТД и другие товаросопроводительные документы приложены владельцем СВХ к отчету от 12.01.2007 N 252 и к отчету от 13.01.2007 N 298 по форме ДО2мв. При указанных обстоятельствах недостоверное указание в соответствующей графе отчета по форме ДО2мв веса брутто товара не повлекло искажения сведений о фактически выпущенном товаре, поскольку причины такого расхождения раскрыты обществом перед таможенным органом. С учетом изложенного следует признать, что поведение общества не носит характер противоправного посягательства.

Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

При таком положении кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2008 по делу N А56-48727/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.

     Председательствующий
Л.Б.Мунтян

Судьи:
Т.В.Клирикова
И.С.Любченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка