ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2009 года Дело N А53-15923/2008

15АП-155/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2009 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ехлаковой С.В. судей Корневой Н.И., Пономаревой И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ерёминой О.А.

при участии:

от истца - представитель Аврамцев П.Н. по доверенности N 30 от 16.03.2009, паспорт 07 01 N 436402 выдан 26.07.2001 код подразделения 262-009; представитель Шолкунов В.К. по доверенности N 29 от 16.03.2009, паспорт 07 08 N 127634 выдан 08.10.2008 код подразделения 260-028;

от ответчика - представитель Кукса В.И. по доверенности 61 АБ N 090677 от 16.02.2009, паспорт 46 01 N 121607 выдан 20.07.2001 код подразделения 503-010; представитель Бабарыкин О.В. по доверенности N 2/7-26 от 11.01.2009, паспорт 60 03 N 162409 выдан 05.09.2002 код подразделения 612-054;

от Главного командования ВВ МВД России - представитель Бабарыкин О.В. по доверенности N 4/8-465дб от 31.12.2008, паспорт 60 03 N 162409 выдан 05.09.2002 код подразделения 612-054;

от ООО «ЭкспертТ» - представитель Белобородов Р.А. по доверенности от 03.10.2008, паспорт 69 02 N 407608 выдан 19.03.2002 код подразделения 702-002;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ОКС Севкавстройинвест" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.11.2008 по делу N А53-15923/2008

по иску ООО "ОКС Севкавстройинвест"

к ответчику - Управлению Северо-Кавказского Регионального командования внутренних войск

при участии третьих лиц - ООО "ЭкспертТ", Главного командования ВВ МВД России

о понуждении заключить государственный контракт принятое в составе судьи Шиловой В.Д.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ОКС Севкавстройинвест» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Ростовской области с иском к Отделу капитального строительства Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск Министерства Внутренних Дел России об обязании ответчика подписать государственный контракт долевого участия в строительстве (государственный оборонный заказ).

Определением арбитражного суда от 07.10.2008г по ходатайству истца произведена процессуальная замена ответчика на Управление Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск (далее - управление).

Решением суда от 27.11.2008г. в удовлетворении иска отказано.

Решение мотивировано тем, что истцом до заключения контракта не были представлены конкурсной комиссии управления СКРК ВВ МВД России документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок и разрешение на строительство, на момент проведения конкурса и на дату предоставления документов, необходимых для заключения контракта, у общества отсутствовало право на земельный участок и разрешение на строительство 80-ти квартирного дома, в связи с чем конкурсной комиссией было отказано в заключении контракта, и при таких условиях у государственного заказчика отсутствует обязанность по заключению контракта.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «ОКС Севкавстройинвест» обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заявитель просил отменить решение по делу как незаконное и необоснованное, принятое с неправильным применением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.

В обоснование жалобы заявитель указал на то, что судом не принято во внимание, что в силу статей 448, 527 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) для государственного заказчика, разместившего заказ, заключение государственного контракта является обязательным, при этом действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень для отказа в заключении контракта. По мнению истца, суд допустил неправильное толкование закона, сделал вывод о том, что победителем конкурса в обязательном порядке до подписания контракта должны были быть предоставлены документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок. Кроме того, суд не учел факт возникновения права истца на земельный участок на основании постановления Администрации города-курорта Железноводск от 11.12.2007 N1269, которым принято решение о предварительном согласовании места размещения 80-ти квартирного жилого дома.

Заявитель также считает, что судом допущено нарушение норм процессуального права об относимости доказательств, поскольку суд не рассматривал вопросы по предмету иска - заключение контракта, а исследовал вопросы, касающиеся конкретных условий контракта, исходя из норм, регулирующих отношения долевого участия в строительстве, что, по мнению заявителя, находилось за рамками предмета спора.

Участвовавшее в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «ЭкспертТ» в отзыве на жалобу поддержало позицию заявителя.

Возражая на жалобу, Управление СКРК ВВ МВД России отклонило доводы заявителя как несостоятельные по основаниям, приведенным в отзыве, и просило оставить решение суда без изменения.

Третье лицо на стороне ответчика-Главное командование Внутренних войск МВД России поддержало возражения ответчика.

Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение соответствует обстоятельствам спора и законодательству и не подлежит отмене по следующим основаниям.

Судом установлено, что 09.06.2008 г. Главным командованием Внутренних войск МВД России в адрес Командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск было направлено письмо N4/22-5013, в котором предлагалось провести конкурс по подбору подрядной организации по строительству жилых домов в городе Железноводске и готовых к долевому участию СКРК ВВ МВД России на условиях, указанных в письме. В данном письме указывалось, что перечень документов, относящихся к конкурсной документации, предоставляемых в обязательном порядке, должен содержать, в том числе, документы, подтверждающие права застройщика, а именно: договор аренды земельного участка, зарегистрированный в установленном порядке или иной документ, подтверждающий права на земельный участок, а также разрешение на строительство.

В рамках размещения государственного оборонного заказа Управлением СКРК ВВ МВД России в период с 26.06.2008г. по 25.08.2008г. были проведены торги в форме открытого конкурса по размещению заказа на долевое участие в строительстве квартир с социальной отделкой в городе-курорте Железноводск Ставропольского края для нужд СКРК ВВ МВД России. Требования к объявленному конкурсу были изложены в конкурсной документации (тома NN 1, 2, 3, 4).

Так, в томе 2 конкурсной документации содержалось условие о начальной (максимальной) цене государственного контракта, которая составляла 496 179 200 руб. (пункт 1.1.3) и в разделе 2 определялись требования к участникам и работам, являющимся предметом конкурса, в том числе, устанавливался перечень документов, предоставляемых победителем конкурса в обязательном порядке до подписания контракта (пункт 2.6.7), в который включены документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок.

Том 3 конкурсной документации (техническое задание) предусматривал объем строительства (долевого участия) 316 квартир общей площадью 19382,6 кв.м., в том числе: однокомнатных квартир - 40 квартир с площадью квартиры 33-37 кв.метров (в пределах социальных норм); двухкомнатных квартир - 149 квартир с площадью квартиры 54-70 кв.метров ((в пределах социальных норм); трехкомнатных квартир с площадью квартиры 72-80 кв.метров (в пределах социальных норм); четырехкомнатных квартир - 7 квартир с площадью квартиры 90-98 кв.метров (в пределах социальных норм) - (пункт 1.12).

ООО « ОКС Севкавстройинвест» приняло участие в конкурсе, направив 30.07.2008г. исх. N Р-111 заявку на участие в открытом конкурсе N ДОЛ-08/8К, указав свои предложения на участие в конкурсе: цену контракта - 496 179,2 тыс.руб., цену 1 кв.м. общей жилой площади - 25,6 тыс.руб., объем строительства -316 квартир.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе N ДОЛ-08/8к/2 от 05.08.2008г. конкурс был признан несостоявшимся и победителем конкурса было признано ООО «ОКС Севкавстройинвест», являющееся единственным участником конкурса с ценой контракта 496 179 200 рублей. Данным протоколом ООО «ОКС Севкавстройинвест» обязывалось до заключения контракта предоставить в 20-дневный срок документы, предусмотренные пунктом 2.6.7 тома 2 конкурсной документации.

В адрес истца ответчиком было направлено уведомление от 05.08.2008г. с предложением не позднее 20-ти дней с момента подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе заключить государственный контракт и представить обеспечение государственного контракта в соответствии с ч.4 ст.29 ФЗ-94 от 21.07.2005г. К уведомлению приложен протокол N ДОЛ-08/8К/2 и проект государственного контракта.

13 августа 2008г. письмом N.Р-125 общество направило ответчику документы для заключения контракта на 144 квартирный жилой дом, 108 квартирный жилой дом и 80 квартирный жилой дом. При этом на 80-ти квартирный жилой дом было предоставлено описание земельных участков, постановление главы города-курорта Железноводска N 1269 от 11.12.2007г., которым внесены изменения в ранее принятые постановления «О согласовании ООО «ОКС Севкавстройинвест» земельного участка под проектирование 80-картирного жилого дома с встроенным магазином по ул. Проскурина в г. Железноводске», землеустроительное дело.

В результате рассмотрения документов, предоставленных победителем конкурса, единая конкурсная комиссия Управления СКРК ВВ МВД России приняла решение отказать ООО «ОКС Севкавстройинвест» в заключении государственного контракта в связи с непредставлением обществом до заключения контракта в соответствии с требованиями ФЗ от 30.12.2004г N214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…» документов, подтверждающих права застройщика на земельный участок, и разрешения на строительство (протокол N ДОЛ-08/8к/3 от 25.08.2008г.).

25 августа 2008г. исх. N 143 ответчик уведомил ООО «ОКС Севкавстройинвест» об отказе в заключении государственного контракта.

Данное обстоятельство явилось основанием обращения истца с настоящими требованиями в арбитражный суд.

Согласно статье 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание ууслуг для государственных и муниципальных нужд. Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.05 N94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее-Федеральный закон N94-ФЗ) отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание ууслуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), регулируются данным федеральным законом, при этом статьей 2 Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

Согласно части 2 статьи 9 Закона государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона. Частью 3 названной статьи предусмотрена возможность отказа государственного заказчика от заключения государственного контракта.

Как отмечено выше, предметом государственного заказа, размещаемого путем проведения конкурса Управлением СКРК ВВ МВД России, являлось долевое участие в строительстве квартир в г. Железноводске.

Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004г N214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, регламентированы данным законом.

Статьей 2 Закона определено, что для целей настоящего закона под «застройщиком» понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

В силу статье 3 данного Закона застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, или договора аренды такого земельного участка.

Согласно части 3 статьи 25 Федерального закона N94 -ФЗ участником конкурса должны быть предоставлены копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание ууслуг, и такие товары, работы, ууслуги являются предметом конкурса.

Обязательность предоставления участником конкурса для заключения контракта документов, подтверждающих права застройщика на земельный участок, была прямо установлена пунктом пункт 2.6.7. тома 2 конкурсной документации.

Оценивая правомерность требований истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что условия, содержащиеся в конкурной документации, ООО «ОКС Севкавстройинвест» не были выполнены, документы, подтверждающие его статус «застройщика» и права на земельный участок, не были предоставлены конкурсной комиссии в установленный срок, и заявителем по существ не оспаривается, что на момент проведения конкурса и оформления контракта разрешение на строительство 80-ти квартирного жилого дома у него отсутствовало, а договор аренды на земельный участок для строительства данного дома не был заключен.

Таким образом, истец не отвечал нормативным требованиям, предъявляемым законодателем к лицу, которое вправе вступать в правоотношения, связанные с долевым участием в строительстве, что исключало возможность заключения государственного контракта с данным лицом ввиду императивного законодательного запрета на заключение соответствующих договоров. Указанное обстоятельство определяло бы ничтожность сделки в силу статьи 168 ГК РФ ввиду ее несоответствия законодательству.

Ссылки заявителя на то, что его права на земельный участок подтверждались названным выше Постановлением Администрации города -курорта Железноводск от 11.12.2007 N1269, которым принято решение о предварительном согласовании места размещения 80-ти квартирного жилого дома, признаются несостоятельными, так как данное постановление не является документом, который в соответствии со статьями 26, 28 Земельного кодекса Российской Федерации удостоверяет права на земельный участок и является основанием приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Тот факт, что 25.11.2008г между истцом и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Железноводска был заключен договор о предоставлении земельного участка на условиях аренды, а 17.12.2008 обществу было выдано разрешение на строительство 80-ти квартирного жилого дома, не влияет на оценку законности требований истца об обязании ответчика заключить государственный контракт, поскольку на момент участия в конкурсе и принятия конкурсной комиссией решения об отказе в заключении контракта данные документы у общества отсутствовали. Кроме того, документы получены после принятия обжалуемого судебного акта, что исключает возможность проверки правильности выводов суда первой инстанции с учетом новых доказательств, не являвшихся предметом исследования суда.

Доводы общества о нарушении судом процессуальных норм об относимости доказательств в связи с рассмотрением вопросов, касающихся условий контракта, отклоняются апелляционной инстанцией, поскольку исследование обстоятельств о количестве квартир и цене квадратного метра по долевому участию в строительстве, являвшемуся предметом конкурса было вызвано необходимостью оценки позиции истца, изложенной в дополнении к иску, где содержалось утверждение о том, что объемы долевого участия объявленного конкурса не включали строительство 80-ти квартирного дома. Действительность данного утверждения безусловно определяло бы незаконность отказа государственного заказчика в заключении контракта, поскольку основания отказа не относились бы к предмету конкурса. Однако доводы общества не нашли своего подтверждения в материалах дела, более того, опровергались содержанием конкурсной документации, а также действиями самого заявителя, представившего конкурсной комиссии вышеназванные документы по 80-ти квартирному жилому дому.

Следует также отметить, что решение конкурсной комиссии об отказе в заключении контракта в порядке главы 8 Федерального закона от 21.07.05 N94-ФЗ не было обжаловано ООО «ОКС Севкавстройинвест». Необходимо также учесть, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008г N987 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009г и на плановый период 2010 и 2011годов» расходы на содержание внутренних войск МВД России, связанные со строительством жилья, лимиты бюджетных обязательств доведены в объеме 85 процентов от утвержденных в бюджете. Этим же нормативным актом прекращено действие лимитных обязательств, ранее утвержденных в установленном порядке на 2010г. Согласно утвержденным титульным спискам строек и проектно-изыскательских работ за счет федерального бюджета на 2009 объекты строительства -жилые дома в г. Железноводске не значатся. В письме Главного командования Внутренних войск МВД России от 20.01.09 N 4/22-1УпИС, направленном Командующему войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск, указано, что включение дополнительных объектов в государственный оборонный заказ в текущем году допускается только на основании поручений, распоряжений и других указаний Президента или Правительства Российской Федерации. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что возможность обеспечения финансирования строительства по спорному контракту, даже при условии его принудительного заключения, будет затруднена.

Ссылки общества на то, что им понесены расходы, связанные с получением соответствующей документации по указанному жилому дому в целях заключения контракта, признаются несостоятельными, поскольку данные действия совершались заявителем в рамках своей предпринимательской деятельности, которая согласно статье 2 ГК РФ осуществляется субъектами предпринимательства на свой риск.

При таких условиях апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции обоснованно отклонил требования истца, а потому не находит оснований для отмены судебного акта.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 АПК РФ, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.11.2008 по делу N А53-15923/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
Ехлакова С.В.
Судьи
Корнева Н.И.
Пономарева И.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка