Недействующий

     

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 1988 года N 929

Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям

(с изменениями на 31 августа 2006 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года N 812;

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530 (Российская газета, N 194, 01.09.2006 (текст постановления), Российская газета, N 200, 08.09.2006 (текст приложений)) (о порядке вступления в силу см. пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530).

____________________________________________________________________



Совет Министров СССР отмечает, что реализация выработанных Партией и Правительством мер по коренной перестройке управления экономикой требует дальнейшего упорядочения системы экономической (имущественной) ответственности предприятий, объединений и организаций.

Несмотря на принятые в ходе пересмотра хозяйственного законодательства решения по значительному сокращению административно-командных методов управления, работа по упорядочению системы экономической (имущественной) ответственности еще не завершена. Продолжает действовать немало санкций, применение которых не стимулирует улучшения хозяйственной деятельности предприятий, объединений и организаций, а лишь ложится неоправданным бременем на их экономику. Не во всех случаях проводится принцип равной ответственности сторон за нарушение взаимных обязательств. Министерства и ведомства СССР не завершили полную отмену установленных ими по своей инициативе санкций, нарушающих хозрасчетные интересы и сковывающих самостоятельность предприятий.

Предприятия, объединения и организации слабо используют предоставленную им возможность решения вопросов имущественной ответственности за нарушение обязательств непосредственно в заключаемых договорах. Крайне редко применяется такая предусмотренная действующим законодательством универсальная мера ответственности, как возмещение убытков, в наибольшей степени соответствующая новому хозяйственному механизму.

В целях создания экономических и правовых гарантий, необходимо для обеспечения нормальной работы предприятий, объединений и организаций в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования, и приведения системы экономической (имущественной) ответственности в соответствии с новыми принципами хозяйствования Совет Министров СССР постановляет:

1. Признать необходимым резко сократить число применяемых к предприятиям, объединениям и организациям экономических (имущественных) санкций, предусмотренных действующим законодательством, сохранив их лишь за наиболее серьезные нарушения государственной плановой ми договорной дисциплины.

Исключать необоснованное вмешательство министерств, ведомств и других органов хозяйственного руководства в деятельность предприятий, объединений и организаций, запретив этим органам предусматривать по своей инициативе в издаваемых ими ведомственных нормативных актах меры экономической (имущественной) ответственности предприятий, объединений и организаций. Экономические (имущественные) санкции, установленные ранее ведомственными нормативными документами, применяются лишь в исключительных случаях, когда это разрешено Советом Министров СССР либо предусмотрено законодательным актом.

2. Предприятиям, объединениям и организациям, руководствуясь Законом СССР о государственном предприятии (объединении) и другими решениями о коренной перестройке управления экономикой, шире использовать предоставленные им права для регулирования вопросов имущественной ответственности за нарушение обязательств непосредственно в заключаемых договорах на поставку продукции, выполнении работ и оказание услуг, с предъявлением в соответствующих случаях на основе действующего законодательства требований о возмещении убытков, причиняемых указанными нарушениями.

Осуществить следующие дополнительные меры по упорядочению, сокращению числа и повышению экономической обоснованности санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям.

По поставкам продукции производственно-технического
назначения и товаров народного потребления

3. Ввести равную экономическую ответственность за равнозначные нарушения - установить единый размер неустойки за недопоставку продукции производственно-технического назначения (кроме отдельных видов продукции, определяемых законодательством), отменив применение в повышенном размере санкций за недопоставку продукции отдельным группам потребителей (покупателей).

Снизить размер неустойки за недопоставку товаров народного потребления, имея в виду, чтобы взыскиваемая неустойка в основном возмещала торговым организациям убытки, возникающие у них из-за невыполнения плана товарооборота в связи с неполучением от предприятий-изготовителей предусмотренных договором товаров. Сохранить при этом действующий принцип исчисления санкций исходя из розничных цен за вычетом торговой скидки.

Установить единый размер штрафа за поставку недоброкачественной продукции (товаров) и отменить повышенные санкции, применяемые в случае забракования продукции (товаров), отнесенной к высшей категории качества.

Отказаться от применения штрафов за поставку некомплектной продукции (товаров) и продукции (товаров), имеющей устранимые производственные недостатки, в случаях их устранения (доукомплектования изделий) изготовителем в установленный срок, а также от других экономических санкций, не отвечающих новым условиям хозяйствования и носящих частный характер.

Конкретные виды и размеры экономических (имущественных) санкций установлены Положением о поставках продукции производственно-технического назначения и Положением о поставках товаров народного потребления, утвержденными постановлением Совета Министров от 25 июля 1988 года N 888 (СП СССР, 1988 г., N 24-25, ст.70).

По капитальному строительству

4. Пункт не действует на территории Российской Федерации - постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года N 812. - См. предыдущую редакцию.

5. Госстрою СССР в 3-месячный срок подготовить с участием Госплана СССР, Министерства финансов СССР и Министерства юстиции СССР и представить в Совет Министров СССР предложения о внесении изменений в действующие Правила о договорах подряда на капитальное строительство и другие решения Правительства СССР, предусматривающее имущественную ответственность предприятий, объединений и организаций за нарушение обязательств в области капитального строительства, с учетом указаний, содержащихся в настоящем постановлении. При подготовке предложений включить в указанные Правила вопросы правового регулирования отношений организаций - генеральных подрядчиков с субподрядными организациями.

6. Признать утратившими силу пункт 4 постановления Совета Министров СССР от 26 декабря 1986 года N 1550 "Об утверждении Правил о договорах подряда на капитальное строительство " (СП СССР, 1987 г., N4, ст.19).

По перевозкам грузов

7. В целях укрепления государственной дисциплины в работе предприятий железнодорожного транспорта, усиления их ответственности за своевременную подачу перевозочных средств и своевременную доставку грузов, а грузоотправителей - за рациональное использование специализированного подвижного состава:

увеличить в два раза размер ответственности железных дорог за несвоевременную подачу рефрижераторов и других специализированных вагонов, а грузоотправителей - за неиспользование выделенных им в установленном порядке указанных вагонов. Перечень специализированного подвижного состава определяется Правилами перевозок грузов, утверждаемыми в установленном порядке;

повысить ответственность предприятий железнодорожного транспорта за просрочку доставки грузов, установив максимальный размер штрафов за это нарушение 90 процентов провозной платы.

8. Отменить предусмотренные Уставом железных дорог Союза ССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 года N 270 (СП СССР, 1964 г., N 5, ст.36), штрафы за неправильное указание грузоотправителями наименования грузов, а также за невнесение платежей при сдаче грузов к перевозке железнодорожным транспортом.

9. Министерству путей сообщения СССР, Министерству морского флота СССР, Министерству гражданской авиации СССР и Министерству речного флота СССР подготовить с участием заинтересованных органов предложения по приведению действующих транспортных уставов (кодексов), а также решений Правительства СССР по вопросам ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по перевозкам грузов в соответствии с новыми условиями хозяйствования. Предусмотреть в указанных предложениях дальнейшее углубление и развитие договорных отношений между предприятиями транспорта и предприятиями, объединениями и организациями грузоотправителями и грузополучателями и совершенствование на этой основе взаимной ответственности сторон за нарушение принятых на себя обязательств. Исходить при этом из необходимости соблюдения принципа равной ответственности транспортных организаций, грузоотправителей и грузополучателей за нарушение взаимных обязательств по перевозке грузов. Представить соответствующие предложения в Совет Министров СССР до 1 декабря 1988 г.

По снабжению электрической и тепловой энергией

10. Пункт не действует с 8 сентября 2006 года - постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530. - См. предыдущую редакцию.

     

11. Отменить установленный распоряжением Совета Министров СССР от 31 мая 1978 г. N 1093 порядок отнесения сумм повышенной платы, взыскиваемой с предприятий и электростанций за газ, израсходованный в качестве топлива сверх утвержденных лимитов, на себестоимость вырабатываемой ими продукции как не соответствующий Закону СССР о государственном предприятии (объединении); признать в связи с этим утратившим силу абзац 2 указанного распоряжения.

По расчетам в народном хозяйстве

12. В связи с упорядочением экономических санкций за наиболее серьезные нарушения государственной плановой и договорной дисциплины и усилением персональной ответственности конкретных должностных лиц, виновных в приписках и других нарушениях, внести следующие изменения в систему экономической (имущественной) ответственности за нарушение правил совершения расчетных операций:

а) уменьшить размер штрафа, уплачиваемого в пользу банка предприятием-поставщиком (грузоотправителем, организацией, оказывающей услуги), а в соответствующих случаях плательщиком (чекодателем), при предъявлении счетов (других расчетных документов) при полном или частичном отсутствии реальной отгрузки (отпуска) товарно-материальных ценностей или фактического оказания услуг с 7 до 4 процентов;

б) снизить размер взыскиваемого со строительных, монтажных и других организаций штрафа за завышение объемов и стоимости выполненных строительно-монтажных работ (в том числе стоимости оборудования, включенного в объем капитальных вложений, но фактически не сданного в монтаж), проектно-изыскательских, буровых, геологоразведочных, ремонтно-строительных и пуско-наладочных работ с 10 до ... процентов;

в) отменить санкции:

за несвоевременное представление или несвоевременную высылку заготовительными организациями в банк сводных платежных поручений для перечисления на счета сдатчиков сельскохозяйственной продукции причитающихся им сумм, устранив двухкратное применение санкций за одно и то же нарушение, поскольку ответственность за просрочку оплаты продукции заготовительные организации несут непосредственно перед сдатчиками;

за неуведомление предприятиями, объединениями и организациями банка об ошибочно зачисленных на счет суммах и непредставление в установленный срок подтверждения сальдо расчетного, текущего или иного счета;

за отдельные нарушения, допускаемые банками при осуществлении расчетных операций, не оказывающие существенного экономического воздействия на результаты деятельности сторон;

г) отказаться от взимания в доход бюджета штрафа, применяемого к предприятиям, объединениям и организациям, по вине которых не вывезены (не отгружены) в установленный срок товарно-материальные ценности или не оказаны услуги, предварительно оплаченные плательщиком по требованию или с согласия поставщика (организации, оказывающей услуги).

13. В целях унификации норм, предусматривающих ответственность плательщиков (заказчиков) за уклонение от оплаты причитающихся другим предприятиям, объединениям и организациям сумм, установить, что за неосновательный полный или частичный отказ от акцепта платежного требования, а также за уклонение от оплаты приобретенных товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг при других формах расчетов плательщик (заказчик) уплачивает соответствующему предприятию, объединению , организации штраф в размере 5 процентов суммы, от уплаты которой он отказался (уклонился).

По природопользования

14. Установить, что в случае нарушения законодательства о природопользовании предприятия, объединения и организации несут ответственность в размере фактически причиненного ущерба и принимают меры к устранению допущенных нарушений и их отрицательных последствий, если законодательством не установлена более высокая ответственность за конкретные виды таких нарушений.

15. Признать необходимым сохранить санкции, предусмотренные Правилами отпуска древесины на корню в лесах СССР, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 30 октября 1981 года N 1045, лишь за грубые нарушения установленного порядка лесопользования, отменив штрафную ответственность за нарушения частного характера, не причиняющие ущерб лесному хозяйству.

16. Поручить Институту экономики и Институту государства и права Академии наук СССР разработать и представить в III квартале 1988 г. в Комиссию по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма предложения по методике определения размера ущерба, причиняемого предприятиям, объединениям и организациям нарушениями хозяйственных договоров и подлежащего возмещению в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении). Комиссии утвердить указанную методику и не позднее IV квартала 1988 г. довести ее до министерств и ведомств СССР и других органов хозяйственного руководства, а этим органам - до подведомственных предприятий, объединений и организаций.

17. Комиссии по совершенствованию управлений, планирования и хозяйственного механизма с участием Государственного арбитража СССР проводить периодически анализ эффективности действующих экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям; принимать в необходимых случаях меры к обеспечению большей увязки их с принципами новой системы хозяйствования, а по вопросам, требующим решения Правительства СССР, вносить соответствующие предложения в Совет Министров СССР.

18. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в решения Правительства СССР.

19. Советам Министров союзных республик, исходя из мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, в 2-месячный срок провести работу по сокращению и упорядочению экономических (имущественных) санкций, установленных законодательством союзных республик.

Председатель
Совета Министров СССР
Н. Рыжков

Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М. Смиртюков


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Совета Министров СССР
от 30 июля 1988 года N 929

ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в решения Правительства СССР

I. В Уставе железных дорог Союза ССР, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 года N 270 (СП СССР, 1964 г., N 5, ст. 36; 1969 г., N 18, ст. 105; 1974 г., N 17, ст. 99; 1976 г., N 9, ст. 42; 1979 г., N 13, ст. 86)

1. В абзаце втором статьи 75 после слов "при сдаче груза к перевозке" исключить слова: "с грузоотправителя взыскивается штраф в размере 1 процента суммы платежей за каждый день просрочки;".

2. Дополнить статью 144 после абзаца пятого абзацем следующего содержания:

"За неподачу железной дорогой рефрижераторных и других специализированных вагонов для выполнения плана перевозок и за неиспользование грузоотправителем поданных специализированных вагонов или отказ от выделенных в установленном порядке таких вагонов уплачивается штраф в следующих размерах:

по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах, по 2 рубля с тонны груза;

по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах, - по 100 рублей за вагон".

3. Статью 153 изложить в следующей редакции:

"153. За просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает грузополучателю штраф (если не докажет, что просрочка произошла не по ее вине) в следующих размерах:

15 процентов провозной платы - при просрочке не свыше одной десятой срока доставки;

30 процентов провозной платы - при просрочке более одной десятой, но не свыше двух десятых срока доставки;

45 процентов провозной платы - при просрочке более двух десятых, но не свыше трех десятых срока доставки;

60 процентов от провозной платы - при просрочке более трех десятых, но не свыше четырех десятых срока доставки;

75 процентов провозной платы - при просрочке более четырех десятых, но не свыше пяти десятых срока доставки;

90 процентов провозной платы - при просрочке более пяти десятых срока доставки.

Если срок доставки груза не превышает 6 суток, железная дорога уплачивает грузополучателю штраф в размерах:

15 процентов провозной платы - за просрочку на 1 сутки;

30 процентов провозной платы - за просрочку на 2 суток;

45 процентов провозной платы - за просрочку на 3 суток;

60 процентов провозной платы - за просрочку на 4 суток;

75 процентов провозной платы - за просрочку на 5 суток;

90 процентов провозной платы - за просрочку более 5 суток.

В таких же размерах взыскивается с железной дороги штраф за просрочку в доставке порожних вагонов, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям или арендованных ими".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»