ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

(ГКАП РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

от 21 апреля 1994 года N ВБ/2053 *О)

Направляем для апробации и использования в работе "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен", которые разработаны ГКАП России в целях методологического обеспечения выявления и пресечения монополистической деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и предназначены для работников антимонопольных органов и местных органов власти и управления при проведении совместных проверок.

Данные рекомендации имеют временный характер и будут корректироваться с учетом правоприменительной практики на местах.

Ваши предложения прошу направлять в Комитет Главному управлению регулирования деятельности монополий.


В.Е.Белов



Временные методические рекомендации по
выявлению монопольных цен *О)

1. Общие положения

1.1. Настоящие рекомендации предназначены для оказания методической помощи специалистам ГКАП России и его территориальных управлений при выявлении монопольных цен, устанавливаемых хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках и применяющих свободные цены.*1.1)

Регулирование цен на товары (работы, услуги) и контроль за их применением осуществляется в установленном порядке и не является предметом настоящих Рекомендаций.

1.2. Рекомендации разработаны в соответствии с Законами Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а также на основе действующих нормативных документов по ценообразованию (перечень прилагается).

1.3. Рекомендации применяются при проверках соблюдения антимонопольного законодательства, в частности, статей 5 и 6 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

1.4. Настоящие Рекомендации могут быть использованы при анализе деятельности предприятий на предмет выявления ценового сговора наряду с принятыми ГКАП России Методическими рекомендациями по ценовым соглашениям как форме ограничительной деловой практики и Временной методикой выявления и пресечения соглашений (согласованных действий), ограничивающих конкуренцию.

2. Понятие монопольной цены

2.1. По установленному порядку хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных рынках, реализуют свою продукцию по свободным (рыночным) ценам (тарифам), кроме продукции, цены на которую регулируются постановлениями Правительства Российской Федерации.

2.2. Оптовые (на продукцию производственно-технического назначения) и отпускные (на товары народного потребления) цены и тарифы устанавливаются хозяйствующими субъектами самостоятельно или на договорной основе, исходя из сложившегося соотношения спроса и предложения (конъюнктуры рынка).

2.3. Под монопольной в настоящих Рекомендациях понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке, сложившегося под воздействием спроса и предложения, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарным рынке. В целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью. Монопольные цены подразделяются на монопольно высокие (низкие) и монопсонически низкие цены.

2.4. Монопольно высокой является цена, которая устанавливается хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в результате изъятия товаров из обращения с целью ее завышения для получения сверхприбыли или/и компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других хозяйствующих субъектов или граждан.

2.5. Монопольно низкой является цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и существенно ограничивает конкуренцию на рынке данного товара.

2.6. Монополитически низкой ценой на покупаемый товар является цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим в качестве потребителя (покупателя) доминирующее положение на рынке данного товара, в целях получения сверхприбыли или/и компенсации необоснованных затрат путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика.

2.7. В соответствии со ст.5 Закона "О конкуренции..." установление монопольных цен хозяйствующим субъектом является злоупотреблением доминирующим положением на рынке при применении на свою продукцию свободных (рыночных) цен.

3. Признаки выявления монопольных цен

3.1. При рассмотрении признаков установления монопольных цен следует иметь в виду, что:

3.1.1. под изменениями цен понимается их реальная динамика, учитывающая инфляционные процессы;

3.1.2. изменения объемов производства учитываются в натуральном, а не стоимостном, выражении;

3.1.3. признаки монопольных цен могут выявляться не только прямо, через сравнение фактических цен и объемов производства с соответствующими значениями, которые имеются (или имелись бы) на конкурентном рынке, но и косвенно, путем анализа динамики цен, объемов производства и т.д.;

3.1.4. факты, формально свидетельствующие о наличии признаков монопольной цены, реально могут быть следствием сложившейся конъюнктуры рынка, а не злоупотреблением доминирующим положением на рынке со стороны хозяйствующего субъекта при установлении свободных цен. Поэтому наличие признаков монопольной цены не исключает, а предполагает проведение дальнейшего экономического анализа.

3.2. К наиболее характерным признакам монопольно высокой цены (при прочих равных условиях) могут быть отнесены:

3.2.1. повышение цены в целях компенсации необоснованных затрат или/и получения сверхприбыли в результате:

преднамеренного сокращения объемов производства (реализации) при неизменном качестве;

скрытого уменьшения объемов производства (реализации)*;

________________

* Под скрытым сокращением объема производства (реализации) понимается преднамеренное снижение качества продукции (за счет ухудшения потребительских свойств продукции, ее комплектации, ухудшения сервисного обслуживания и т.п.) при формально неизменной величине выпуска (реализации) в штуках, тоннах, метрах и т.д.

3.2.2. Скрытое повышение цены* в целях компенсации необоснованных затрат или/и получения сверхприбыли в результате сокращения объемов производства (реализации).

________________

* Под скрытым повышением цены на продукцию понимается номинальная неизменность цены при снижении качества этой продукции или понижение цены при опережающем падении качества.

3.2.3. различные комбинации вышеуказанных признаков, ущемляющих интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.

3.3. Наиболее характерными признаками монопольно низкой цены являются:

3.3.1. создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других хозяйствующих субъектов становится экономически невыгодным;

3.3.2. продажа продукции хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, по ценам ниже себестоимости и/или ниже уровня, который сложился на конкурентных рынках, и/или меньше среднеотраслевого (среднерегионального) уровня, если это не предопределено рыночной конъюнктурой;

3.3.3. не обусловленное конъюнктурой рынка и динамикой издержек производства снижение прибыли в условиях стабильного (растущего) спроса на данный товар за определенный период времени;

3.3.4. различные комбинации вышеуказанных признаков, ущемляющих интересы конкурентов.

3.4. Наиболее характерными признаками монопсонически низкой цены являются:

3.4.1. необусловленное уровнем потребностей сокращение объемов производства и недоиспользование мощностей предприятий поставщиков;

3.4.2. покупка продукции хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках, в частности, по ценам, не обеспечивающим продавцу получения прибыли на среднеотраслевом (среднерегиональном) уровне или/и возмещения себестоимости, если это не предопределено рыночной конъюнктурой;

3.4.3. не обусловленное конъюнктурой рынка повышение прибыли хозяйствующего субъекта, занимающего в качестве покупателя доминирующее положение на данном товарном рынке (или/и уровня заработной платы его работников) путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика.

4. Анализ признаков монопольно высоких цен

4.1. При выявлении фактов установления монопольной цены рекомендуется:

4.1.1. уточнить границы товарного рынка, на котором хозяйствующий субъект реализует свою продукцию, в соответствии с принятыми ГКАП России Методическими рекомендациями по определению границ и объемов товарных рынков;*4.1.1)

4.1.2. проверить наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта 6а товарном рынке в соответствии с принятыми ГКАП России Методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке;

4.1.3. проанализировать данные, подтверждающие признаки установления монопольно высокой цены.

4.2. Рекомендуемые ниже методы выявления признаков монопольных цен являются приближенными, ни один из них в отдельности не может гарантировать полную достоверность выводов и только максимальная их совокупность повышает вероятность доказательности наличия монопольных цен.

4.3. При установлении наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, анализ признаков монопольно высоких цен проводится в два этапа:

4.3.1. предварительный этап анализа;

4.3.2. этап полного (углубленного) анализа деятельности хозяйствующего субъекта;

4.4. В ходе предварительного этапа анализа сотрудниками антимонопольных органов;

4.4.1. изучается комплекс косвенных фактов, а именно: динамика цен, себестоимости, прибыли и рентабельности и объемов производства (форма 1 приложения N 3);

4.4.2. выбирается база сравнения и производится сопоставление фактического и базового уровня проверяемой цены (формы 2, 3 приложения N 3).

4.5. На этапе предварительного анализа прежде всего следует сравнить темпы роста цен на продукцию хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке этой продукции, с соответствующими отраслевыми или региональными (в зависимости от уровня наблюдения) индексами роста цен (инфляции). В случае отсутствия этих показателей сравнение следует проводить с индексом роста оптовых цен по промышленности (на продукцию производственно-технического назначения) и индексом роста цен на потребительские товары и услуги (на товары народного потребления).

При этом о возможном увеличении цен будут прямо свидетельствовать их фактическое резкое увеличение, косвенно темпы роста цен, превышающие среднеотраслевые* (среднерегиональные) и/или темпы инфляции по промышленности в целом (по потребительским товарам и услугам).

________________

* Под отраслью здесь и в дальнейшем понимается отрасль в экономическом смысле слова, т.е. совокупность хозяйствующих субъектов, производящих однородную по назначению продукцию. Поэтому в качестве отраслевых индексов инфляции (объемов производства) следует выбирать в порядке предпочтения индексы изменения цен (объемов производства); по группе товаров - подотрасли - отрасли (в административном понимании).

4.6. Наряду с ценовым анализом следует изучить динамику объемов производства продукции, по которой хозяйствующий субъект доминирует на товарном рынке.

При этом о снижении объемов производства будут прямо свидетельствовать его реальное сокращение, косвенно - темпы спада производства, превышающие среднеотраслевые (среднерегиональные) и/или темпы сокращения производства по промышленности в целом.

Сочетание более высоких темпов роста цен на проверяемую продукцию с более высокими темпами спада производства по сравнению с их отраслевыми (региональными) показателями является косвенным свидетельством о наличии монопольного эффекта (повышения цен наряду со снижением объемов производства).

4.7. Для принятия более обоснованного решения следует проанализировать структуру цен (тарифов) на проверяемую продукцию в динамике (Форма 1 приложения N 3). О злоупотреблении доминирующим положением на рынке дадут дополнительные косвенные доказательства:

рост себестоимости более быстрыми темпами, чем увеличение общего индекса инфляции по отрасли (региону, по России);

опережающий рост материальных затрат по сравнению с индексом роста оптовых цен в промышленности;

опережающий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции, по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли (в промышленности), региону (по России);

значительное превышение уровня зарплаты на предприятии над среднеотраслевым и/или среднерегиональным уровнем (по России);

повышение рентабельности продукции, по которой проверяемое предприятие доминирует на рынке, над среднеотраслевыми показателями рентабельности.

4.8. Для дополнительного обоснования можно сопоставить темпы роста цен, себестоимости (отдельных элементов затрат) и уровней рентабельности по монополизированной и немонополизированной продукции проверяемого предприятия.

Так, если темпы роста свободных цен, себестоимости, прибыли и рентабельности проверяемой продукции хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, существенно превысили темп роста этих показателей на продукцию этого же предприятия, по которой оно не является монополистом, это дополнительно указывает на возможное злоупотребление доминирующим положением в части установления монопольно высоких цен.

4.9. В случае, если анализ косвенных фактов покажет возможность установления монопольно высоких цен, необходимо определить базовую точку сравнения - приближенное значение конкурентной цены. Здесь возможны следующие подходы:

4.9.1. За базовую (конкурентную) при соответствующих возможностях и условиях можно взять цену, которая сложилась (на данном или соседнем) конкурентном рынке такого же (или аналогичного товара) по одному из вариантов, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Варианты выбора товара и рынка для определения
конкурентной цены

             Товар    ¦ Тот же, ¦  Тот же, ¦ Аналогич- ¦ Аналогич-
                      ¦ того же ¦  другого ¦ ный, того ¦ ный, друго-
                      ¦ хозсубъ-¦  хозсубъ-¦ хозсубъ-  ¦ го хозсубъ-
Рынок                 ¦ екта    ¦  екта    ¦ екта      ¦ екта
----------------------¦---------¦----------¦-----------¦------------

Федеральный уровень наблюдения

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»