ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 мая 2009 года Дело N А32-1101/2009

15АП-3175/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2009 г.. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.Н. судей Колесова Ю.И., Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хорошайло Е.А. в отсутствие участвующих в деле лиц

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 17 марта 2009 года по делу N А32-1101/2009-51/26-13АЖ

по заявлению индивидуального предпринимателя Нисимова Михаила Анатольевича

к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 17 декабря 2008 года о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 40 000 рублей, принятое судьей Базавлуком И.И.

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Нисимов Михаил Анатольевич (далее - ИП Нисимов М.А., индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю (далее - УФМС по Краснодарскому краю) о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 17 декабря 2008 года, которым Нисимов М.А. привлечен к ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ (далее - Кодекс) с наложением штрафа в сумме 40 000 рублей.

Заявление (с учетом дополнения) мотивировано несогласием с привлечением индивидуального предпринимателя к ответственности за неисполнение служебных обязанностей должностного лица, поскольку таковым он не является и вина его в неуведомлении административного органа о прибытии иностранных граждан в гостиницу «Олимпия» не установлена; ответственным лицом за исполнение указанной обязанности является администратор гостиницы Муршадянц Е.Г.; к индивидуальному предпринимателю применена санкция, как к должностному лицу, в то время как ответственность индивидуальный предприниматель по части 4 статьи 18.9 Кодекса несет, как юридическое лицо.

Решением суда от 17 марта 2009 года требование удовлетворено. Решение мотивировано неисполнением административным органом требований статьи 26.1, пункта 3 статьи 4.1, пункта 2 статьи 28.2, подпункта 1, 1.1. статьи 29.10 Кодекса. Со ссылкой на статью 2.4 Кодекса суд установил, что административный орган не выяснил, в круг чьих служебных обязанностей входила обязанность уведомления территориального органа УФМС о прибытии иностранных граждан, в то время как в момент прибытия иностранного гражданина дежурным администратором являлась гр. Муршадянц Е.Г. Указав, что за правонарушения по статье 18.9 Кодекса предприниматели несут ответственность, как юридические лица, в отношении которых минимальный размер штрафа составляет 400 000 рублей, суд пришел к выводу об отсутствии у административного органа оснований для назначения наказания индивидуальному предпринимателю наказания ниже низжего предела.

Не согласившись с указанным выводом, Управление Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ и просило его отменить, указывая, что арбитражный суд рассмотрел дело, ему не подведомственное, в связи с утратой Нисимовым М.А. статуса предпринимателя 23.04.2008 года, т.е. на момент рассмотрения дела в суде, в связи с чем производство по делу подлежало прекращению. Податель жалобы не согласен с выводами суда о нарушении норм КоАП РФ при возбуждении дела прокурором и привлечении к ответственности. Административный орган ссылается на применение судом закона, не подлежащего применению - примечания к статье 18.1 Кодекса, в то время как следовало руководствоваться статьей 2.4 Кодекса, поскольку привлечение Нисимова М.А. к ответственности осуществлено не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, а в связи с ненадлежащим осуществлением им организационно-хозяйственных функций.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, участия не приняли, будучи надлежаще извещенными о месте и времени судебного заседания, о чем у суда имеются почтовые уведомления.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.

Руководствуясь главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства суду апелляционной инстанции не представлены.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной сотрудниками отдела УФМС г.Крымска 14.03.2008 г., выявлен факт неисполнения индивидуальным предпринимателем Нисимовым А.А. обязанности по соблюдению миграционного учета - допущение проживания с 06.03.08г. по 14.03.08г. гр. Польши Худзик Наталиа Патрыция без уведомления об этом территориального ОУФМС России по Краснодарскому краю в Крымском районе.

По результатам проверки Крымским межрайонным прокурором с участием Нисимова М.А. возбуждено дело об административном правонарушении по признакам ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ с вынесением 08.12.2008 г. соответствующего постановления и наложением штрафа в сумме 40 000 рублей.

По результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении УФМС по Краснодарскому краю вынесено постановление от 17.12.2008г о привлечении Нисимова А.А. к административной ответственности по ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей, несогласие с которым послужило основанием обращения в суд.

Судом первой инстанции дело об оспаривании постановления административного органа рассмотрено с соблюдением правил о подведомственности.

Согласно части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, в соответствии с пунктом 3) указанной нормы, об административных правонарушениях.

Как следует из полученной в соответствии с Порядком предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, утвержденным приказом ФНС России от 21.10.2004 N САЭ-3-09/7, выписки из ЕГРИП от 06.05.2009 года, Нисимов Михаил Анатольевич прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения 23.04.2008 года, о чем в ЕГРИП внесена соответствующая запись 408233711400018. Однако 24.01.2009 года Нисимов М.А. вновь приобрел статус предпринимателя, о чем в Единый реестр внесена запись 309233702900040. Таким образом, несмотря на то, что на момент принятия заявления к производству Арбитражного суда Краснодарского края (16.01.2009 года) Нисимов М.А. индивидуальным предпринимателем не являлся, на момент рассмотрения дела указанный статус им приобретен и дело должно было быть рассмотрено в арбитражном суде. Следовательно, доводы подателя жалобы на этот счет необоснованны.

Тот факт, что административный орган посчитал правонарушение совершенным Нисимовым М.А., как должностным лицом, обстоятельств дела не меняет - как в силу статуса, так и в силу экономического характера спора, возникшего по результатам проверки арендованной предпринимателем гостиницы, данное дело подведомственно арбитражному суду, а обстоятельства привлечения к ответственности, как должностного лица, должны быть оценены при рассмотрении дела по существу.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменения решения.

Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 года N109-ФЗ временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан встать на учет по месту пребывания - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин, в частности, находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; в этих случаях, согласно пункту 3 указанной нормы, принимающая сторона обязана в течение одних суток уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Согласно пункту 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2009 года N9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» о прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение одних суток уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

При рассмотрении дела по существу спора суд пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого постановления.

По общему правилу, в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В примечании к статье 18.1 Кодекса установлено специальное правило. согласно которому за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

В соответствии с частью 4 статьи 18.9 Кодекса неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. При этом, согласно примечанию к статье 18.9 Кодекса, в случае нарушения должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении двух и более принимаемых ими иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Таким образом, субъектом административной ответственности по указанной норме может быть юридическое лицо (и приравненный к нему в целях применения данной нормы индивидуальный предприниматель), так и конкретные должностные лица, не обеспечившие соблюдение законодательства о миграционном учете .

В силу положений части 3 статьи 2.1 Кодекса назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вина юридического лица (в данном случае - приравненного к нему индивидуального предпринимателя), соответственно, доказывается через вину его работников.

Выявив факт неуведомления о прибытии для проживания иностранного гражданина, как правильно установил суд первой инстанции, административный орган должен был выяснить, в круг чьих служебных обязанностей входит обязанность по уведомлению территориального органа УФМС о прибытии иностранных граждан, что давало возможность установить вину и привлечь к ответственности конкретное должностное лицо и его работодателя - в данном случае индивидуального предпринимателя.

Указанные обстоятельства административным органом не выяснены, вина не установлена.

Податель жалобы указывает, что имел намерение привлечь Нисимова М.А. к ответственности не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, а как должностное лицо - руководителя гостиницы. Однако данные доводы входят в противоречие с обстоятельствами дела. Как указано выше, в арендуемой предпринимателем гостинице, где выявлено правонарушение, есть дежурный администратор; в материалы дела представлена его должностная инструкция, из которой (пункт 10) следует, что выполнение обязанностей по уведомлению миграционной службы о прибытии иностранных граждан на временное проживание возложено на указанное лицо, документов о том, что Нисимов М.А. возложил на себя указанные конкретные функции именно в качестве какого-либо должностного лица, отсутствуют. Следовательно, Нисимов М.А. осуществляя предпринимательскую деятельность, выступая организатором собственного бизнеса в виде оказания гостиничных услуг, может нести ответственность лично именно в связи с его предпринимательской деятельностью - за то, что не обеспечил работающими у него по трудовому договору лицами требований миграционного законодательства, а не потому, что является каким-либо должностным лицом.

При таких обстоятельствах административный орган неправильно определил субъект ответственности, посчитав индивидуального предпринимателя должностным лицом и, соответственно, неправильно назначил ему наказание, применив штраф для должностных лиц, а не юридических лиц и приравненных к ним в указанной норме индивидуальных предпринимателей.

По изложенным основаниям апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, не имеется.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о государственной пошлине не рассматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 марта 2009 года по делу N А32-1101/2009-51/26-13АЖ оставить без изменения, апелляционную жалобу УФМС России по Краснодарскому краю - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
Н.Н.Иванова
Судьи
Ю.И.Колесов
Т.И.Ткаченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка