ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 августа 1994 года N НП-6-02/318


О рекомендациях о порядке проведения документальных проверок
юридических лиц по соблюдению налогового законодательства,
правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет
платы за пользование недрами

Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для использования в практической работе Рекомендации о порядке проведения документальных проверок юридических лиц независимо от видов деятельности и формы собственности (включая предприятия с особым режимом работы) по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет платы за пользование недрами, разработанные Управлением налогообложения АПК, природных ресурсов и земельного налога.

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
Н.В. Попов

Приложение
к письму Госналогслужбы России
от 29.08.94 N НП-6-02/318

РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке проведения документальных проверок юридических
лиц независимо  от  видов  деятельности  и  формы собственности
(включая предприятия с особым режимом работы) по соблюдению
налогового законодательства, правильности исчисления, полноты
и своевременности внесения в бюджет платы за пользование недрами

     

I. Общие положения

В соответствии со статьей 11 Закона РСФСР от 21.03.91 "О Государственной налоговой службе РСФСР" государственные налоговые инспекции несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков - юридических лиц: предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности и проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других обязательных платежей.

Документальные проверки проводятся согласно годовым планам работ инспекции и квартальным графикам проверок, составляемым по каждому участку работы. В них включаются, в первую очередь, предприятия, которые перечисляют в бюджет значительные платежи за пользование недрами.

В планах и графиках работы следует предусматривать привлечение финансовых, правоохранительных, статистических органов, органов Госгортехнадзора, Роскомнедр, Роскомприроды. При необходимости проводятся внеплановые документальные проверки предприятий, а также специальные тематические проверки.

Сроки проведения документальных проверок и состав ревизионных групп определяются с учетом объема и особенностей деятельности проверяемых объектов. Руководитель налоговой инспекции в необходимых случаях имеет право заменить состав проверяющих. В этих случаях акт проверки обязаны подписать все принимавшие участие в проверке должностные лица.

Документальные проверки проводятся за период деятельности предприятия, следующий за проведенным при предыдущей документальной проверке, а также в случаях ликвидации или банкротства предприятия. При необходимости или при наличии постановления следственных органов документальные проверки проводятся за более длительный период.

Государственные налоговые инспекции проводят документальные проверки недропользователей по правильности исчисления, полноте и своевременной уплаты в бюджет платежей за пользование недрами по мере возникновения необходимости, но не реже одного раза в два года.

Проведению документальной проверки предшествует изучение материалов предыдущей проверки, имеющихся сведений о выданных лицензиях на пользование недрами, о сверхлимитном и нерациональном использовании природных ресурсов, поступивших сигналах о нарушении природоохранительного законодательства и другой информации, характеризующей работу и финансовое состояние предприятия природопользователя.

На основании этой информации разрабатывается программа проведения документальной проверки, предусматривающая перечень основных вопросов, на которых следует сосредоточить внимание, а также конкретный период, который должен быть проверен. Программа документальной проверки утверждается руководителем государственной налоговой инспекции или его заместителем.

При проведении документальных проверок по платежам за пользование недрами (акцизы на отдельные виды минерального сырья, плата за право на пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы) проверяющие должны в обязательном порядке включать в программу следующие вопросы:

правильность отражения в учете и отчетности фактических объемов добычи минерального сырья, нормативных и сверхнормативных потерь при добыче;

достоверность данных учета о фактической стоимости добытого минерального сырья;

достоверность данных учета о фактической себестоимости добытых полезных ископаемых и продуктов их передела;

правильность определения понижающего коэффициента для корректировки размера платежей при реализации не собственно полезных ископаемых, а продуктов их передела;

правильность применения ставок платы за право на добычу полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерального сырьевой базы и акцизов на отдельные виды минерально сырья, а также предоставления льгот по указанным платежам;

соблюдение порядка распределения платежей между бюджетами разных уровней.

Плательщиками платежей за пользование недрами являются предприятия, получившие соответствующее разрешение (лицензию) на поиск, оценку, разведку и добычу твердых полезных ископаемых, нефти, природного газа, нефтегазового конденсата и на пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Настоящие Рекомендации дают только общую методику проведения проверок. Конкретные методы проверки первичных документов, как и приемы и способы их исследования, определяются условиями и программой документальной проверки.

В целях настоящих Рекомендаций используемые термины применяются в следующих значениях.

1. Полезные ископаемые - минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства.

2. Минеральное сырье - полезные ископаемые, вовлеченные (учтенные или используемые) в сферу общественного производства.

3. Руда - природное минеральное образование, содержащее какой-либо металл или несколько металлов в концентрациях, при которых экономически целесообразно их извлечение. Термин "Руда" иногда применяется и к ряду неметаллических полезных ископаемых.

4. Концентрат - продукт обогащения полезных ископаемых, в котором содержание ценных минералов выше, чем в исходном сырье.

5. Передел - стадии переработки минерального сырья, представляющие собой самостоятельные технологические процессы. Так, например, по железной руде, первой стадией является обогащение руды - получение концентратов, окатышей, второй стадией - выплавка чугуна, третьей - стали, соответственно - первым товарным продуктом является концентрат, окатыши, вторым - чугун, третьим - сталь.

4. Балансовые запасы полезного ископаемого - запасы, использование которых экономически целесообразно и которые удовлетворяют кондициям, устанавливаемым для подсчета запасов в недрах.

5. Забалансовые запасы - запасы полезного ископаемого, использование которых при достигнутом техническом уровне экономически нецелесообразно вследствие их малого количества, малой мощности залежей (пласта), низкого содержания ценных компонентов, особой сложности условий эксплуатации или необходимости применения очень сложных процессов переработки, но которые в дальнейшем могут быть объектом промышленного освоения.

6. Добыча полезного ископаемого - совокупность технологических процессов по извлечению полезного ископаемого из недр.

К добыче относится все количество полезного ископаемого, выданного из недр на поверхность при подземном способе разработки месторождения, вывезенного из карьера - на открытых горных работах, но без учета пород, разубоживающих полезное ископаемое, если они не были включены в подсчет балансовых запасов.

7. Разубоживание - изменение (снижение) содержания полезных компонентов в добытом из недр полезном ископаемом по сравнению с содержанием их в запасах в недрах вследствие примешивания к ним пород в технологическом процессе добычи полезного ископаемого.

8. Потери полезного ископаемого при добыче - это часть балансовых запасов полезного ископаемого, не извлеченная из недр при разработке месторождения, добытая и направленная в породные отвалы, оставленная (потерянная) в местах складирования, погрузки и на транспортных путях технологического цикла горного производства, а также потери попутного (растворенного) газа при добыче нефти.

9. Общешахтные (общерудничные, общекарьерные, общеприисковые) потери - запасы полезных ископаемых в охранных целиках, оставленных для безопасного ведения горных работ вблизи геологических нарушений, под водоемами, площадями застройки, в зонах отчуждения железных и автодорог, нефтегазопроводов, высоковольтных линий электропередач и других целиках специального назначения, отработка которых проектом не предусмотрена.

10. Эксплуатационные потери при добыче - потери при добыче полезного ископаемого в массиве (в недрах) и потери отделенных (отбитых) от массива полезных ископаемых (руд, песков), связанные с системой разработки и применяемой технологией добычи, образующиеся непосредственно в технологическом процессе добычи.

11. Нормативные потери при добыче - эксплуатационные потери полезных ископаемых при добыче, уровень которых обоснован при современном состоянии горной техники и технологии для определенных горногеологических условий разработки месторождения.

12. Выемочная единица - участок месторождения полезного ископаемого с относительно однородными горногеологическими условиями, отработка которого осуществляется одной системой разработки и технологической схемой выемки (карьер, уступ карьера в контуре годовой отработки, блок эксплуатационный или геологический, камера, панель, лава и т.п.) в пределах которого с достаточной достоверностью подсчитаны балансовые запасы полезного ископаемого и возможен первичный учет полноты извлечения из недр полезного ископаемого.

13. Потери при добыче фактические - потери полезного ископаемого, определенные маркшейдерской и геологической службами горного предприятия прямым методом по месту образования этих потерь или косвенным (расчетным) методом.

14. Погашенные запасы - сумма объемов добытого из недр и потерянного при добыче полезного ископаемого.

15. Сверхнормативные потери - превышение фактических потерь над нормативными потерями полезного ископаемого при добыче, определяемые по выемочной единице.

16. Отходы горного производства - породы, выданные на поверхность от проведения горных выработок при подземном способе разработки месторождения; при открытом способе разработки - породы вскрыши, образующиеся при подготовке месторождения (полигона) для разработки сплошным (дражным и гидравлическим) или раздельными способами.

17. Отходы обогатительного производства - гале-эфельные отвалы, хвосты, валуны и технологические потери полезного ископаемого с ними, образовавшиеся в результате промывки добытой горной массы драгой, или от промывки песков (горной массы) промывочными приборами, гидравлическими и землесосными установками. Эти отходы образуют техногенные запасы (месторождения).

18. Технологические потери полезного ископаемого - потери полезного ископаемого (полезного компонента), образующиеся при промывке (обогащении) добытой горной массы, руды, песков - в эксплуатационные потери и в погашенные запасы не включаются и при расчете платежей за пользование недрами учитываться не должны.

Основными нормативными документами, используемыми проверяющим при проверке являются:

- Закон Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации";

- Закон Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Законами Российской Федерации от 26.06.92 N 3134-1 и от 25.12.92 N 4229-1);

- Закон Российской Федерации от 17.07.92 N 3331-1 "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год";

- Закон Российской Федерации от 14.05.93 N 4966-1 "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год";

- Федеральный Закон Российской Федерации от 01.07.94 N 9-ФЗ "О федеральном бюджете на 1994 год";

- Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году";

- Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней";

- Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 17.07.93 N 3332-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год";

- Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25.02.93 N 4546-1 "Об утверждении Положения о Государственном внебюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации";

- Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 14.05.93 N 4968-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.94 N 534 "Об установлении дифференцированных ставок акциза на нефть, добываемую на территории Российской Федерации";

- Инструкция Минфина России, Госналогслужбы России, Госгортехнадзора России от 04.02.93 N 8, от 04.02.93 N 17, от 30.01.93 N 01-17/41 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами";

- Инструкция Минфина России и Госналогслужбы России от 07.10.93 N 113, от 07.10.93 N 23 "О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат и природный газ";

- Письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 01.03.94 N НП-4-02/34Н, от 01.03.94 N 7-3-01 "О размерах отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на 1994 год";

- Письмо Госналогслужбы России от 03.08.94 N ЮУ-4-02/90Н "Об индексации ставок акцизов".

Кроме того:

- письмо Госналогслужбы России, Минфина России, Госгортехнадзора России от 26.08.92 N ВГ-4-02/50, от 26.08.92 N 06-05-08, от 26.08.92 N У-32 "О временном порядке взимания платежей за право пользования недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы";

- Порядок взимания акцизов по предприятиям угольной промышленности, разработанный в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 июля 1993 г. N 727 и утвержденный Минфином России, Госналогслужбой России и Минтопэнерго России, доведенный до налоговых инспекций письмами Госналогслужбы России от 24.09.93 N ЮУ-8-02/411, от 24.09.93 N ЮУ-8-02/412, от 24.09.93 N ЮУ-8-02/413, от 24.09.93 N ЮУ-8-02/414;

- телеграмма Минфина России и Госналогслужбы России от 03.06.94 N 06-06-01, от 03.06.94 N НП-6-02/194;

- отраслевые особенности формирования состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и порядка формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (по состоянию на 01.07.94).

При проверке правильности формирования финансовых результатов на предприятиях, перешедших на ведение бухгалтерского учета по новому плану счетов в 1992 году (в соответствии с письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 19.12.91 N 18-05), используются Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 20.03.92 N 10, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденная приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (с учетом дополнений и изменений согласно писем Минфин

     

     

II. Проверка правильности исчисления платежей за пользование недрами

При проверке правильности исчисления платежей за пользование недрами следует иметь в виду, что объектом налогообложения является:

По акцизам:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»