Статус документа
Статус документа

УТВЕРЖДЕНЫ
Департаментом автомобильного транспорта
Минтранса РФ 26 августа 1993 года


НОРМЫ РАСХОДА
ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
(Р3112199-0295-93)



ВНЕСЕНО Изменение, приведенное письмом Минтранса России от 13 февраля 1995 года N ЛШ-1/52

Изменение внесено изготовителем базы данных

В справочнике приведены рекомендуемые значения линейных норм расхода топлива, для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобилях и порядок их применения, а также нормативы по расходу смазочных материалов.

Данные нормативные материалы утверждены Департаментом автомобильного транспорта Российской Федерации 26 августа 1993 года и введены в действие с 1 октября 1993 года до 1 октября 1998 года взамен "Линейных норм расхода автомобильного бензина, дизельного топлива, сжиженного и сжатого газов для автомобильного транспорта" (введенных в действие Минавтотрансом РСФСР письмом N ВЕ-14/385 от 28 марта 1989 года).

Нормативные материалы предназначены для работников автотранспортных предприятий и других организаций эксплуатирующих автомобильную технику на территории Российской Федерации.

Разработаны Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) при участии специалистов Департамента автомобильного транспорта Российской Федерации Государственного научно-производственного предприятия "Автокомплекс".

Общие положения

На автомобильном транспорте применяются следующие виды норм расхода топлива: линейные нормы, регламентирующие расход топлива в процессе передвижения автомобиля, нормы расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, а также удельные нормы расхода топлива на единицу выполненной транспортной работы.

Линейные нормы и нормы на работу оборудования предназначены для расчетов с водителями, оперативной и статистической отчетности, а также служат базой для расчета удельных норм расхода топлива.

Удельные нормы расхода топлива (г/т. км, г/пасс. км, г/пл. км) устанавливаются на основе линейных норм и являются показателями, с помощью которых обосновывается потребность в топливе, распределяются его лимиты и анализируется эффективность использования.

1. Линейные нормы расхода топлива

Линейные нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта. Линейные нормы являются технологическими нормами и включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав линейных норм не включается и устанавливается отдельно.

Используются три вида линейных норм: базовая норма на 100 км пробега автомобиля, норма на 100 тонно-километров (т. км) транспортной работы (учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом) и норма на ездку с грузом (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки).

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы.

Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:

- работа в зимнее время: в южных районах страны до 5 процентов, в северных районах страны до 15 процентов, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - до 20 процентов, в остальных районах страны - до 10 процентов (порядок увеличения линейных норм в зимнее время по регионам страны приведен в Приложении 1);

- работа в горных местностях при высоте над уровнем моря:

от 500 до 1500 метров - на 5 процентов,

от 1501 до 2000 метров - на 10 процентов,

от 2001 до 3000 метров - на 15 процентов,

и свыше 3000 метров - на 20 процентов;

- работа в городах с населением свыше 1 миллиона человек - до 10 процентов;

- работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой (в среднем более чем одна остановка на один километр пробега - маршрутные автобусы, автомобили по очистке почтовых ящиков, инкассация денег и т.п.) - до 10 процентов;

- перевозка крупногабаритных, взрывоопасных и т.п. грузов, требующая пониженных скоростей движения автомобилей (до 20 км/час), - до 10 процентов;

- при пробеге первой тысячи километров автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, и новыми, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии - до 10 процентов; при перегоне в спаренном или строенном состоянии - до 20 процентов;

- почасовая работа грузовых бортовых автомобилей или их постоянная работа в качестве технологического транспорта, или в качестве грузовых таксомоторов - до 10 процентов;

- работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), а также при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали) - до 20 процентов;

- работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов - до 35 процентов на срок не более одного месяца;

- при учебной езде - до 20 процентов.

Нормы расхода топлива снижаются в следующих случаях:

- при работе на загородных дорогах с усовершенствованным покрытием, находящимся в удовлетворительном состоянии - до 15 процентов;

- при эксплуатации заказных и ведомственных автобусов, не работающих на постоянных маршрутах - до 10 процентов.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок линейная норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и автомобилей после ремонта и др.) нормативный расход топлива не должен превышать 0,5 процента от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием.

При простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады т.п.) устанавливается нормативный расход топлива из расчета один час простоя соответствует 5 км пробега автомобиля.

Ниже приведены линейные нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля:

- для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах;

- для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, в литрах сжиженного газа;

- для автомобилей, работающих на сжатом природном газе - в нормальных метрах кубических (куб. м);

- для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м, плюс рядом указана норма расхода дизельного топлива в литрах.

Значения норм расхода дизельного топлива отмечены индексом "д", проставленным после цифрового значения нормы (например, для автомобиля ЗИЛ-4331 - 25 д и т.д.). Соответственно нормы расхода сжиженного нефтяного газа отмечены индексом "гсн", а нормы расхода сжатого природного газа - индексом "спг". Для газовых автомобилей в скобках указана норма при работе на бензине, для газодизельных - на дизтопливе.

Нормы приведены в последовательности, регламентированной действующей системой классификации и обозначений марок автомобилей (Приложение 2), а также в алфавитном порядке.

1.1. Легковые автомобили

Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

     Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D),

где

Qн - нормативный расход топлива, литры;

Hs - базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

+----------------------------------------------------------------+
¦                                                    ¦  Базовая  ¦
¦              Марка, модель автомобиля              ¦ линейная  ¦
¦                                                    ¦   норма   ¦
+----------------------------------------------------------------+
 ВАЗ-1111                                                 6,5
 ВАЗ-2101, -21011, -21013, -21016                         8,5
 ВАЗ-2102, -21021, -21023                                 8,5
 ВАЗ-2103                                                 9
 ВАЗ-21033, -21035                                        8,5
 ВАЗ-2104, -21043                                         8,5
 ВАЗ-2105, -21051, -21053                                 8,5
 ВАЗ-2106, -21061, -21063                                 9
 ВАЗ-2107, -21072, -21074                                 8,5
 ВАЗ-2108, -2108 "Спутник", -21081, -21083                8
 ВАЗ-2109                                                 8
 ВАЗ-2121, -21211                                        12

 ГАЗ-13                                                  20
 ГАЗ-14                                                  22
 ГАЗ-М20, -М20В, -М20Г                                   13,5
 ГАЗ-21, -21А, -21Б, -21В, -21Г, -21ГЮ, -21И, -21К,
         -21Л, -21М, -21НЮ, -21П, -21Р, -21С, -21СЮ,
         -21Т, -21ТС, -21УС                              13
 ГАЗ-22, -22Б, -22В, -22Г, -22Д, -22Е, -22ЕЮ, -22Н,
         -22НЮ                                           13
 ГАЗ-24                                                  13
 ГАЗ-24-01                                               13,5
 ГАЗ-24-02                                               14
 ГАЗ-24-03                                               13,5
 ГАЗ-24-04                                               14
 ГАЗ-24-07                                               16,5 гсн
 ГАЗ-24-10                                               13
 ГАЗ-24-11                                               13,5
 ГАЗ-24-12 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10)               13,5
 ГАЗ-24-12 (с двигателем ЗМЗ-4021,  -4021.10)            14
 ГАЗ-24-13 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10)               13,5
 ГАЗ-24-13 (с двигателем ЗМЗ-4021, -4021.10)             14
 ГАЗ-24-14                                               13,5
 ГАЗ-24-17                                               16,5 гсн
 ГАЗ-24-25                                               16,5 гсн
 ГАЗ-24-60                                               13
 ГАЗ-24Т                                                 13,5
 ГАЗ-3102 (с двигателем ЗМЗ-4022.10)                     13
 ГАЗ-31029 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10)               13
 ГАЗ-31029 (с двигателем ЗМЗ-4021, -4021.10)             13,5

 ЗАЗ-965, -965А, -965Б, -965М, -965С                      7
 ЗАЗ-966, -966В, -966ВГ, -966ВБГ                          7
 ЗАЗ-968, -968А, -968АБ, -968АБ2, -968АБ4, -968Б,
          -968Б2                                          7
 ЗАЗ-968М, -968МБ                                         8
 ЗАЗ-968МГ                                                7
 ЗАЗ-968МД, -968МР                                        8
 ЗАЗ-968Р                                                 7
 ЗАЗ-969                                                  8
 ЗАЗ-970, -970В, -970Г                                    8
 ЗАЗ-1102                                                 7

 ЗИЛ-114                                                 24
 ЗИЛ-117                                                 23
 ЗИЛ-4104                                                26

 ИЖ-2125, -21251                                         10

 Москвич -403, -403Б, -403М, -403Т                       10
 Москвич -407, -407Б, -407М, -407Т                       10
 Москвич -408, -408Б, -408ИЭ, -408М,-408П, -408СЭ,
         -408Т, -408Э, -408Ю                             10
 Москвич -412, -412ИПЭ, -412ИЭ, -412М,-412П, -412ПЮ,
         -412Э, -412Ю                                    10
 Москвич-423, -423Н, -423Т, -423Э                        10
 Москвич-424, -424СЭ, -424Т, -424Э, -424Ю                10
 Москвич-426, -426ИЭ, -426Т                              10
 Москвич-427, -427ИЭ                                     10
 Москвич-2136, -2137, -2138, -21381                      10
 Москвич-2140, -21401, -21403, -21406                    10
 Москвич-2141, -21412                                    10

 ЛуАЗ-969А, -969М                                        12
 ЛуАЗ-1302                                               11

 УАЗ-469, -469А, -469Б                                   16
 УАЗ-315100, -315101, -31512-01, -315201                 16


1.2. Автобусы

Для автобусов нормируемое значение расхода топлива устанавливается аналогично легковым автомобилям.

В случае использования на автобусе в зимнее время штатных независимых отопителей, расход топлива на работу отопителя учитывается в общем нормируемом расходе топлива следующим образом:

     Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x T,

где

Qн - нормативный расход топлива, литры или куб. метры;

Hs - базовая линейная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км или куб. м/100 км;

S - пробег автобуса, км;

Нот - норма расхода топлива на работу отопителя или отопителей, л/час;

T - время работы автомобиля с включенным отопителем, час;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».