ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 февраля 2009 года Дело N А32-15961/2008

15АП-736/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2009 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Смотровой Н.Н. судей Т.Г. Гуденица, С.И. Золотухиной

при ведении протокола судебного заседания судьёй Смотровой Н.Н.

при участии: от таможни: главного государственного таможенного инспектора Гуменюк В.П. (доверенность от 01.09.08г., сроком на 3 года, удостоверение N 135981, до 31.12.12г.); старшего оперуполномоченного Чепнияна Е.Г. (доверенность N 8 от 09.02.09г., сроком на 1 год); от общества: директора Белицкого Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 23 сентября 2008г. по делу N А32-15961/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Химтрейд" к заинтересованному лицу Новороссийской таможне о признании незаконным отказа и об обязании, принятое в составе судьи Русова С.В.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Химтрейд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня) о признании незаконным отказа в применении первого метода корректировке таможенной стоимости по ГТД N 10317100/030708/0000060 и об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 144 379,73 рублей на счёт общества.

Решением суда от 23.09.08г. заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество доказало несоответствие отказа таможни действующему законодательству и нарушение отказом его прав и имущественных интересов.

Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что по запросу таможни дополнительные документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости обществом предоставлены не были. Мотивированных пояснений причин не представления дополнительных документов от общества не поступило. Декларант согласился с корректировкой таможенной стоимости и представил КТС, ДТС-2. По ГТД N 10317100/030708/0000060 была проведена корректировка таможенной стоимости с согласия декларанта по 6 методу.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.

Представитель таможни в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции. Представители таможни дополнительно пояснили, что в ходе оперативно-розыскных мероприятий были получены документы (инвойс, коносамент, дополнительные соглашения) от продавца - индийской стороны, из которых видно, что стоимость товара по контракту значительно выше таможенной стоимости товара, которая была задекларирована обществом. Обществом при таможенном оформлении товара были представлены документы, имеющие признаки подделки. Документы имели тот же номер, но иные сведения о цене товара и номере контракта, в связи с чем возбуждено уголовное дело. При этом представители таможни пояснили, что подлинные документы у таможни отсутствуют, так как находятся у индийской стороны.

Директор общества возражал против отмены решения суда первой инстанции сославшись на доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу. Дополнительно пояснил, что представленные таможней документы не имеют отношения к ввезенному по вышеназванным ГТД товару, а подписи в представленных таможней документах не являются его подписями, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами, на которых имеется настоящая подпись.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей таможни и общества, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано Инспекций Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару 31.05.2007 г. в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1072309017219, свидетельство серии 23 N 006385753, ИНН 2309104873, является участником внешнеэкономической деятельности.

Согласно контракту от 06.12.07 г. N 2007/12/06, заключенному с фирмой «Долфин Интернэйшинал Лтд.», Индия в адрес общества поставляется товар - касторовое масло первого особого сорта для лакокрасочной продукции на условиях CFR -Новороссийск.

Таможенное оформление товара производилось на таможенном посту «Новороссийский» Новороссийской таможни.

03.07.08 г. общество представило в таможенный орган ГТД N 10317100/300708/0000060, согласно которой был задекларирован товар - масло касторовое, жидкое, рафинированное, первого особого сорта, для лакокрасочной продукции, содержание влаги 0, 134 - 0, 136%, кислотность 0, 851, всего 2 флекситанка по 21 500 кг., изготовитель «Долфин Интернэйшинал Лтд.».

При определении таможенной стоимости товаров обществом был применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). Таможенная стоимость товара по расчету декларанта, исходя из условий поставки, составила 805 465, 68 рублей, таможенные платежи - 194 506, 29 рублей.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант представил таможенному органу следующие документы:

- паспорт сделки от 21.12.2007 г. N 07120012/0518/0000/2/0;

- коносамент от 08.05.2008 г. N IN1412489;

- коносамент от 01.06.2008 г. N MLTNVKAV008R;

- ДУ от 13.06.2008 г. 10317070/13062008/0033077;

- контракт от 06.12.2007 г. N 2007/12/06;

- дополнительное соглашение от 03.03.2008 г. N 1;

- дополнительное соглашение от 03.03.2008 г. N 2;

- инвойс от 25.04.2008 г. N DIL/EXP/2008;

- упаковочный лист от 25.04.2008 г.;

- сертификат веса и качества;

- платежное поручение от 03.04.2008 г. N 004;

- платежное поручение от 23.06.2008 г. N 005;

- ДТС-1 от 03.07.2008 г.;

- заключение эксперта от 18.06.2008 г.100-01-00483;

- справка о поставках от 03.07.2008 г.;

- запрос от 04.07.2008 г. N 1;

- опись;

- дополнение к ДТС-2;

В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не была принята таможенным органом, в связи, с чем была им условно откорректирована (КТС-1 бланк N 5828014), также таможенным органом был рассчитан размер обеспечения уплаты таможенных платежей, и был осуществлен условный выпуск товара.

Таможней в адрес общества были направлены:

- запрос от 03.07.08 г. N 1 о предоставлении в срок до 04.08.08 г. дополнительных документов, необходимых для подтверждения правильности определенной декларантом таможенной стоимости, а именно: экспортной декларации страны отправления с переводом; прайс-листа производителя; транспортного инвойса; договора перевозки; пояснений по условиям продаж; сведений о затратах на реализацию и доставку на территории РФ, прибыли, о стоимости сырья, о технологических затратах; ценовой информации по однородным/идентичным товарам; банковских платежных документов по оплате счетов-фактур по предыдущим поставкам; документов, подтверждающих назначение товара;

- уведомление от 04.07.08 г., б/н об обеспечении уплаты таможенных платежей по расчету либо предоставлении запрашиваемых документов в соответствии с вышеуказанным запросом;

- требование от 04.07.08 г., б/н о необходимости корректировки таможенной стоимости товара из расчета 1, 4 долларов США за 1 кг. и предоставления запрашиваемых документов либо обеспечения уплаты таможенных платежей по расчету.

10.07.08 г. обществом в связи с условной оценкой таможенной стоимости было подано заявление о зачете 144 379, 73 рублей авансовых платежей в счет обеспечения уплаты дополнительно начисленных платежей по ГТД N 10317100/300708/0000060.

Письмом таможни от 21.07.08 г. N 13-11/19915 подтверждена уплата денежных средств в размере 144 379, 73 рублей по КТС N 10317100/030708/0000060 в процессе таможенного оформления.

Запрашиваемые документы в указанный таможней срок обществом представлены не были.

Вместе с тем, таможня отказала обществу в принятии основного метода определения таможенной стоимости товара, обосновав решение тем, что представленные документы, подтверждающие таможенную стоимость и ее структуру, не в полной мере подтверждают заявленную таможенную стоимость товара, которая имеет низкий ценовой уровень, в связи с чем, необходимо произвести корректировку таможенной стоимости ввезенного товара.

Общество отказалось определить таможенную стоимость товара другим методом определения таможенной стоимости товара, поскольку предоставленная обществом информация носила исчерпывающий и достаточный характер для применения основного метода определения таможенной стоимости.

На основании чего Новороссийская таможня самостоятельно откорректировала таможенную стоимость задекларированного товара по шестому (резервному) методу определения таможенной стоимости (КТС-1 от 04.07.08 г., бланк N 5828014, ДТС-2 от 03.07.08 г., бланк N 1312615) в соответствии с ГТД N 10216080/170807/0121326, в связи с чем таможенная стоимость ввезенных обществом товаров составила 1 409 564, 94 рублей, и обществу было доначислено 144 379, 73 рублей таможенных платежей.

Не согласившись с вышеуказанными действиями общество обратилось в арбитражный суд.

В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 45 ТК РФ любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

В соответствии со ст. 30 НК РФ таможенные органы обладают полномочиями налоговых органов и действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ.

Также в соответствии со ст.ст. 323, 361, 363, ч. 3 ст. 367 ТК РФ таможенные органы вправе проводить таможенный контроль (в том числе и контроль за правильностью определения таможенной стоимости и начисления таможенных платежей) вне зависимости от выпуска товаров таможенный контроль за ними может производиться в любое время.

Согласно ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров: метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами; метода по стоимости сделки с идентичными товарами; метода по стоимости сделки с однородными товарами; метода вычитания; метода сложения; резервного метода.

Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном п. 1 ст. 19 указанного Закона. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст.ст. 20, 21, 22, 23 указанного Закона, применяемыми последовательно.

При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбрать очередность применения методов, установленных ст.ст. 22 и 23 указанного Закона.

Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному ст. 24 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе».

В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» заявление и контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, производятся в соответствии с ТК РФ.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами согласно ст. 322 ТК РФ являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Согласно ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

В соответствии с п. 4 вышеуказанной статьи, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их предоставления. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представляемых им сведений.

Если в сроки выпуска товаров процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей.

При отсутствии данных о товарах, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представляемые декларантом документы и сведения не являются достоверными (или) достаточным, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

В случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения, либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров. Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме. В случае если требуется доплата таможенных пошлин, налогов, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей.

Кроме того, порядок контроля таможенной стоимости товаров при декларировании и выпуске товаров, а также после выпуска товаров в свободное обращение определен в «Положении о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации», утвержденном Приказом ГТК РФ от 05.12.2003 г. N 1399, «Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации», утвержденной Приказом ФТС РФ от 22.11.2006 г. N 1206, Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 г. N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (действовавшим на момент таможенного оформления).

Согласно ст. 19 вышеуказанного Закона таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ и дополненная в соответствии со ст. 19.1 настоящего Закона. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, для целей настоящей статьи является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары.

При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

В соответствии со ст. 19.1 вышеуказанного Закона при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами в цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть учтены дополнительные начисления, которые производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя. При отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.

Как верно установлено судом первой инстанции, согласно ведомости банковского контроля, представленной обществом в материалы дела, подтверждается, что общество оплатило индийской компании «Долфин Интернэйшинал Лтд.», денежные средства в размере 34 400 долларов США за товары, поставленные по ГТД N 10317100/300708/0000060, в соответствии с суммой размера общей фактурной стоимости, указанной в графе N 22 вышеуказанной грузовой таможенной декларации, и суммой, указанной в инвойсе компании, что свидетельствует о правомерности применения обществом первого (основного) метода определения таможенной стоимости товаров.