ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2009 года Дело N А32-25387/2008

15АП-2016/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2009 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ильиной М.В., судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Решетниковым Р.А., при участии: от истца: Шишкина В.В. по доверенности от 23.09.2008 N 1316/24,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «АФ «Кубаньпассажиравтосервис»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2009 по делу N А32-25387/2008-39/346,

принятое в составе судьи Колодкиной В.Г.,

по заявлению открытого акционерного общества «АФ «Кубаньпассажиравтосервис», г.Краснодар к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, г.Краснодар о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество Акционерная фирма «Кубаньпассажиравтосервис» (далее - ОАО «АФ «Кубаньпассажиравтосервис») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - ДИО Краснодарского края, Департамент) о признании отказа в предоставлении земельных участков незаконным; обязании ДИО Краснодарского края в течение одного месяца направить в адрес ОАО «АФ «Кубаньпассажиравтосервис» проект договора купли-продажи земельного участка с номером 23:48:02 03 002:5 площадью 6351 кв.м., расположенного по адресу: г.Славянск-на-Кубани, ул.Ковтюха, 120; обязании ДИО Краснодарского края в течение одного месяца направить в адрес ОАО «АФ «Кубаньпассажиравтосервис» проект договора купли-продажи земельного участка с номером 23:23:05 05 187:74 площадью 2375 кв.м., расположенного по адресу: Отрадненский район, с/о Отрадненский, ст. Отрадная, ул.Широкая, 6.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2009г. в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано тем, что автовокзал и автостанция являются объектами дорожного сервиса. Земельные участки, расположенные под объектами дорожного сервиса, в силу ст.90, п.п.7 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» относятся к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта, и являются ограниченными в обороте.

ОАО «АФ «Кубаньпассажиравтосервис» обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2009г. в установленном гл.34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке, просило его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что суд не применил подлежащие применению нормы материального права. Земельные участки, на которых расположены здания автовокзалов в гор.Славянск-на Кубани по ул. Ковтюха, 120 и в ст.Отрадной по ул.Широкая, 6, были предоставлены обществу в бессрочное пользование на основании постановления главы администрации г.Славянск-на-Кубани N 1264 от 10.11.1992г. и постановления главы Отрадненской сельской администрации N 174 от 15.05.1995г. В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» ОАО «АФ «Кубаньпассажиравтосервис» вправе по своему усмотрению переоформить право бессрочного пользования земельными участками на право аренды или приобрести их в собственность. Положения указанной нормы закона не ограничивают возможность выкупа земельных участков, предоставленных для нужд транспорта. Такие земельные участки ограничены в обороте, но не изъяты из оборота. Статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки в границах полосы отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном ЗК РФ порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007г. N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что автомобильные дороги могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Поскольку в силу ст. 3 указанного Закона автодорога - это объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, в собственность могут быть переданы и земельные участки в полосе отвода автодороги, занятые объектами дорожного сервиса. Отказ ДИО г.Краснодар в выкупе спорных земельных участков является неправомерным.

В отзыве ДИО Краснодарского края апелляционную жалобу не признал, просил оставить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2009г. без изменения. Указал, что согласно п.5 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации (утв. первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации 29.09.1997г.), п.12 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (утв.приказом Минтранса России от 18.04.2003г N178), п.13 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007г. N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.90, п.п.7 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, автовокзал и автостанция являются объектами дорожного сервиса и ограничены в обороте. Ограничение в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков также обусловлено необходимостью обеспечения целевого использования этих участков в интересах общества. Спорные земельные участки не относятся к автомобильным дорогам, доказательств их расположения в полосе отвода автомобильной дороги заявителем не представлены. Ссылки на нормы ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007г. N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не могут быть приняты во внимание. В отзыве ДИО Краснодарского края изложило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.

В судебном заседании представитель ОАО «АФ «Кубаньпассажиравтосервис» апелляционную жалобу поддержал по изложенным в жалобе основаниям, просил отменить решение суда, заявленные требования удовлетворить.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ОАО «АФ «Кубаньпассажиравтосервис» принадлежит на праве собственности недвижимое имущество - здание автовокзала литер А общей площадью 551,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Славянск-на-Кубани, ул. Ковтюха, 120, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 19.07.2002 серия 23-АА N 639697 (л.д.39).

Постановлением главы администрации г.Славянска-на-Кубани от 10.11.1992 N1264 земельный участок площадью 1,26 га предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Славянскому автовокзалу для эксплуатации автовокзала. Во исполнение указанного постановления выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей серии КК-2 N 423000046 (л.д.34-38).

Согласно выписке из ЕГРП от 12.12.2008 земельный участок под автовокзал площадью 6351 кв.м., с кадастровым номером 23:48:02 03 002:5 расположенный по адресу: г.Славянск-на-Кубани, ул.Ковтюха, д.120, принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации Краснодарскому краю (л.д.79).

Из заключения Управления архитектуры администрации муниципального образования Славянский район от 14.01.2009 (л.д.86-87) и кадастрового паспорта от 04.04.2008 N 48/08-03-2160 следует, что земельный участок под автовокзал площадью 6351 кв.м., с кадастровым номером 23:48:02 03 002:5, расположенный по адресу: г.Славянск-на-Кубани, ул.Ковтюха, д.120, сформирован, поставлен на кадастровый учет (л.д.32-33).

Регистрационным удостоверением N 463 от 02.10.1996 подтверждается право собственности ОАО «АФ «Кубаньпассажиравтосервис» на здание автостанции общей площадью 255,9 кв.м., расположенное по адресу: Отрадненский район, с/о Отрадненский, ст. Отрадная, ул. Широкая, 6 (л.д.24).

Постановлением главы Отрадненской сельской администрации Отрадненского района от 15.05.1995 N 174 земельный участок площадью 0,2375 га для размещения производства был предоставлен ОАО «АФ «Кубаньпассажиравтосервис». Во исполнение указанного постановления выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей серии КК-2 N 237813000026 (л.д.16-21).

Согласно выписке из ЕГРП от 19.12.2008 земельный участок с кадастровым номером 23:23:05 05 187:74, площадью 2375 кв.м., расположенный по адресу: Отрадненский район, с/о Отрадненский, ст. Отрадная, ул. Широкая, 6 принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации Краснодарскому краю (л.д.78).

Из градостроительного заключения N 43 от 14.03.2008 (л.д.7) и кадастрового паспорта от 14.05.2008 N 23/08-03-3843 следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:23:05 05 187:74, площадью 2375 кв.м., расположенный по адресу: Отрадненский район, с/о Отрадненский, ст. Отрадная, ул. Широкая, 6 сформирован, поставлен на кадастровый учет (л.д.22-23).

ОАО «АФ «Кубаньпассажиравтосервис» обратилось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением от 09.07.2007 о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:48:02 03 002:5, площадью 6351 кв.м., расположенного по адресу: г. Славянск-на-Кубани, ул. Ковтюха, 120 (л.д.40) и заявлением от 19.03.2008 о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:23:05 05 187:74, площадью 2375 кв.м., расположенный по адресу: Отрадненский район, с/о Отрадненский, ст. Отрадная, ул. Широкая, 6 (л.д.25).

Письмом от 11.08.2008 N 52-10640/08-31.04 Департаментом имущественных отношений Краснодарского края отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность. Отказ мотивирован тем, что указанные земельные участки относятся к землям транспорта и являются ограниченными в обороте, в связи с чем могут быть предоставлены только на праве аренды (л.д.41).

Не согласившись с отказом в предоставлении земельных участков ОАО «АФ «Кубаньпассажиравтосервис» в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания оспариваемых действий (бездействий), решений органов государственной власти незаконными требуется одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В пунктах 1,4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» арбитражным судам разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Факт получения заявлений ОАО «АФ «Кубаньпассажиравтосервис» от 09.07.2007 и от 19.03.2008 и соответствие их требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и приказа Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 ДИО Краснодарского края не оспаривает.

В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» и определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О разъяснено, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).

В силу статьи 52 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется с учетом предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничений оборотоспособности земельных участков.

Согласно пункту 1 и абзацу 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к ограниченным в обороте землям, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров

Согласно статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу п.3 ст.90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел.

Из материалов дела следует, что спорные земельные участки ранее были предоставлены ОАО АФ «Кубаньпассажиравтосервис» на праве постоянного (бессрочного) пользования для эксплуатации зданий автовокзала и автостанции (Государственный акт серия КК-2 N 237813000026 и Государственный акт серия КК-2 N423000046).

В пункте 5 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных первым заместителем Министра транспорта РФ 29.09.1997 было дано понятие терминов «автовокзал» и «автостанция», согласно которым под автовокзалом понимается организация, осуществляющая транспортно-экспедиционную, перевозочную деятельность и другие услуги пассажирам.

Автостанция - это сооружение на автомобильной дороге для обслуживания пассажиров.

В соответствии с п. 12 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 14.08.2003 N 178, автовокзалы (пассажирские автостанции) представляют собой соответствующим образом оборудованные места отправления (прибытия) автобусов регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации, специально отведенные для этих целей исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.13. ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что здания автовокзала и автостанции, принадлежащие ОАО «АФ «Кубаньпассажиравтосервис» являются объектами дорожного сервиса. Следовательно, спорные земельные участки, расположенные под объектами дорожного сервиса, о предоставлении которых в собственность просит заявитель, относятся к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта.

Земли данной категории, в том числе земельные участки, занятые объектами дорожного сервиса, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 названного Кодекса. Абзацем вторым пункта 2 этой же статьи предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

По смыслу статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничение в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков земель транспорта обусловлено необходимостью сохранения целевого использования указанных земельных участков, для обеспечения дорожной деятельности.

В соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог.

В силу пункта 16 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» придорожными полосами автомобильной дороги являются территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков. В силу части 12 статьи 6 указанного Федерального закона, к собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорные земельные участки расположены в границах полосы отвода автомобильных дорог или заняты автомобильными дорогами, которые могут принадлежать на праве собственности юридическим лицам, что исключает возможность применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».