Действующий


УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 декабря 2008 года N 017/08-3


О прекращении производства по делу по запросу группы депутатов
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в составе А.П.Горлова,
Ю.В.Карпенко, С.А.Малкова, А.С.Ольховского, В.И.Федорова
о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 3
и абзацев первого, второго пункта 12 Регламента заседаний
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
, утвержденного
постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
от 22 декабря 1994 года N 9 "Об утверждении Регламента заседаний
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга"



Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Н.Ф.Гуцан, судей О.В.Герасиной, С.Ф.Зыбина, Л.В.Кулешовой, В.Г.Петухова, А.В.Шевченко,

с участием представителя заявителя - депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ю.В.Карпенко, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р.Уланова,

руководствуясь положениями пункта 5 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, пункта "а" статьи 3, статьи 30, пункта 4 статьи 45, статей 63, 72 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрев в открытом судебном заседании вопрос о прекращении производства по делу по запросу группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в составе А.П.Горлова, Ю.В.Карпенко, С.А.Малкова, А.С.Ольховского, В.И.Федорова о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 3 и абзацев первого, второго пункта 12 Регламента заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 22 декабря 1994 года N 9 "Об утверждении Регламента заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга",

установил:

1. В Уставный суд Санкт-Петербурга 2 июля 2008 года поступил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в составе А.П.Горлова, Ю.В.Карпенко, С.А.Малкова, А.С.Ольховского, В.И.Федорова о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 3 и абзацев первого, второго пункта 12 Регламента заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 22 декабря 1994 года N 9 "Об утверждении Регламента заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" (далее - Регламент заседаний Законодательного Собрания), отдельных положений статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 8 февраля 1995 N 13-3 "О статусе депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", отдельных положений пункта 4 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 13 октября 2004 года N 515-74 "О гарантиях деятельности депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга".

Определением Уставного суда Санкт-Петербурга от 14 июля 2008 года N 017/08-1 запрос принят к рассмотрению в части проверки соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 3 и абзацев первого, второго пункта 12 Регламента заседаний Законодательного Собрания.

По мнению заявителя, оспариваемые положения пунктов 3 и 12 Регламента заседаний Законодательного Собрания не соответствуют Уставу Санкт-Петербурга по форме, содержанию и порядку принятия.

2. Согласно положениям пункта 3 Регламента заседаний Законодательного Собрания заседание Законодательного Собрания Санкт-Петербурга правомочно, если в нем участвуют более половины от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, если иное не установлено действующим законодательством. Депутат участвует в заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: лично присутствуя на заседании; путем передачи своего голоса другому депутату Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в связи с отсутствием на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по уважительным причинам. Таким образом, вопросы правомочности заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга регулируются Регламентом заседаний Законодательного Собрания.

Вместе с тем в соответствии с положениями подпункта 15 пункта 2 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга правомочность заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга определяется законом Санкт-Петербурга.

Положения пункта 11 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" также устанавливают закон субъекта Российской Федерации в качестве надлежащего нормативного правового акта, определяющего правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, данный Федеральный закон устанавливает, что заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

31 декабря 2007 года вступил в силу Закон Санкт-Петербурга от 5 декабря 2007 года N 640-123 "О правомочности заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга". В соответствии с положениями статьи 1 указанного Закона Санкт-Петербурга заседание Законодательного Собрания Санкт-Петербурга является правомочным, если на нем присутствует не менее половины от числа избранных депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, если иное не установлено федеральным законодательством.

3. Согласно положениям абзацев первого и второго пункта 12 Регламента заседаний Законодательного Собрания депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга обязаны присутствовать на всех заседаниях Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Депутат вправе отсутствовать на заседаниях Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по уважительным причинам. В случаях отсутствия на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по уважительным причинам депутат вправе передать свой голос другому депутату при использовании на заседании электронной системы голосования, за исключением голосования без выведения результатов голосования на табло. В этом случае депутат составляет заявление о передаче своего голоса на имя Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на депутатском бланке с указанием причины отсутствия, времени, на которое передается голос, а также с указанием того, как распорядиться переданным голосом при голосовании по вопросам, рассматриваемым Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. Заявление о передаче своего голоса в период отсутствия на заседании депутат вправе также направить телеграммой. Заявления и телеграммы непосредственно передаются Председателем Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в управление документационного обеспечения Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга для учета и хранения.

Указанные положения Регламента заседаний Законодательного Собрания регулируют отдельные вопросы участия депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в голосовании на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

В соответствии с положениями статей 16 (пункт 1), 22, 23 (пункт 1) Устава Санкт-Петербурга Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является представительным, коллегиальным органом государственной власти Санкт-Петербурга. Согласно положениям подпункта 1 пункта 3 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга обязан лично участвовать в голосовании на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом заседаний Законодательного Собрания. Именно личное участие депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в принятии Законодательным Собранием Санкт-Петербурга правовых актов обеспечивает реализацию действительной воли избирателей. Следовательно, передача голоса депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга является исключением из общего правила личного голосования. Правовое регулирование передачи голоса депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга должно обеспечивать выявление и учет действительной воли депутата. Конституционным судом Российской Федерации также была сформулирована правовая позиция, согласно которой передача депутатом своего голоса является допустимой в связи с отсутствием на заседании по обстоятельствам, имеющим исключительный характер (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 20 июля 1999 года N 12-П по делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 года "О культурных ценностях, перемещенных в Союз CСР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации").

4. 24 декабря 2008 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принято постановление N 817 "О внесении изменений в Регламент заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" (далее - постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 24 декабря 2008 года N 817), согласно которому пункты 3, 12 Регламента заседаний Законодательного Собрания признаны утратившими силу. Согласно положениям пункта 2 постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 24 декабря 2008 года N 817 указанное постановление вступает в силу со дня его принятия. Из изложенного следует, что постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 24 декабря 2008 года N 817 вступило в силу 24 декабря 2008 года.

В связи с утратой силы оспариваемых положений Регламента заседаний Законодательного Собрания представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р.Уланов заявил ходатайство о прекращении производства по делу по основанию, предусмотренному положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 58 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга".

Согласно положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 58 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга прекращает производство по делу в случае, если закон Санкт-Петербурга или иной нормативный правовой акт, который оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела в заседании Уставного суда Санкт-Петербурга.

На основании изложенного и руководствуясь положениями пункта 5 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, положениями статей 3, 6, подпункта 3 пункта 1 статьи 58, пункта 2 статьи 61 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга

определил:

1. Прекратить производство по делу по запросу группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в составе А.П.Горлова, Ю.В.Карпенко, С.А.Малкова, А.С.Ольховского, В.И.Федорова о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 3 и абзацев первого, второго пункта 12 Регламента заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 22 декабря 1994 года N 9 "Об утверждении Регламента заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга".

2. Настоящее определение Уставного суда Санкт-Петербурга является окончательным и не может быть пересмотрено иным судом.

3. Настоящее определение подлежит официальному опубликованию в газете "Санкт-Петербургские ведомости".



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка