ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2008 года Дело N А32-911/2008-16/6

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2008 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шимбаревой Н.В. судей Е.В. Андреевой, И.Г. Винокур при ведении протокола судебного заседания Шимбаревой Н.В.

при участии: от ОАО «Новофарм»: Панченко В.В. по доверенности от 10.11.2008 г.; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 30.06.2008 г. по делу N А32-911/2008-16/6, принятое в составе судьи Грибовой А.И., по иску открытого акционерного общества «Новофарм» к ответчикам: Министерству финансов РФ, Департаменту по финансам бюджету и контролю Краснодарского края, Финансовому управлению департамента по финансам, бюджету и контролю в г. Новороссийске

при участии третьего лица - Администрации муниципального образования г. Новороссийска

о взыскании задолженности

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Новофарм" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Министерству финансов РФ, Департаменту по финансам бюджету и контролю Краснодарского края, Финансовому управлению департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в г. Новороссийске о взыскании 2 126 333,01 руб. убытков, понесенных в связи с невозмещением расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, а также расходов по уплате госпошлины в сумме 22 135, 58 руб.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2008 г. по делу N А32-911/2008-16/6 требования ОАО «Новофарм» удовлетворены. Судебный акт мотивирован ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ, поскольку причинение истцу убытков непосредственно связано с бездействием РФ, выразившимся в недостаточном выделении денежных средств для возмещения расходов предприятиям в связи с предоставлением льгот инвалидам и ветеранам, требования обоснованы и подлежат удовлетворению. Срок исковой давности не пропущен, Финансовым управлением департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в 2006-2007 г.г. проводилось частичное погашение задолженности.

Не согласившись с указанным решением, Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю обратилось с апелляционной жалобой. Податель жалобы полагает, что истцом не доказана вина РФ, выразившаяся в недостаточном выделении денежных средств для возмещения расходов. Истцом заявлено о возмещение убытков, возникших у него в 2004 году, вместе с тем, истец обратился в суд только 15.01.2008 г., то есть с пропуском срока исковой давности ст. 196 ГК РФ. Убытки истца должны подтверждаться первичными документами, а не реестрами рецептов. Кроме того, суд первой инстанции неправомерно взыскал денежные средства с лица, не привлеченного к делу в качестве ответчика - Российской Федерации, чем допустил грубое нарушение норм процессуального права.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Участвующие в деле лица о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.

В судебном заседании ОАО «Новофарм» отказалось от взыскания задолженности в размере 166 365,86 руб.

Согласно п.2, 5 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Согласно ст.269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

С учетом изложенного, производство в части взыскания 166 365,86 руб. компенсации расходов подлежит прекращению.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, спор связан с реализацией ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» и ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Между Управлением социальной защиты населения администрации г. Новороссийска, (заказчиком), Финансовым управлением департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в г. Новороссийске и муниципальным унитарным предприятием «Новофарм» (исполнителем) был заключён договор N 13.10/13 от 19.01.2004 г. о возмещении расходов за предоставление льгот по лекарственному обеспечению. ОАО «Новофарм» является правопреемником МУП «Новофарм», поскольку решением городской думы муниципального образования г. Новороссийск от 24.04.2007 г. МУП «Новофарм» было приватизировано и преобразовано в открытое акционерное общество.

Во исполнение положений договора N 13.10/13 от 19.01.2004 г., ФЗ от 12.01.1995 г. N 5 «О ветеранах», ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» истец в 2004 году предоставлял льготы гражданам на лекарственные средства. Полагая, что его расходы, связанные с предоставлением льгот, не возмещены в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском, истец требует возмещения за счет казны Российской Федерации, Краснодарского края и г. Новороссийска расходов, связанных с предоставлением в 2004 году льгот.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы.

Российская Федерация, установив Федеральным законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и «О ветеранах», льготы по лекарственному обеспечению, приняла на себя и обязанность полного возмещения предприятиям расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.

В силу ст. 10 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Статья 13 Закона о социальной защите инвалидов в редакции, действовавшей до 31.12.2004, предусматривала, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Порядок и условия оказания квалифицированной медицинской помощи различным категориям инвалидов определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

В пункте 4 названного постановления указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Федеральный закон от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» в приложении 14 предусматривает субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию закона «О социальной защите инвалидов в РФ», однако не выделяет денежных средств на реализацию закона «О ветеранах».

В порядке реализации указных правовых актов, федеральный бюджет осуществлял частичное финансирование, в подтверждение чего представлены: справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета, годовой отчет об исполнении консолидированного бюджета (л.д.137-138 т.1), денежные средства по коду «1806» - «обеспечение лекарственными средствами инвалидов и ветеранов», поступали и были полностью израсходованы.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.08.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца 6 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего.

Государство не отменяло и не приостанавливало действие Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и «О ветеранах», поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.

Согласно ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией.

Согласно ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации.

Согласно ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Поскольку причинение истцу убытков непосредственно связано с бездействием Российской Федерации, выразившимся в недостаточном выделении денежных средств для возмещения расходов предприятиям в связи с предоставлением льгот инвалидам и ветеранам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исковые требования следует удовлетворить за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.

Постановлением главы администрации г. Новороссийска с 01.01.2005 г. было ликвидировано управление по социальной защите населения администрации г. Новороссийска. ФУ ДФБК КК в г. Новороссийске было поручено произвести финансирование расходов, связанных с ликвидацией управления по социальной защите населения и передачей муниципального учреждения по социальной защите населения и муниципального имущества в государственную собственность в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2004 год.

В материалы дела представлено Постановление главы администрации г. Новороссийска от 31.12.2004 г. N 3126 «О создании комиссии по определению задолженности и проведению инвентаризации расходов за предоставленные гражданам льготы по законам Российской Федерации (т. 1, л.д. 103). Согласно п. 4 этого постановления, комиссии поручалось составить акт сверки.

В материалах дела имеется акт сверки о задолженности по расходам за предоставление гражданам услуги с учётом льгот на 01.01.2005, акты сверки о задолженности прошлых лет от 01.01.2006 г., 01.09.2006 г., 01.01.2008 г., подписанные директором ОАО «Новофарм» и начальником комитета по социальной защите администрации г. Новороссийска, начальником ФУ ДФБК КК (л.д.86-89 т.1).

Задолженности бюджета перед ОАО «Новофарм» за предоставленные услуги льготным категориям граждан по состоянию на 01.01.2005 г. составила по ФЗ от 12.01.1995 г. N 5 «О ветеранах» - 2 682 300 руб., по ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» - 517 100 руб., по состоянию на 01.01.2008 г. задолженность составила: по ФЗ от 12.01.1995 г. N 5 «О ветеранах» - 1 609 268,92 руб., по ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» - 517 064,09 руб.

Судебной коллегией в судебном заседании исследованы первичные документы: реестры рецептов, отпущенных через аптеки МУП «Новофарм» в 2004 г., содержащие номер рецепта, наименование препарата, фамилию, имя, отчество льготников, стоимость лекарственного средства, номер поликлиники и номер аптеки, а также списки льготников, содержащие фамилию, имя, отчество льготников, адрес, стоимость лекарственного средства. Представленные документы позволяют идентифицировать граждан, имеющих право на получение льгот, кроме того, списки льготников и акты сверки заверены УСЗН г. Новороссийска.

Кроме того, как в судебном заседании суда первой инстанции, так и в судебном заседании суда апелляционной инстанции были обозрены рецепты, на основании которых были реализованы лекарственные средства.

В материалы дела представлена сводная таблица актов сверки по фактическим данным, из которой следует, что за период 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г. было реализовано лекарственных средств на сумму 11 611 970,03 руб. (2 595 431, 60 руб. по ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», 9 016 538,43 руб. по ФЗ «О ветеранах»); компенсировано за счет бюджета 9 651 455,61 руб. (2 244 700,46 руб. и 7 406 755,15 руб.). Таким образом, задолженность составила 1 960 514,42 руб., указанный расчет проверен судом и подтвержден материалами дела.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы.

Поскольку законодатель установил императивную норму по возмещению затрат от предоставления льгот из соответствующего бюджета и материалами дела подтверждаются указанные затраты, не имеется правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.

С учетом изложенного, 1 960 514,42 руб. подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации.

Довод подателя жалобы о применении срока исковой давности подлежит отклонению. Льготы предоставлялись истцом в 2004 году, с исковым заявлением ОАО «Новофарм» обратилось в 15.01.2008 года.

Статьей 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности - 3 года. Согласно ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Однако, в соответствии с п. 1 ст. 203 ГК РФ, течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Финансовым управлением ДФБК КК г. Новороссийска в период с 2006 г. по 2007 г. производилось частичное погашение задолженности, связанной с ликвидацией управления по социальной защите населения и передачей муниципального учреждения по социальной защите населения и муниципального имущества в государственную собственность в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2004 год. В материалы дела представлены платежные поручения N483 от 19.05.2006 г. на сумму 536500 руб., N363 от 16.08.2007 г. на сумму 536500 руб. Данные суммы были перечислены Финансовым управлением ДФБК КК г. Новороссийска во исполнение договора N 13.10/13 от 19.01.2004 г. Указанные платежи свидетельствуют о признании финансовыми органами задолженности перед ОАО «Новофарм».

Таким образом, срок исковой давности не является пропущенным, заявленные ОАО «Новофарм» требования подлежат удовлетворению.

Доводы подателя жалобы о том, что привлечены ненадлежащие ответчики, неправомерно взысканы денежные средства с лица, не привлеченного к делу в качестве ответчика - Российской Федерации, подлежат отклонению ввиду следующего.

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.

В пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 указано, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

В исковом заявлении ОАО «Новофарм» просило взыскать задолженность по расходом за счет соответствующего бюджета, в резолютивной части решения суда от 30.06.2008 г. указано взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ за счёт казны РФ.

Указание во вводной части решения в качестве ответчиков Министерства финансов РФ, Департамента по финансам бюджету и контролю Краснодарского края, Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю в г. Новороссийске, вместо Российской Федерации, Краснодарского края, г. Новороссийска, не означает, что данные органы были привлечены к участию в деле в качестве самостоятельных субъектов. Министерство финансов РФ, Департамент по финансам бюджету и контролю Краснодарского края, Финансовое управление департамента по финансам, бюджету и контролю выступают лишь представителями соответствующих публично-правовых образований.

В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела следует возложить на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2008 г. по делу N А32-911/2008-16/6 изменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации 1 960 514,42 рублей компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот за 2004 год, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 20 405,55 рублей в пользу ОАО «Новофарм».

Прекратить производство по требованию о взыскании 166 365,86 рублей компенсации расходов.

В удовлетворении требовании к остальным ответчикам отказать.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
Н.В. Шимбарева

Судьи
Е.В. Андреева
И.Г. Винокур

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка