ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2010 года Дело N А01-1382/2009

15АП-10790/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2010 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ильиной М.В., судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Решетниковым Р.А.

при участии: от заявителя: Пшипий Т.Н. по доверенности от 01.08.2009, Бердаш И.И. по доверенности от 01.01.2009, Сиюхова Р.А. по доверенности от 01.09.2009г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея

на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 30 сентября 2009г. по делу N А01-1382/2009 принятое в составе судьи Афашагова М.А. по заявлению открытого акционерного общества «Адыгейское» по племенной работе» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея

при участии третьего лица - Администрации муниципального образования Гиагинский район

о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и обязании подготовить проект договора купли-продажи

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Адыгейское» по племенной работе» (далее - ОАО «Адыгейское» по племенной работе», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея (далее - ТУ ФАУГИ по Республике Адыгея, Росимущество)

о признании незаконным отказа заинтересованного лица от 24.07.2009г. N 1906 в предоставлении земельного участка в собственность обществу и обязании ТУ ФАУГИ по Республике Адыгея подготовить проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 211,78 га в собственность ОАО «Адыгейское» по племенной работе» в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда.

Заявление мотивировано тем, что спорный земельный участок принадлежит обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается гос.актом серии РА-2 N 000804. В силу п.1 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельный участок является федеральной собственностью, как предоставленный ГУП «Адыгейское» по племенной работе» (правопредшественнику заявителя). Отказ Росимущества в предоставлении земельного участка в собственность, мотивированный отсутствием государственной регистрации права собственности Российской Федерации и наличием у органов местного самоуправления полномочий на распоряжение земельным участком, является незаконным.

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.09.2009г. заявленные требования удовлетворены. Решение суда мотивировано тем, что с 01.07.2006г. государственная собственность на спорный земельный участок была разграничена в соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 3.1 ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001г. в пользу Российской Федерации, а значит права управления и распоряжения указанным земельным участком, предусмотренные ст. 9 ЗК РФ принадлежат Российской Федерации в лице ТУ ФАУГИ по РА. Принадлежность спорного земельного участка к федеральной собственности установлена вступившими в законную силу судебными актами апелляционной и кассационной инстанции по делу N АО1-265/2008-5.

Доводы Росимущества о том, что земли сельскохозяйственного назначения ограничены в обороте в соответствии с ФЗ от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и ст.14 Закона Республики Адыгея от 07.06.2007г. N 86 «О регулировании земельных отношений», предусматривающего приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, начиная с 09.01.2050 года, отклонены. Суд пришел к выводу, что ограничения установленные Законом Республики Адыгея от 07.06.2007г. N 86 регулируют порядок первичного предоставления земельного участка и не относятся к переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования.

ТУ ФАУГИ по Республике Адыгея обжаловало решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.09.2009г. в установленном гл.34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке, просило его отменить. Жалоба мотивирована тем, что акционирование ОАО «Адыгейское» по племенной работе» осуществлялось до 01.07.2006г., а именно в 2004 году. Согласно распоряжению ТУ Росимущества по РА от 30.04.2004г. N 56 «Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия «Адыгейское» по племенной работе» утвержден состав подлежащих и не подлежащих приватизации объектов имущественного комплекса ФГУП «Адыгейское». Согласно приложения N2 к данному распоряжению земельный участок площадью 211,78га., вид угодий - земли сельскохозяйственного назначения не подлежат приватизации.

Так как, акционирование заявителя осуществлено до вступления в силу ст. 3.1. ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ, то правило ч. 2 п. 1 ст. 3.1. указанного закона не применимо, т.е. государственная собственность на земельный участок является не разграниченной.

После преобразования унитарного предприятия в акционерное общество все имущество, включенное в уставный капитал, переходит в собственность общества и исключается из реестра. Данное обстоятельство подтверждено ответом Росимущества относительно земель сельскохозяйственного назначения не вошедших в уставный капитал акционерных обществ от 12.12.2007г. N 3532.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется законом Республики Адыгея от 07.06.2007г. N 86 «О регулировании земельных отношений», ст.14 которого предусмотрена приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, начиная с 9 января 2050 года. Указания о том, что данная норма регулирует порядок первичного предоставления земельного участка, отсутствуют.

Положения ст. 3.1. ФЗ N 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в данном случае не применимы, следовательно, спорные земли следует относить к землям государственная собственность на которые не разграничена и, следовательно, в силу ч.2,3 п. 10 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ управление данными землями должно осуществлять соответствующее муниципальное образование.

Определением суда апелляционной инстанции от 11.12.2009г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст.51 АПК РФ привлечена Администрация муниципального образования Гиагинский район.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Адыгейское по племенной работе» указало, что судебными актами по делу N А01-265/2008-5 установлен факт принадлежности земельного участка к федеральной собственности. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 12.05.2009г. с кадастровым номером 01:01:3401000:939. То обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте, не являлось основанием к отказу, следовательно, не входит в предмет доказывания по настоящему делу. Положения Закона Республики Адыгея от 07.06.2007г. N 86 «О регулировании земельных отношений» не могут применяться, поскольку спорный земельный участок не относится к собственности Республики Адыгея и муниципальной собственности. Спорный земельный участок находится в бессрочном (постоянном) целевом пользовании ОАО «Адыгейское» по племенной работе», основания для применения ограничений, установленных п.4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не имеется.

Администрация муниципального образования Гиагинский район в отзыве указала, что спорный земельный участок входит в границы муниципального образования Гиагинский район. Земельный участок не был включен в план приватизации ОАО «Адыгейское по племенной работе». Акционирование заявителя осуществлено до вступления в силу ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001г. N137-ФЗ, в связи с чем, спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаться им уполномочен орган местного самоуправления. Оборот земель сельхозназначения в Республике Адыгея регулируется Законом N86 от 07.06.2007г., предусматривающим приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности с 09.01.2050г. До указанной даты спорный земельный участок может находиться в пользовании на праве аренды. Администрация муниципального образования Гиагинский район не оспаривает первоочередное право ОАО «Адыгейское» по племенной работе» на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка на право аренды.

В дополнении к апелляционной жалобе ТУ ФАУГИ по Республике Адыгея указало, что в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок было отказано ввиду отсутствия полного пакета документов, утвержденных Постановлением Правительства от 30.06.2006 N404 и невозможности установить из гос.акта РА-2 N000804 местоположение земельного участка и его принадлежность Российской Федерации.

В судебном заседании представители ОАО «Адыгейское» по племенной работе» апелляционную жалобу не признали по основаниям, изложенным в отзыве и возражениях на отзыв третьего лица, просили оставить решение суда без изменения. Пояснили, что факт отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности не оспаривается самим заинтересованным лицом, что следует из письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея от 16.09.2009 N11-629. В силу ч.4 ст. 28 ЗК РФ недопустим отказ в выкупе земельных участков за исключением установленных кодексом случаев. Приватизация и выкуп земельных участков не являются тождественными понятиями. Конституционный суд указал в постановлении от 13.12.201г. N16-П на необходимость разграничения институтов первичного предоставления земли и переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии со ст.ст.156,266 АПК РФ дело в порядке апелляционного производства рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованного и третьего лица.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании постановления главы Администрации г.Майкопа от 14.05.1993г. N 474 Производственному объединению «Адыгейское» по племенной работе» выдан государственный акт серии РА-2 N 000804 на право бессрочного (постоянного) пользования 211,78 га земель сельскохозяйственного назначения.

Приказом Минсельхозпрода России от 18.02.1998г. определено, что государственное предприятие производственное объединение «Адыгейское» по племенной работе» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации приобретает статус федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, именуется ФГУП «Адыгейское» по племенной работе» и сохраняет права и обязанности государственного предприятия Производственного объединения «Адыгейское» по племенной работе».

Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Адыгея от 30.04.2004г. N 56 ФГУП «Адыгейское» по племенной работе» было приватизировано и преобразовано в ОАО «Адыгейское» по племенной работе».

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2. устава (в ред. 2005г.) ОАО «Адыгейское» по племенной работе» создано путем преобразования ФГУП «Адыгейское» по племенной работе», учредителем общества являлась Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

Согласно п.1 изменений уставу ОАО «Адыгейское» по племенной работе» (в ред. 2008г.) единственным акционером общества является ООО «Дирекция СОТ».

Пунктом 3 распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Адыгея от 30.04.2004г. N 56 был утвержден перечень объектов (земельных участков сельскохозяйственного назначения) не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП «Адыгейское» по племенной работе». В данный перечень включен спорный земельный участок площадью 211,78 га.

07.07.2009г. ОАО «Адыгейское» по племенной работе» обратилось с заявлением к ТУ ФАУГИ по Республике Адыгея о предоставлении земельного участка площадью 211,8 га, принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании государственного акта серии РА-2 N000804, в собственность.

Письмом от 24.07.2009г. N1906 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея отказало в рассмотрении вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что не вправе распоряжаться им, т.к. право собственности на земельный участок не разграничено. Распоряжение неразграниченными землями осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству, ОАО «Адыгейское» по племенной работе» обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из представленной в материалы дела выписке из государственного кадастра недвижимости от 22.05.2009г. следует, что спорный земельный участок из земель сельхозназначения площадью 21178000 кв.м. сформирован и поставлен на кадастровый учет 12.05.2009г. с кадастровым номером 01:01:3401000:939.

Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (вступившему в силу с 01.07.2006г) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Заявитель полагает, что земельный участок разграничен ввиду его предоставления федеральному государственному унитарному предприятию, ссылаясь на преюдицию выводов, изложенных в постановлении апелляционного суда от 10.11.2008г. по делу N А01-265/2008.

Однако, указание в тексте постановления от 10.11.2008г. по делу N А01-265/2008 на то, что правопредшественник ОАО «Адыгейское» по племенной работе» являлся государственным унитарным предприятием, а земельный участок, предоставленный ему федеральной собственностью на основании п.1 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», является правовым выводом, а не установленным по делу обстоятельством в отношении конкретного земельного участка.

Вопросы разграничения прав на земельный участок площадью 21178000 с кадастровым номером 01:01:3401000:939 и установления органа, уполномоченного на принятие решения о передаче данного земельного участка в собственность, предметом спора по делу N А01-265/2008 не являлись, и, следовательно, не могли быть установлены.

В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, лишь в случае, если в нем участвуют те же лица.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея к участию в деле N А01-265/2008 не привлекалось, выводы, изложенные в судебных актах по делу N А01-265/2008, не имеют для него преюдициального значения.

Следовательно, факт принадлежности земельного участка к федеральной собственности, полномочия ТУ ФАУГИ по Республике Адыгея на распоряжение спорным земельным участком и незаконность его отказа в предоставлении земельного участка в собственность заявителю, должны быть доказаны в рамках настоящего дела.

Из сообщения об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от 14.01.2010г. N01-01-02/004/2009-645, следует, что записей о государственной регистрации прав на земельный участок площадью 21178000 с кадастровым номером 01:01:3401000:939 в ЕГРП не имеется.

Доказательства включения спорного земельного участка до 01.07.2006г. в Перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, в порядке, установленном ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» N101-ФЗ от 17.07.2001г., отсутствуют.

Участвующими в деле лицами подтверждено, что на спорном земельном участке отсутствуют здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Приватизация ФГУП «Адыгейское» по племенной работе» произведена в 2004г., земельный участок не вошел в состав приватизированного имущества.

На дату вступления в силу п.1 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (01.07.2006г.) спорный земельный участок находился в пользовании ОАО «Адыгейское» по племенной работе», в силу ст.66 ГК РФ являющегося коммерческой организацией созданной в форме хозяйственного общества, следовательно, он не может считаться предоставленным казенному предприятию, государственному унитарному предприятию или некоммерческой организации, созданным федеральными органами государственной власти.

В силу ст.4 ГК РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступивший в силу с 01.07.2006г. не содержит указаний о придании обратной силы его положениям, в том числе и части разграничения государственной собственности на землю.

При этом из буквального толкования п.1 ст.3.1 Федерального закона N137-ФЗ от 25.10.2001 не следует, что его положения применяются и к тем ситуациям, когда на момент введения его в действие пользователем земельного участка являлось хозяйственное общество, созданное ранее в результате приватизации унитарного предприятия.

Оснований для применения абз.2 п.3 ст. 28 и п.14 ст.43 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001г. N 178-ФЗ предусматривавшими, что решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости, не имеется, поскольку действие данного закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы (п.2 ст.3 Закона) и, кроме того, указанные нормы утратили силу с 01.07.2006 (в ред.Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ).

Наличие иных, предусмотренных законом оснований для отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности, материалами дела не доказано.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (ст.ст.9-11 ЗК РФ).

В соответствии с абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что с 01.07.2006г. государственная собственность на земельный участок была разграничена в соответствии с п.1 ст.3.1 ФЗ N137-ФЗ от 25.10.2001 в пользу Российской Федерации, в силу чего права управления и распоряжения земельным участком принадлежат ТУ ФАУГИ по РА, основан на неправильном толковании норм права.