Недействующий


КОМИТЕТ ПО ЛЕСУ МИНИСТЕРСТВА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 18 мая 1992 года N 90


Санитарные правила в лесах Российской Федерации
(Извлечение)
(с изменениями от 20 января 1995 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 16 марта 1998 года на основании
приказа Федеральной службы лесного хозяйства России
от 15 января 1998 года N 10
(Российские вести, N 39, 41, 03, 05.03.98)

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Текст документа с изменениями, внесенными:     

приказом Рослесхоза от 20 января 1995 года N 11.

____________________________________________________________________

С целью улучшения санитарного состояния лесов Российской Федерации, сокращения ущерба, наносимого им в результате воздействия различных патологических факторов, приказываю:

1. Утвердить Санитарные правила в лесах Российской Федерации.

4. Признать утратившим силу приказ Председателя Государственного комитета лесного хозяйства Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. N 176 об утверждении Санитарных правил в лесах СССР.



Утверждены
приказом Комитета по лесу Министерства
экологии и природных ресурсов Российской
 Федерации от 18 мая 1990 г. N 90

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА В ЛЕСАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(с изменениями от 20 января 1995 года)

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила устанавливают общий порядок выполнения основных санитарных требований в лесах Российской Федерации для сохранения биологической устойчивости лесных насаждений и предупреждения повреждений леса вредными насекомыми и болезнями при ведении лесного хозяйства и осуществлении лесных пользований, а также при производстве в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований.

1.2. Настоящие Правила являются обязательными для всех граждан, а также предприятий, объединений, учреждений, организаций и других юридических лиц производящих работы, проводящих различные мероприятия, либо имеющих объекты в лесном фонде, независимо от их ведомственной подчиненности, территориального расположения и форм собственности.

1.3. Все виды лесных пользований и различные работы, производимые в лесу, уход за лесом, охрана его от пожаров и защита от вредителей и болезней должны осуществляться способами и методами, не оказывающими отрицательного воздействия на состояние лесов.

Планы отвода лесосек от рубки главного пользования и ухода за лесом, а также проекты лесных культур и других лесохозяйственных работ в насаждениях с действующими очагами вредителей и болезней или в условиях реальной опасности их возникновения согласовываются со специалистами лесозащиты и должны содержать необходимые меры по предотвращению ущерба, наносимого вредными лесными насекомыми и болезнями.

1.4. Государственные органы лесного хозяйства областей, краев и республик в составе Российской Федерации могут в случае необходимости разрабатывать на основе настоящих Правил региональные Санитарные правила в лесах, распространяющиеся на соответствующие территории. Указанные Правила утверждаются органом управления лесного хозяйства Российской Федерации.

2. Санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах

Цели и виды санитарно-оздоровительных мероприятий

2.1. Санитарно-оздоровительные мероприятия являются частью комплекса лесозащитных мероприятий и проводятся в целях сохранения биологической устойчивости насаждений, предупреждения широкого развития патологических процессов в лесу, снижения ущерба от вредителей и болезней.

2.2. Предприятия, учреждения, организации и другие юридические и физические лица (далее по тексту - предприятия), осуществляющие ведение лесного хозяйства, обязаны своевременно проводить следующие санитарно-оздоровительные мероприятия:

а) выборочные санитарные рубки (выборку усыхающих и сухостойных, ветровальных, буреломных, снеголомных, заселенных стволовыми вредителями, пораженных инфекционными болезнями либо поврежденных другими факторами деревьев);

б) сплошные санитарные рубки погибших или расстроенных насаждений;

в) уборку захламленности;

г) другие необходимые меры защиты растущего леса и находящейся в лесу древесины от вредителей и инфекционных болезней.

Общий порядок назначения, планирования и проведения
санитарно-оздоровительных мероприятий

2.3. Необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий определяется на основании оценки санитарного состояния лесов с учетом группы и возраста насаждений, их транспортной доступности, а также экономической и экологической целесообразности.

2.4. Санитарно-оздоровительные мероприятия назначают в первую очередь в насаждениях, поврежденных пожаром, ветром, снегом, засухой, промышленными выбросами или иными неблагоприятными факторами, а также в очагах болезней и массового размножения вредных насекомых, вызвавших повреждение и гибель деревьев в размерах, угрожающих целостности и устойчивости лесных насаждений, нарушению их целевых функций.

При проведении санитарно-оздоровительных мероприятий должны соблюдаться требования охраны животного мира, редких и исчезающих видов растений и уникальных растительных сообществ.

2.5. Санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся в лесах всех групп и категорий защитности.

В лесах заповедников и природных национальных парков санитарно-оздоровительные мероприятия регламентируются положениями о заповедниках и природных национальных парках.

2.6. Санитарно-оздоровительные мероприятия (см. п. 2.2.) планируют по видам и объемам работ раздельно, при этом выборочные санитарные рубки учитывают отдельной строкой в общем объеме промежуточного пользования, а сплошные санитарные рубки - также отдельно в объеме прочих рубок.

При планировании объемов санитарно-оздоровительных мероприятий указывают площадь по видам мероприятий и количество вырубаемой древесины с 1 га и со всей площади. Доля ликвидной, в том числе деловой древесины, устанавливается на основании материальной оценки лесосек.

2.7. Виды и объемы санитарно-оздоровительных мероприятий, намеченные при лесоустройстве либо по материалам лесопатологического обследования (прил.1), проведенного специалистом службы защиты леса или уполномоченным на это работником лесхоза, служат основанием для планирования этих работ лесхозами (пункт в редакции приказа Рослесхоза от 20 января 1995 года N 11).

2.8. Планы санитарно-оздоровительных мероприятий (приложение 2) составляют ежегодно и корректируют по мере необходимости. Указанные планы составляют с учетом возможных негативных последствий для окружающей среды, предусматривают в них меры по охране редких и исчезающих видов растений и животных, уникальных природных сообществ, кедровых и других ценных лесов. Составление и корректировка планов проводится с участием специалистов службы лесозащиты.

Утверждают планы государственные органы лесного хозяйства областей, краев и республик в составе России.

2.9. Распределение объемов санитарно-оздоровительных мероприятий по кварталам года проводится с учетом степени и времени повреждения насаждений, биологии древесной породы, вредных насекомых и возбудителей инфекционных болезней (приложение 3), с учетом этих показателей при необходимости выписывается лесорубочный билет.

2.10. В районах, где в результате стихийных бедствий произошли массовые повреждения лесов, а также при возникновении очагов вредителей и болезней леса планы всех видов рубок леса корректируются с целью первоочередной разработки поврежденных древостоев.

Санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах в зоне радиационного загрязнения осуществляют, руководствуясь специальными инструкциями.

2.11. Отвод лесосек под санитарные рубки в очагах стволовых вредителей в зоне действия лесовозных и лесохозяйственных дорог проводится не более чем за 3 месяца, а в остальных случаях - не более чем за полгода до их проведения. Лесосеки под санитарные рубки в лиственных насаждениях отводятся только в весенне-летний период (май-август) при наличии листвы на деревьях, кроме участков ветровала и снеголома. Отвод лесосек под выборочные санитарные рубки, проводимые в весенне-летний период, осуществляются не более чем за месяц до начала рубки.

2.12. При всех видах санитарных рубок должна быть обеспечена своевременная (приложение 7) вывозка древесины из леса, либо ее немедленная окорка или защита иными способами, очистка лесосек от порубочных остатков.

Выборочные санитарные рубки

2.13. Выборочные санитарные рубки проводят в насаждениях, где наблюдается повышенное по сравнению с естественным текущим отпадом образование усыхающих, сухостойных, ветровальных, буреломных, снеголомных, а также пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с иными повреждениями деревьев. При этом средний диаметр деревьев текущего отпада близок или превышает средний.

Примечание. Различают общий и текущий отпад. В общий отпад входят усыхающие деревья, свежий и старый сухостой (IV-VI категории состояния деревьев), в текущий отпад - усыхающие деревья и свежий сухостой (IV, V категории состояния). Текущий отпад считается естественным, если он не превышает в молодняках 4 %, средневозрастных - 3 %, а в приспевающих, спелых и перестойных - 2 % от запаса древостоя. При разработке региональных Санитарных правил эти нормативы уточняются.


2.14. В насаждениях, где средний диаметр деревьев текущего отпада ниже среднего таксационного выборка деревьев указанных категорий проводится в порядке плановых рубок ухода. В период между приемами проведения рубок ухода за лесом в лесопарковых частях зеленых зон, городских лесах, лесах музеев-усадеб и других особо ценных лесах выборка отдельных деревьев и уборка захламленности могут проводиться регулярно как дополнительные мероприятия по мере появления сильно поврежденных и усохших деревьев.

2.15. Выборочная санитарная рубка не должна приводить к нарушению жизнеспособности насаждений, значительному снижению их целостности, продуктивности или целевых свойств лесов.

После выборочных санитарных рубок полнота насаждений не должна быть ниже предельных величин, обеспечивающих способность насаждений выполнять после рубки функции, соответствующие категориям защитности этих насаждений.

В насаждениях, для которых в данных условиях характерно низкополнотное произрастание древесных пород, в лесах, выполняющих преимущественно санитарно-гигиенические и оздоровительные функции (кроме лесов зон санитарной охраны источников водоснабжения), а также в лесах заповедников, национальных и природных парков снижение полноты при выборочных санитарных рубках не лимитируется.

2.16. Конкретные значения, до которых может быть снижена полнота насаждений, устанавливаются в региональных Санитарных правилах с учетом природных особенностей региона, породного состава насаждений, целевого назначения лесов.

2.17. В лесах III группы, подлежащих рубке главного пользования в ближайшие 5 лет, выборочные санитарные рубки не проводятся. В случае угрозы гибели насаждений (общий отпад составляет 30 % и более по запасу) они назначаются в первоочередную рубку главного пользования.

2.18. При отборе деревьев в выборочную санитарную рубку оценка состояния деревьев проводится с учетом комплекса признаков их повреждения вредителями, болезнями и другими неблагоприятными факторами (приложения 3, 4).

2.19. При повреждении леса пожаром, ветром, снегом, токсичными газами и другими абиотическими факторами выборку усыхающих и сухостойных деревьев следует осуществлять до массового их заселения стволовыми вредителями и поражения инфекционными болезнями (приложение 4).

2.20. Проведение выборочной санитарной рубки разрешается главным лесничим предприятия, осуществляющего ведение лесного хозяйства, на основании данных лесоустройства или лесопатологического обследования.

2.21. Отвод лесосек в натуре под выборочные санитарные рубки осуществляется в границах выдела или его части, требующей санитарной рубки. Отбор в рубку и клеймение деревьев производятся под непосредственным руководством лесничего или его помощника и мастера леса.

Рубка незаклейменных деревьев при проведении выборочной санитарной рубки запрещается.

Сплошные санитарные рубки

2.22. Сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, утративших биологическую устойчивость в результате массового повреждения деревьев вредными насекомыми, болезнями, пожарами и другими неблагоприятными факторами.

Санитарная рубка считается сплошной, если вырубается древостой на площади 0,1 га и более.

2.23. Сплошные санитарные рубки в лесах, имеющих преимущественно защитное, санитарно-гигиеническое и оздоровительное значение, в лесах-памятниках природы, заказниках и генетических резерватах назначаются в исключительных случаях, когда насаждения полностью утрачивают свои целевые функции.

Сплошные санитарные рубки в лесах I группы других категорий, а также во всех лесах II группы назначаются независимо от возраста в тех случаях, когда выборочные санитарные рубки уже не могут оздоровить насаждения или приводят к снижению их полноты ниже допустимой.

В лесах III группы сплошные санитарные рубки назначаются в средневозрастных и приспевающих насаждениях.

Ослабленные спелые и перестойные насаждения в освоенных лесах III группы назначаются в первоочередную рубку с учетом экономической целесообразности.

При наличии очагов опасных видов вредителей и инфекционных болезней после рубки применяются дополнительные меры по предотвращению их разрастания.

За смежными насаждениями устанавливается наблюдение и при необходимости производится выборка больных и свежезаселенных деревьев, а также уборка захламленности согласно приведенным в настоящих Правилах указаниям.

2.24. Сплошные санитарные рубки в лесах всех групп разрешаются органом управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации за исключением тех случаев, когда их площадь в лесхозе за год, в результате стихийного бедствия, превышает 1000 га. В этих случаях разрешение выдается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации (пункт в редакции приказа Рослесхоза от 20 января 1995 года N 11).

2.25. Насаждения, намечаемые в сплошную санитарную рубку, должны быть предварительно обследованы специальной комиссией, назначаемой приказом руководителя предприятия, осуществляющего ведение лесного хозяйства.

В состав комиссии включаются: главный лесничий (заместитель руководителя) предприятия, осуществляющего ведение лесного хозяйства, специалист службы лесозащиты, а при необходимости и другие специалисты.

Комиссия проверяет на месте целесообразность назначения сплошной санитарной рубки и обследует насаждения, если нет материалов лесопатологического обследования.

Участки леса, намеченные лесоустройством под сплошные санитарные рубки, не требуют обязательной проверки и обследования комиссией.

2.26. При обследовании поврежденных или расстроенных насаждений для характеристики их состояния в каждом выделе (а при проверке качества лесопатологического обследования на более 1/3 числа выделов) закладывают пробные площади, на которых производят перечет деревьев по категориям состояния (приложение 4) в количестве не менее 100 деревьев основной породы. Общая площадь проб должна составлять при величине обследуемого участка до 100 га не менее 2 % от его площади; свыше 100 га - не менее 0,5 %.

В случае, если общая площадь подлежащего сплошной санитарной рубке одного участка превышает 100 га, допустима закладка пробных площадей в наиболее характерных выделах на маршрутных ходах (не менее 3 шт. на каждые 100 га) и глазомерная лесопатологическая таксация насаждений в выделах, где они не закладываются.

2.27. Для получения разрешения на сплошные санитарные рубки предприятие, осуществляющее ведение лесного хозяйства, обязано представить государственным органам лесного хозяйства областей, краев и республик в составе России следующие документы:

а) акт проверки или обследования комиссией намечаемых к сплошной санитарной рубке насаждений;

б) сводную ведомость насаждений, требующих сплошной санитарной рубки (приложение 5);

в) сводную ведомость пробных площадей, заложенных в поврежденных или расстроенных насаждениях, потерявших биологическую устойчивость (приложение 6);

г) выкопировку из планшета на участки, намечаемые в сплошную санитарную рубку, с указанием выделов и их площади, пробных площадей.

2.28. В акте проверки или обследования комиссией намечаемых в сплошную санитарную рубку насаждений должны быть указаны: группа лесов, категория защитности, таксационная характеристика насаждений, причины их расстройства, обоснование необходимости сплошной санитарной рубки, сроки рубки, ее технология, рекомендуемые меры по обеспечению последующего лесовозобновления и мероприятия, необходимые для предупреждения заражения или повреждения смежных насаждений. Акт должен быть подписан всеми членами комиссии, а материалы, прилагаемые к нему, - руководителем предприятия, осуществляющего ведение лесного хозяйства, и специалистом службы лесозащиты.

2.29. Государственные органы лесного хозяйства, выдающие разрешение на сплошные санитарные рубки, обязаны контролировать правильность и обоснованность их назначения, организуя в необходимых случаях проверки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»