Недействующий

     

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 1976 года N 1006


Об утверждении основных положений, определяющих порядок изменения,
восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния,
порядок и сроки хранения актовых книг

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации с 21 июля 1998 года
на основании постановления Правительства Российской Федерации
от 6 июля 1998 года N 709

____________________________________________________________________

   Совет Министров постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные положения, определяющие порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения актовых книг.

Установить, что правила изменения, дополнения, исправления и восстановления записей актов гражданского состояния в соответствии с настоящими Основными положениями утверждаются Министерством юстиции СССР.

   2. Внести следующие изменения в постановление Совета Министров СССР от 2 июня 1969 г. N 410 "Об утверждении Основных положений, определяющих порядок изменения и восстановления записей актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения актовых книг, а также форм книг регистрации актов гражданского состояния" (СП СССР, 1969 г., N 16, ст. 85):

а) из названия постановления исключить слова: "Основных положений, определяющих порядок изменения и восстановления записей актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения актовых книг, а также";

б) признать утратившим силу пункт 1;

в) изложить последний абзац пункта 3 в следующей редакции:

"Образцы бланков свидетельств, предусмотренных настоящим пунктом, разрабатываются и утверждаются Министерством юстиции СССР по согласованию с Министерством финансов СССР и Министерством внутренних дел СССР".

   3. Изложить абзац второй пункта 13 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о перемене гражданами СССР фамилий, имен и отчеств, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 20 августа 1971 г. N 587 (СП СССР, 1971 г., N 15, ст. 111), в следующей редакции:

"Внесение изменений в записи актов гражданского состояния и выдача новых свидетельств о рождении и заключении брака (если заявитель состоит в браке) производится в соответствии с пунктом 9 Основных положений, определяющих порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения актовых книг, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 10 декабря 1976 г. N 1006."

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Совета Министров
СССР
от 10 декабря 1976 г. N 1006

Основные положения,
определяющие порядок изменения,
восстановления и аннулирования
записей актов гражданского состояния,
порядок и сроки хранения актовых книг


I. Порядок внесения изменений, дополнений и исправлений в записи
актов гражданского состояния

1. Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и при отсутствии спора между заинтересованными лицами производится органами записи актов гражданского состояния (загса).

При наличии спора между заинтересованными лицами вопросы внесения изменений, дополнений и исправлений в записи решаются в судебном порядке.

2. Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований производится:

а) при изменении фамилии, имени, отчества, места и даты рождения в связи с усыновлением (удочерением) ребенка, а также в случае записи усыновителей в качестве родителей усыновленного;

б) при изменении фамилии супруга в связи с расторжением брака или признанием брака недействительным;

в) при изменении в соответствии с действующим республиканским законодательством фамилии несовершеннолетнего ребенка в связи с прекращением брака между родителями или признанием брака недействительным;

г) при регистрации установления отцовства;

д) при поступлении заявления матери, не состоящей в браке, о внесении в запись акта о рождении ребенка сведений об отце ребенка;

е) в случае отмены решения суда об установлении отцовства;

ж) при отмене или признании усыновления (удочерения) недействительным, а также при признании брака недействительным;

3) в связи с решением суда об исключении из записи акта о рождении сведений об отце или матери ребенка;

и) при перемене фамилии, имени и отчества;

к) при изменении фамилии и отчества несовершеннолетнего в связи с переменой фамилии родителей и имени отца;

л) при установлении в судебном порядке неправильностей в записи акта гражданского состояния;

м) если в записи акта гражданского состояния указано двойное имя или двойное отчество;

н) если в записи акта гражданского состояния не указаны фамилия, имя, отчество или национальность родителей;

о) если в записи акта гражданского состояния указаны неправильные сведения;

п) если при регистрации рождения ребенку были присвоены фамилия или имя без учета пожеланий родителей;

р) если ребенок фактически носит имя, отличное от того, которое указано в записи акта о его рождении, когда это вызывается интересами ребенка;

с) если в записи акта о рождении было указано неполное имя ребенка (уменьшительное, ласкательное, сокращенное);

т) при необходимости исправления фамилии, имени и отчества в связи с изменением пола (у гермафродитов);

у) если в момент регистрации акта гражданского состояния были допущены ошибки (искажения, пропуск сведений или отдельных слов).

Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния возможно также в иных случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик.

3. Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния производится на основании:

а) решения исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов об усыновлении (удочерении);

б) решения компетентного органа об изменении фамилии несовершеннолетнего ребенка;

в) записи акта об установлении отцовства;

г) решения суда об установлении неправильностей в записи акта гражданского состояния;

д) решения суда о расторжении брака, об исключении из записи акта о рождении сведений об отце или матери ребенка, об отмене ранее вынесенного решения суда об установлении отцовства, об отмене или признании усыновления (удочерения) недействительным, а также о признании брака недействительным;

е) записи акта о перемене фамилии, имени и отчества;

ж) заявления матери, не состоящей в браке, о внесении в книгу регистрации актов о рождении сведений об отце ребенка;

з) заключения отдела (бюро) загса исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов по месту постоянного жительства заявителя, утвержденного исполнительным комитетом районного (городского) Совета народных депутатов.

Заключение составляется отделом (бюро) загса в случаях, предусмотренных подпунктами "м","н","о","п","р","с","т","у" пункта 2 настоящих Основных положений.

4. Заявления о внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния подаются в отдел (бюро) загса исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов по месту постоянного жительства заявителя. В случае исправления фамилии, имени и отчества в связи с изменением пола (у гермафродитов) заявления могут быть также поданы по месту нахождения учреждения здравоохранения, выдавшего заключение об изменении пола.

5. Заявления родителей об исправлении фамилии или имени ребенка в записи акта о рождении в связи с тем, что при регистрации рождения ребенку были присвоены фамилия или имя без учета пожеланий родителей, принимаются органами загса не позднее одного года, а заявления об исправлении имени ребенка в связи с тем, что он фактически носит имя, отличное от того, которое указано в записи акта о его рождении, - не позднее пяти лет со дня регистрации рождения ребенка.

6. Материалы об изменении, дополнении и исправлении записей актов гражданского состояния на лиц, имеющих судимость или имеющих несколько фамилий, имен и отчеств, и в других необходимых случаях направляются для проверки в органы внутренних дел по месту нахождения отдела (бюро) загса исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов, принявшего заявление. Органы внутренних дел после проверки возвращают материалы в отдел (бюро) загса с заключением о результатах проверки.

7. На основании представленных документов и результатов проверки отдел (бюро) загса по месту постоянного жительства заявителя составляет заключение о внесении изменений, дополнений и исправлений в запись акта гражданского состояния или об отказе в этом. Это заключение подлежит утверждению распоряжением исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов.

8. Перечисленные в пункте 3 настоящих Основных положений документы, в том числе заключение отдела (бюро) загса об изменении, дополнении и исправлении записи акта гражданского состояния, утвержденное исполнительным комитетом районного (городского) Совета народных депутатов, вместе со всеми собранными материалами направляются для исполнения в отдел (бюро) загса по месту нахождения соответствующей записи.

Заключения, а также приложенные к ним материалы проверки, подлежащие направлению в другую союзную республику, составляются на русском языке. В случае, если заключения и материалы составлены не на русском языке, они направляются вместе с переводом их на русский язык.

9. Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния производится отделом (бюро) загса исполнительного комитета районного(городского) Совета народных депутатов по месту нахождения записи. При этом выписывается новое свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, которое выдается заявителю или пересылается в отдел (бюро) загса по месту жительства заявителя для вручения ему. Об изменениях, дополнениях и исправлениях, внесенных в записи актов гражданского состояния, сообщается в краевой, областной или городской (городов республиканского подчинения), а в союзных республиках, неимеющих областного деления, и в автономных республиках - в республиканский архив органа загса. Об изменениях фамилии, имени, отчества, места и даты рождения военнообязанных и призывников сообщается также в районный (городской) военный комиссариат по месту их воинского учета.

10. Отказ органа загса в изменении, дополнении и исправлении записей актов гражданского состояния может быть обжалован в народный суд по месту жительства заявителя.

11. Рассмотрение вопросов о внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния должно быть закончено отделом (бюро) загса не позднее чем в двухмесячный срок со дня поступления заявления. При наличии уважительных причин этот срок может быть продлен не более чем на два месяца исполнительным комитетом районного (городского) Совета народных депутатов. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях заведующим краевым, областным, городским (городов республиканского подчинения), а в союзных республиках, не имеющих областного деления, и в автономных республиках республиканским органом загса.

Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи и выдача свидетельств по материалам, поступившим из других отделом (бюро) загса, должны быть произведены в 15-дневный срок.

12. Изменения, дополнения и исправления записей актов гражданского состояния в отношении умерших производятся по заявлению лиц, входящих в круг наследников по закону, в порядке, предусмотренном настоящими основными положениями.

13. Заявления о внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния советские граждане, постоянно проживающие за границей, а также иностранцы и лица без гражданства, зарегистрировавшие акты гражданского состояния в органах загса СССР и постоянно проживающие за границей, подают консулам СССР за границей.

Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи производится в общем порядке отделом (бюро) загса по месту регистрации соответствующего акта, по ходатайствам консулов СССР за границей.

14. Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории СССР и зарегистрировавших акты гражданского состояния в органах загса СССР, производится на общих основаниях.

II. Порядок восстановления утраченных записей
актов гражданского состояния

15. Заявления о восстановлении утраченных записей актов гражданского состояния подаются в отдел (бюро) загса исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов по месту постоянного жительства заявителя.

16. Утрата в органах загса записей актов гражданского состояния должна быть подтверждена краевым, областным или городским (городов республиканского подчинения), а в союзных республиках, не имеющих областного деления, и в автономных республиках - республиканским архивом органа загса по месту, где находилась утраченная запись.

17. Восстановление утраченных записей актов о браке, усыновлении (удочерении), установлении отцовства, перемене фамилии, имени и отчества, расторжении брака, смерти производится только при наличии документов, подтверждающих, что соответствующая запись ранее имелась, или на основании решения суда.

18. В случаях, когда в документах, представленных заявителем, и в материалах проверки отсутствуют сведения о возрасте лица, в отношении которого восстанавливается запись акта о рождении, или содержатся противоречивые данные, определение возраста производится комиссией, образуемой для этой цели исполнительным комитетом районного (городского) Совета народных депутатов.

В состав комиссии по определению возраста включаются секретарь исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов, заведующий отделом (бюро) загса, а также представители органов внутренних дел и здравоохранения. К работе комиссии по определению возраста привлекаются представители заинтересованных учреждений (при восстановлении записей актов о рождении на лиц пенсионного возраста - представители отдела социального обеспечения, при восстановлении записей актов о рождении на лиц призывного возраста - представители районного (городского) военного комиссариата и др.).

Решение комиссии по определению возраста может быть обжаловано в соответствующий исполнительный комитет районного (городского) Совета народных депутатов.

19. Материалы о восстановлении утраченных записей актов гражданского состояния на лиц, имеющих судимость или имеющих несколько фамилий, имен и отчеств, и в других необходимых случаях направляются для проверки в органы внутренних дел по месту нахождения отдела(бюро) загса исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов, принявшего заявление. Органы внутренних дел после проверки возвращают материалы в отдел (бюро) загса с заключение о результатах проверки.

20. На основании представленных документов и результатов проверки, а также решения комиссии по определению возраста отдел (бюро) загса по месту постоянного жительства заявителя составляет заключение о восстановлении утраченной записи акта гражданского состояния или об отказе в этом. Это заключение подлежит утверждению распоряжением исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов.

21. Заключение отдела (бюро) загса о восстановлении записи акта гражданского состояния, утвержденное исполнительным комитетом районного (городского) Совета народных депутатов, вместе со всеми собранными материалами направляется в отдел (бюро) загса по месту, где находилась утраченная запись, для регистрации восстановленной записи.

Заключения, а также приложенные к ним материалы проверки, подлежащие направлению для регистрации восстановленной записи в другую союзную республику, составляются на русском языке. В случае, если заключения и материалы составлены не на русском языке, они направляются вместе с переводом их на русский язык.

22. Регистрация восстановленной записи акта гражданского состояния производится отделом (бюро) загса исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов по месту, где находилась утраченная запись, в книге текущей регистрации, а регистрация восстановленной записи акта о рождении - в книге регистрации восстановленных актов о рождении.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»