Недействующий

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

от 1 января 1990 года

ПРАВИЛА СТРАХОВАНИЯ СУДОВ

Страховое акционерное общество СССР
(Ингосстрах)

____________________________________________________________________
Фактически утратили силу. В настоящее время следует руководствоваться
Федеральным законом от 27.11.92 N 4015-1 "Об организации страхового дела
в Российской Федерации"
Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или
объединением страховщиков самостоятельно - п.3 ст.3 Закона
____________________________________________________________________


I. Общие положения

Пар. 1. Страховое акционерное общество СССР (Ингосстрах) принимает на страхование в соответствии с настоящими Правилами суда с их машинами и оборудованием, а также фрахт и непредвиденные расходы, возникающие в процессе эксплуатации судна.

II. Объем ответственности

Пар. 2. По договорам страхования, заключенным в соответствии с настоящими Правилами, возмещаются убытки, происшедшие вследствие случайностей и опасностей плавания, а также по другим причинам внезапного и непредвиденного характера.

Объем страхового покрытия устанавливается на основании одного из нижеследующих условий:

1. "С ответственностью за гибель и повреждения"

По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются:

а) убытки вследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной) или расходы по устранению повреждений его корпуса, механизмов, машин, оборудования, происшедших по любым причинам, кроме тех, которые перечислены в параграфе 3 настоящих Правил;

б) убытки, расходы и взносы по общей аварии по доле судна;

в) необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию судна;

г) необходимые и целесообразно произведенные расходы по предотвращению, уменьшению и установлению размера убытка, если убыток возмещается по договору страхования.

2. "С ответственностью за повреждения"

По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются:

а) расходы по устранению повреждения судна, его механизмов, машин или оборудования, происшедших по любым причинам, кроме тех, которые перечислены в параграфе 3 настоящих Правил;

б) убытки, расходы и взносы по общей аварии по доле судна;

в) необходимые и целесообразно произведенные расходы по предотвращению, уменьшению и установлению размера убытка, если убыток возмещается по условиям страхования.

3. "С ответственностью только за полную гибель судна, включая расходы по спасанию"

По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются:

а) убытки вследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной), происшедшей по любым причинам, кроме тех, которые перечислены в параграфе 3 настоящих Правил;

б) необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию судна, по предотвращению, уменьшению убытка и по установлению его размера.

4. "С ответственностью только на полную гибель судна"

По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются:

а) убытки вследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной), происшедшей по любым причинам, кроме тех, которые перечислены в параграфе 3 настоящих Правил.

Пар. 3. Не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:

а) умысла и грубой неосторожности страхователя, выгодоприобретателя или их представителей, однако капитан и члены экипажа застрахованного судна не считаются таковыми;

б) известной страхователю, выгодоприобретателю или их представителям немореходности судна до выхода судна в рейс;

в) износа, коррозии судна, его частей, машин, оборудования или принадлежностей;

г) эксплуатации судна в условиях, не предусмотренных его ледовым классом;

д) прямого или косвенного воздействия радиации или радиоактивного заражения в связи с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов;

е) расходы по содержанию судна и экипажа за исключением случаев, предусмотренных в параграфе 24 Правил;

ж) убытки и расходы, связанные с удалением остатков застрахованного судна, причинением ущерба окружающей среде, здоровью людей и имуществу третьих лиц;

з) косвенные убытки страхователя.

Если в договоре страхования не предусмотрено иное, не возмещаются:

и) убытки, которые страхователь обязан оплатить владельцу другого судна вследствие столкновения судов;

к) убытки, которые страхователь обязан оплатить третьим лицам вследствие повреждений застрахованным судном какого-либо плавучего, неподвижного или иного объекта;

л) убытки от потери фрахта;

м) убытки, происшедшие вследствие военных действий или военных мероприятий и их последствий, гражданских войн, народных волнений, трудовых конфликтов;

н) убытки, вызванные действиями правительственных органов в отношении застрахованного судна, за исключением убытков от гибели или повреждений застрахованного судна вследствие мер, принятых для предотвращения или уменьшения опасности загрязнения с судна, получившего повреждения, за которые Ингосстрах несет ответственность по договору страхования.

Пар. 4. По соглашению сторон в договор страхования может быть включена ответственность за убытки, перечисленные в пунктах "и", "к", "л", "м", "н" параграфа 3 Правил.

1. При включении в договор страхования ответственности за убытки, указанные в п."и" и/или "к" параграфа 3 настоящих Правил, не возмещаются расходы страхователя, происшедшие по причинам, перечисленным в параграфе 3, а также вследствие:

а) повреждения или гибели груза и другого имущества на застрахованном судне;

б) смерти, увечья или повреждения здоровью лиц;

в) удаления или устранения обломков, остатков судов, груза или других предметов;

г) загрязнения или заражения моря, любого имущества или объекта (включая расходы по предотвращению такого загрязнения или заражения), за исключением других судов, с которыми столкнулось застрахованное судно, и имущества на таких судах;

д) каких-либо договорных обязательств судна;

е) полной или временной утраты возможности использования судна или любого другого объекта, не получившего повреждения в результате столкновения.

Если при столкновении застрахованного судна с любым другим судном ответственность лежит на обоих судах и хотя бы для одного судна не ограничивается по закону, возмещение рассчитывается по принципу "раздельной" ответственности, т.е. убытки, причиненные другому судну, возмещаются Ингосстрахом исходя из степени вины застрахованного судна независимо от того, в какой сумме и в чью пользу должен быть осуществлен платеж в результате зачета сумм взаимных требований.

Во всех остальных случаях страховое возмещение производится по принципу "единой" ответственности исходя из фактических расходов страхователя, подлежащих возмещению по условиям договора страхования.

2. При включении в договор страхования ответственности за убытки, указанные в п."л" параграфа 3 настоящих Правил, возмещению подлежат убытки от потери фрахта в период аварийного простоя, происшедшего по причинам, перечисленным в пункте 1 параграфа 2 настоящих Правил.

Размер возмещения определяется путем перемножения согласованной суточной суммы фрахта на количество дней аварийного простоя за вычетом 3 полных суток, но не более чем за 180 дней аварийного простоя, если не согласовано иное.

Период аварийного простоя исчисляется с момента наступления страхового случая и включает в себя время спасательных операций и ремонта по устранению повреждений, возникших в результате страхового случая.

Время, затраченное на перегон судна к месту ремонта, включается в период аварийного простоя при условии, что в результате страхового случая судно было вынуждено прервать рейс и немедленно следовать на ремонт.

Убытки от потери фрахта вследствие простоя судна во время ремонта по устранению повреждений, полученных в результате страхового случая, возмещаются при условии, что такой ремонт был произведен в течение 24 месяцев с момента окончания срока страхования.

Не возмещаются убытки от потери фрахта в случае полной гибели (фактической или конструктивной) судна.

3. При включении в договор страхования ответственности за убытки, перечисленные в пунктах "м", "н" параграфа 3 Правил, при заключении договора страхования страхователь по требованию Ингосстраха обязан предоставить любую информацию, необходимую для определения степени риска.

Пар. 5. В пределах страховой суммы возмещаются:

расходы по устранению повреждений судна;

необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию, предотвращению, уменьшению и установлению размера убытка;

убытки, расходы и взносы по общей аварии;

убытки, которые страхователь обязан оплатить владельцу другого судна вследствие столкновения судов;

убытки, которые страхователь обязан оплатить третьим лицам вследствие повреждения застрахованным судном какого-либо плавучего, неподвижного или иного объекта.

Однако ответственность Ингосстраха в отношении всех убытков, возникших в результате одного страхового случая, ограничивается 200 % страховой суммы.

Пар. 6. Если в договоре страхования не предусмотрено иное, не подлежат возмещению:

а) 10% расходов по устранению повреждений машин, котлов и оборудования судна;

б) 25% расходов по устранению повреждений, полученных в результате контакта со льдом, за которые Ингосстрах несет ответственность по договору страхования.

Во всех остальных случаях размер невозмещаемой части убытка согласовывается при заключении договора страхования.

Пар. 7. По соглашению сторон условия страхования могут быть изменены, дополнены или заменены другими условиями.

III. Заключения договора страхования

Пар. 8. Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя, в котором страхователь должен сообщить точные сведения о судне (тип судна, название, год постройки, класс Регистра СССР, валовую вместимость судна) и указать:

а) страховую сумму;

б) условия страхования;

в) при страховании на рейс - пункты начала и окончания рейса, его продолжительность и пункты захода, а при страховании на срок район плавания и срок страхования.

Кроме того, страхователь обязан сообщить и все другие известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о степени риска.

При принятии судна на страхование Ингосстрах имеет право требовать его осмотра в доке с участием своего представителя.

Пар. 9. Договор страхования считается заключенны с момента, когда принятие страхования подтверждено Ингосстрахом в письменном виде.

По требованию страхователя Ингосстрах обязан выдать ему страховой полис, после чего ранее выданные в подтверждение принятия этого страхования документы теряют свою силу.

Страхователь обязан уплатить Ингосстраху причитающуюся за страхование предварительно согласованную премию (страховой платеж). В случае неоплаты страховой премии страхователем в обусловленные сроки Ингосстрах имеет право отказаться от своих обязательств по договору страхования.

Пар. 10. Судно считается застрахованным в той сумме, какая будет заявлена страхователем.

Если страховая сумма окажется выше страховой стоимости, пределом ответственности Ингосстраха является страховая стоимость судна.

Если страховая сумма окажется ниже страховой стоимости, убыток оплачивается пропорционально отношению страховой суммы и страховой стоимости судна.

11. Если страховая стоимость не указывается в страховом полисе, то страховой стоимостью считается стоимость аналогичного судна по средним ценам мирового рынка, действующим на момент заключения договора страхования.

Пар. 12. Договор страхования заключается на срок или на рейс. При страховании на срок ответственность Ингосстраха начинается и оканчивается в 24 часа (время по месту выдачи полиса) тех чисел, которые указаны в договоре страхования. Однако, если застрахованное на срок судно в момент истечения срока находится в плавании или терпит бедствие, или находится в порту убежища или захода, - договор страхования считается продленным до прибытия в порт назначения. В этом случае Ингосстрах имеет право на получение премии, пропорциональной сроку продления договора.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»