Недействующий

Утверждено приказом
ГКАП Российской Федерации
от 3 июня 1994г. N 67


Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке

____________________________________________________________________
Не применяются на основании
приказа ФАС России от 20 мая 2022 года N 397/22
____________________________________________________________________


Настоящие Методические рекомендации предназначены для оказания антимонопольным органам практической помощи в определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, применяемого в законодательных и нормативных актах.

1. Общие положения.

1.1. Для целей реализации Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее Закон). под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта* на рынке определенного товара**, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на процесс конкуренции, затруднять доступ на рынок товара (работ, услуг) другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их хозяйственной и предпринимательской деятельности.

1.2. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта может явиться результатом как внешних,так и внутренних факторов,в т.ч:

- государственной политики, включая дифференцированную систему налогов, предоставление субсидий и других льгот;

- слияний, присоединений, а также ликвидации;

- производственной или научно-технической стратегии, в том числе внедрения нововведений;

- деятельности хозяйствующего субъекта по устранению конкурентов с рынка неконкурентными методами;

- соглашений между хозяйствующими субъектами (явных, тайных); других факторов.

1.3. Обладание доминирующим положением является необходимым условием для квалификации противоправности действий (соглашений, согласованных действий) хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов), нарушающих требования ст. 5,6,18,19 Закона.

1.4. Достаточным условием для квалификации действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение как противоправных, является факт злоупотребления доминирующим положением.

------------------------------

*) Для настоящих методических рекомендаций группа хозяйствующих субъектов, контролирующих имущество друг друга, будет рассматриваться как один хозяйствующий субъект.

**) Под рынком определенного товара (товарным рынком) понимается сфера обращения товара, не имеющего заменителей, или взаимозаменяемых товаров***) на территории Российской Федерации или ее части, определенной исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

***) Взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене, условиям купли-продажи и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (производства).

Под злоупотреблением доминирующим положением понимаются все формы использования хозяйствующим субъектом или группой хозяйствующих субъектов, контролирующих имущество друг друга, доминирующего положения, ограничивающие конкуренцию и/или ущемляющие интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.

Удерживание доминирующего положения само по себе не является антиконкурентным.

1.5. Необходимость в установлении доминирующего положения возникает при:

а) осуществлении предварительного государственного контроля:

- за созданием, слиянием и присоединением добровольных объединений предприятий, а также преобразованием в указанные объединения органов управления или хозяйствующих субъектов;

- за слиянием, присоединением и ликвидацией государственных и муниципальных предприятий;

- за реорганизацией (выделение, разделение) федеральных предприятий, не предусматривающих изменение их формы собственности;

- за созданием, слиянием и присоединением акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, за исключением случаев, предусмотренных п.7 ст.17 Закона;

- за созданием, слиянием и присоединением других товариществ и объединений, в которых участвуют юридические лица;

- за увеличением уставного капитала акционерного общества и товарищества сверх установленной ГКАП России предельной величины;

- за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале хозяйствующих субъектов;

- за соблюдением антимонопольного законодательства при приватизации государственных и муниципальных предприятий, в том числе при выделении структурных подразделений из состава государственных предприятий и их преобразовании в самостоятельные предприятия в процессе приватизации;

- за созданием холдинговых компаний в соответствии с действующим законодательством и контроля за их функционированием;

- за созданием финансово-промышленных групп;

б) при рассмотрении вопросов о:

- нарушении антимонопольного законодательства;

- принудительном разделении хозяйствующих субъектов;

в) при проведении специальных исследований товарных рынков с целью разработки рекомендаций по их возможной демонополизации и созданию конкурентной среды.

г) в других случаях, предусмотренных действующими законодательными и нормативными актами.

1.6. Установление наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта входит в компетенцию антимонопольных органов в соответствии с их полномочиями.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО
СУБЪЕКТА ИЛИ ГРУППЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

2.1. Основные этапы определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара.

Основными этапами являются:

1. Установление конкретной продукции, работ и услуг хозяйствующего субъекта, которые могут быть квалифицированы как товар (товары) и получение количественной ( в натуральном или стоимостном измерении) информации об объемах товаров, поставляемых хозяйствующим субъектом на соответствующий товарный рынок;

2. Определение продуктовых и географических границ рынка товара (рынков товаров), производимого (производимых) хозяйствующим субъектом и получение количественной (соответственно в натуральном или стоимостном измерении) информации о его (их) объеме (объемах). Последовательность процедуры по определению товарного рынка приведена в разделах II-IV "Методических рекомендаций по определению границ и объемов товарных рынков", утвержденных приказом ГКАП России от 26.10.93 г. N 112.

3. Определение возможностей хозяйствующего субъекта оказывать влияние на рынок в плане ограничения конкуренции в каких-либо формах либо ущемления интересов других хозяйствующих субъектов или граждан ( т.е. непосредственное установление наличия доминирующего положения хозяйствующими субъектами на рынке определенного товара).

3.1. Основополагающим критерием для установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара является доля товарного рынка, принадлежащего хозяйствующему субъекту.

Антимонопольные органы признают (квалифицируют) положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 65%, как доминирующее, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на превышение этой величины его положение на рынке не является доминирующим.( ГКАП России может установить иную предельную величину доли хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара для квалификации доминирующего положения).

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.

Положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35-65% , квалифицируется государственными антимонопольными органами как доминирующее, если оно доказано ими с учетом дополнительных параметров, характеризующих товарный рынок и подтверждающих возможность действий хозяйствующего субъекта, в основном, независимо от конкурентов.

Доля товарного рынка, находящаяся внутри пределов 35-65%, принадлежащая в данный момент времени хозяйствующему субъекту, сама по себе не может служить достаточным условием для установления наличия доминирующего положения. Установленный Законом нижний предел доли товарного рынка в 35 процентов служит ситом, для отсеивания хозяйствующих субъектов с меньшими долями, которые не могут быть доминирующими, и выявления хозяйствующих субъектов с большими долями рынка, которые могут стать предметом дальнейшего анализа.

При оценке рыночной структуры для квалификации в качестве доминирующего положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35-65% включительно, следует учитывать:

- количество фактических конкурентов и относительный размер долей рынка принадлежащих ближайшим конкурентам ( размер доли товарного рынка, принадлежащего изучаемому хозяйствующему субъекту в сравнении с долями рынка, принадлежащего ближайшему конкуренту);

- стабильность во времени долей рынка, принадлежащих как изучаемому хозяйственному субъекту, так и его ближайшим конкурентам;

- стабильность во времени самого рынка ( статичный или динамичный рынок);

- наличие потенциальной конкуренции в совокупности с оценкой наличия и величины препятствий для вхождения* конкурентов на рынок (барьеров вхождения конкурентов в рассматриваемый рынок);

- оценка фактов или потенциальных возможностей изучаемого хозяйствующего субъекта выступать "ценовым лидером"**.

Вышеприведенный перечень параметров оценки рыночной структуры не является исчерпывающим и может быть дополнен при рассмотрении конкретных случаев. Вместе с тем, не всегда задача определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта требует от антимонопольных органов анализа всех параметров, характеризующих товарные рынок.

Перечень изучаемых параметров товарного рынка для оценки доминирования хозяйствующего субъекта определяется антимонопольными органами в каждом конкретном случае.

В основу исследования должно быть положено изучение возможной реакции изучаемого хозяйствующего субъекта на давление конкурентов и способности хозяйствующего субъекта самого воздействовать на конкуренцию. Определяющим выводом антимонопольных органов при квалификации положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара как доминирующего является вывод о том, что хозяйствующий субъект может действовать независимо от конкурентов и способен сдерживать конкуренцию на соответствующем товарном рынке.

-------------------------------

* Вхождение в рынок - создание нового (перепрофилирование действующего) хозяйствующего субъекта, для работы на соответствующем товарном рынке, или распространение деятельности хозяйствующего субъекта, уже существующего вне границ соответствующего рынка, на продукцию, поставляемую на рассматриваемый рынок (ввоз, импорт).

** Ценовое лидерство - рыночная ситуация, свойственная олигополии***, при которой повышение или понижение цен изучаемым хозяйствующим субъектом поддерживается всеми или большинством компаний на рынке ( т.е. хозяйствующий субъект действует на рынке независимо от конкурентов).

*** Олигополия - это рыночная структура, при которой небольшое число хозяйствующих субъектов контролирует значительную долю рынка, а вход на этот рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен или невозможен.


2.2. Определение доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

2.2.1. Доля рынка хозяйствующего субъекта определяется в соответствии с разделом 5 Методических рекомендаций по определению границ и объемов товарных рынков, утвержденных приказом ГКАП России от 26.10.93 г. N 112 как процентное отношение реализованного хозяйствующим субъектом третьим лицам товара (продукции, работ, услуг) к объему (сумме) реализации товара на данном рынке всеми продавцами ( объем рынка). При определении доли рынка принимаются во внимание положения п.2.4. настоящих Методических рекомендаций, т.е. в обязательном порядке выявляются все имущественные взаимосвязи изучаемого хозяйствующего субъекта с хозяйствующими субъектами, работающими на тот же товарный рынок, а также совмещения управленческих постов в органах управления хозяйствующих субъектов-конкурентов.

2.2.2. На величину показателя доли рынка влияет выбор способа измерения показателей, положенных в основу его определения (т.е. способ измерения количества товара, реализуемого конкретным хозяйствующим субъектом, и объема рынка).

Указанные показатели могут быть измерены:

- в натуральном выражении;

- в стоимостном выражении соответственно - стоимостью реализованного хозяйствующим субъектом товара ( объем продаж) и стоимостным выражением объема рынка.

В случае отсутствия прямых данных об объемах реализованной потребителям продукции указанные показатели определяются соответственно - объемом поставок продукции хозяйствующим субъектом на соответствующий товарный рынок ( при этом из показателя объема производства исключаются излишние запасы продукции на складе, продукция, предназначенная для внутренних нужд хозяйствующего субъекта и продукция,вывозимая (экспортируемая) им для продажи за пределами соответствующего товарного рынка*) и общим объемом поставок товара на соответствующий товарный рынок ( т.е. объемом поставок товара на рынок местными товаропроизводителями, включая объем ввоза товара на соответствующий товарный рынок).

2.2.3. Основные критерии выбора способа измерения доли рынка.

а) при однородности товаров данного рынка. На рынке однородных товаров его объем и величину реализации (поставок) необходимо оценивать в натуральных показателях.

При этом целесообразно осуществлять проверку полученной величины доли рынка, рассчитанной на основе натуральных показателей, с показателем доли рынка, рассчитанным на основе стоимостных показателей. Если доли рынка, рассчитанные на основе натуральных показателей, существенно отличаются от долей рынка, рассчитанных на основе стоимостных показателей, то это может означать, что рынки определены неправильно.

При кажущейся одинаковости товара (однородности рынка) одни хозяйствующие субъекты могут реализовывать более дорогие и сложные варианты товара покупателям, в то время как другие продают дешевые и низкокачественные варианты товара. Возможно, что рынки на эти два типа товара (высококачественный сложный товар и низкокачественный товар) будет отдельными, т.е. потребители не будут заменять товары сложные и высокого качества на низкокачественные товары. Там, где существует значительное расхождение между натуральными и стоимостными измерителями доли товарного рынка, работники антимонопольных органов должны вернуться к определению рынка и установить действительно ли потребители рассматривают эти товары как заменяемые.

б) при неоднородности товаров данного рынка.

При неоднородности товаров данного рынка его объем и количество реализованной (поставленной, произведенной) хозяйствующим субъектом продукции можно также измерять в натуральных показателях при наличии условной единицы товара (например: тонна условного топлива, условная банка (для рыбных консервов) и т.п.).

В случае отсутствия условной единицы товара на рынке неоднородных товаров его объем и величину поставок следует оценивать в стоимостном выражении.

2.3. Определение дополнительных критериев товарного рынка, подтверждающих доминирующее положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35-65%.

Для квалификации в качестве доминирующего положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35-65%, последовательно определяется и анализируется:

1. По хозяйствующим субъектам-конкурентам, реально функционирующим на товарном рынке, для которого определены продуктовые и географические границы:

а) Наличие конкретных хозяйствующих субъектов-конкурентов (продавцов, производителей);

б) Их производственные возможности (мощности и существующая загрузка мощностей) по производству и реализации рассматриваемого продукта (работ, услуг) и его заменителей в сочетании с поставками на конкретный товарный рынок.

При этом не следует оставлять без внимания и возможности доукомплектования существующего оборудования (например, в процессе конверсии предприятий оборонного комплекса, включая использование арендованного оборудования /лизинг/);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»