Недействующий

     

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

от 16 марта 1995 года N 14-4/95


РАЗЪЯСНЕНИЯ
по отдельным вопросам "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и условий работы с денежной наличностью

(с изменениями на 28 января 1997 года)
____________________________________________________________________
Отменено с 1 января 2012 года на основании
письма Банка России от 14 декабря 2011 года N 185-Т
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:       

письмом Банка России от 28 января 1997 года N 14-4/50.      

____________________________________________________________________



1. Как часто одна организация может рассчитываться наличными деньгами с другой организацией в пределах сумм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 года N 1258 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерацией между юридическими лицами"?

Что значит один платеж до 2 млн.рублей - 1 счет, 1 накладная, чек?

Расчеты наличными деньгами осуществляются по мере возникновения потребности.

Вышеназванным постановлением введены ограничения расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в сумме 2 млн.рублей по одному платежу. При этом под термином "один платеж" понимаются расчеты наличными деньгами одного юридического лица с другим юридическим лицом за приобретаемые товарно-материальные ценности в один день по одному или нескольким денежным документам в сумме до 2 млн.рублей.

Подтверждением расходования наличных денег являются: копия товарного чека, счет, накладная, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег с приложением первичных документов.

Юридическим лицам, заключившим долговременные договоры, в целях сокращения наличноденежного оборота, следует рекомендовать осуществлять платежи в безналичном порядке.

2. Правомерна ли выдача наличных денег на покупку ценных бумаг различным финансовым компаниям, инвестиционным фондам и частным предпринимателям, которыми покупаются ценные бумаги как у юридических, так и у физических лиц. Какие документы должны при этом представляться в банк?

В соответствии с разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1992 года N 53 "О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами" стороны, заключающие сделку с ценными бумагами, должны прийти к соглашению условий их оплаты.

Согласно действующему законодательству предприятия самостоятельно распоряжаются денежными средствами, хранящимися на их счетах в учреждениях банков, в соответствии с целевым назначением этих расходов.

Предприятие может получить в банке наличные деньги в необходимой ему сумме, однако расходование их осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 года N 1258, которым введены ограничения наличноденежных расчетов между юридическими лицами, в том числе по покупке ценных бумаг.

Расчеты между юридическими и физическими лицами могут осуществляться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами по договоренности.

3. Как увязать Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве", касающийся выдачи средств на неотложные нужды с ограничением выдачи наличных денег до 2 млн.рублей?

Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1005 определяет временный порядок использования средств юридических лиц, поступающих на их расчетные (текущие) счета.

В соответствии с п.2.6 письма Банка России от 30 июня 1994 года N 98 "О выполнении Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве" наличные деньги в счет неотложных нужд выдаются банками только неплатежеспособным предприятиям в размере, предусмотренном п.1 "б" вышеуказанного письма.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 года N 1258 вводит ограничения расчетов наличными деньгами между всеми юридическими лицами.

4. Распространяются ли на коммерческие банки предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1006 санкции за превышение лимита остатка операционных касс?

Не распространяются. В данном случае следует руководствоваться письмом Банка России от 6 июля 1994 года N 99.

5. Штраф в 2-кратном размере за осуществление расчетов наличными деньгами с другими предприятиями сверх установленных предельных сумм берется от всей суммы произведенного платежа или только от суммы превышения, с обоих участников расчетов или с покупателя?

Согласно Указу Президента Российской Федерации N 1006 штраф берется в 2-кратном размере суммы произведенного платежа. При этом штраф взыскивается в одностороннем порядке с юридического лица, совершившего платеж (с покупателя).

6. Существует ли несоответствие между пунктами 41 и 44 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" в части организации проверок бюджетных организаций?

"Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации" распространяется на все предприятия, независимо от форм собственности и сферы деятельности, включая бюджетные организации. В связи с этим проверки бюджетных организаций могут осуществлять как банки, так и финансовые органы, следовательно, несоответствия между п.41 и 44 нет.

7. По сообщению коммерческих банков, ряд предприятий, несмотря на неоднократные напоминания, не обращается в банк за установлением им лимита остатка кассы. Считать ли находящиеся в кассе деньги сверхлимитным остатком?

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающим банком всем предприятиям, организациям и учреждениям, независимо от формы собственности и сферы деятельности. Предприятия, не имеющие его, должны ежедневно сдавать в банк всю денежную наличность. Следовательно, не сданная в банк денежная наличность считается сверхлимитной.

8. В пункте 8 Указа N 1006 предусматривается, что банки обязаны информировать налоговые органы о совершении физическими лицами операций на сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США и выше.

В тоже время в ст.25* Закона "О банках и банковской деятельности в РСФСР" сказано, что банки обязаны хранить тайну по вкладам граждан. Как это совместить?

Пункт 8.2 Порядка применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" предусматривает обязанность налоговых органов обеспечивать сохранность и конфиденциальность указанной информации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, поэтому противоречия между ст.25* вышеназванного Закона и п.8 Указа Президента N 1006 нет.

________________

* В настоящее время вопросы банковской тайны регулируются статьей 26 Федерального Закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности". - Примечание изготовителя базы данных.

     

9. Могут ли быть применены налоговыми органами штрафные санкции на основании проверки ими снятия остатков кассы за один день вместо 3-х месяцев?

В соответствии с порядком ведения кассовых операций банки осуществляют проверки кассовой дисциплины, но не снятие остатков кассы. Налоговыми органами штрафные санкции применяются на основании проверок, осуществляемых учреждениями банков, за период не менее, чем 3 месяца.

10. Что является основанием выдачи наличных денег для закупки сельхозпродукции у населения?

Закупка сельхозпродукции осуществляется в соответствии с уставной деятельностью предприятия или лицензией на осуществление данного вида деятельности.

Выдачи наличных денег из касс банков на закупку сельхозпродукции у населения осуществляются без ограничения.

Целевое использование полученных предприятием денежных средств проверяется обслуживающим учреждением банка в последующем порядке при выходе на место по вопросам соблюдения предприятиями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Основанием для определения обоснованности расходования предприятиями денежных средств на указанные цели и их подтверждением могут служить смета затрат, устав, положение, решение о создании предприятия или договор учредителей, лицензии на осуществление отдельных видов деятельности и другие документы, договоры, контракты, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных для закупки сельхозпродукции наличных денег.

При решении вопроса о выдаче наличных денег на цели, указанные в чеке, банки могут запросить от обслуживаемых предприятий необходимые документы.

11. Может ли комбанк принять решение о расходовании на месте клиентом постоянной денежной выручки на выплату зарплаты или сельхоззаготовки (т.е. по п.7 порядка), если к счету клиента имеются постоянные претензии, в т.ч. платежи в бюджет.

Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. В действующих законодательных актах не предусмотрено, что банк может лишать предприятие права расходования средств на заработную плату или закупку сельхозпродукции из выручки по причине наличия к его счету картотеки не оплаченных в срок расчетных документов. Однако при систематическом наличии претензий к предприятию у хозоргана банк вправе поставить вопрос о прекращении расходования выручки.

____________________________________________________________________

Письмом Банка России от 28 января 1997 года N 14-4/50 установлено, что при применении пункта 11 следует руководствоваться пунктами 2 и 3 Указаний Банка России от 12 ноября 1996 года N 360.

____________________________________________________________________  

12. Разъясните пункт 7 Порядка ведения кассовых операций в части: должен ли банк давать письменное разрешение на указанные в этом пункте выплаты или достаточно информированности банка, чтобы подобные выплаты имели законную силу?

Порядок согласования данного вопроса может быть предусмотрен в договорах на расчетно-кассовое обслуживание клиентов, а также в примерной форме документа на установление им лимита остатка кассы.

13. Какие меры ответственности применяются к предприятиям, допустившим нецелевое использование денег, полученных в банке, и расходование средств из выручки, не согласованное с банком?

Согласно действующему законодательству меры ответственности за названные нарушения не предусмотрены. Однако коммерческим банкам следует проверять целевое использование полученных предприятиями в банках денежных средств, а также расходование средств из выручки и при необходимости предъявлять к ним соответствующие требования.

14. Пункт отменен - письмо Банка России от 28 января 1997 года N 14-4/50.

15. Можно ли рекомендовать банку устанавливать для организации, торгующей в субботу и воскресенье, два лимита остатка кассы.

Лимит остатка кассы для предприятий, организаций, учреждений устанавливается один в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий в соответствии с п.5 Указаний Центрального банка Российской Федерации от 30 сентября 1994 года N 113.

16. Будет ли являться нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 года N 1258, если сделка между юридическими лицами заключена на 10 млн.рублей, а расчеты ведутся наличными деньгами в течение 5 дней по 2 млн.рублей в день.

Если одно юридическое лицо ежедневно производит платеж в адрес другого юридического лица наличными деньгами при условии соблюдения установленного Правительством Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в сумме 2 млн.рублей, то нарушением это не является.

В то же время юридическим лицам, заключившим долговременные договоры, в целях сокращения наличноденежного оборота, следует рекомендовать осуществлять платежи в безналичном порядке.

17. Следует ли требовать разбивку получаемых по чекам наличных средств по целям расхода.

Направление использования денежных средств и их целевое назначение предприятие определяет по своему усмотрению. Клиенты на обороте денежных чеков указывают целевое назначение получаемых денежных сумм (письмо Госбанка СССР от 11 апреля 1991 года N 348, ч.II).

18. Распространяется ли на счет N 717 "Средства юридических лиц, депонированные в банке для расчетов с применением пластиковых карт" порядок получения денежных средств на неотложные нужды (письмо ЦБ Российской Федерации N 98 от 30 июня 1994 года) и порядок работы с денежной наличностью (совместное письмо от 13 августа 1994 года ГНС Российской Федерации N ВГ-4-13/94н, МФ Российской Федерации N 104, ЦБ Российской Федерации N 104)?

На данный счет не может распространяться порядок получения денежных средств на неотложные нужды, изложенный в указаниях Центрального банка Российской Федерации N 98 от 30 июня 1994 года, поскольку ими предусматривается проведение таких операций по расчетному (текущему) счету.

Что касается порядка использования денежной наличности, получаемой с применением пластиковых карт, то предприятиям и организациям следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации N 1258 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами", согласно которому введены ограничения наличноденежных расчетов между юридическими лицами в сумме 2 миллионов рублей по одному платежу.

19. Просим разъяснить порядок применения Указа Президента N 1006 (пункт 9, абзац 1 и 2) в отношении предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.

В соответствии с п.3 ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности гражданина применяются правила Кодекса, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, условий работы с денежной наличностью контролируется Госналогслужбой России в порядке, установленном налоговым законодательством. (Раздел IV Инструкции N 35 от 29 июня 1995 года с изменениями по применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц").

(Пункт в редакции письма Банка России от 28 января 1997 года N 14-4/50).

20. Утратила ли силу инструкция N 6 от 3 декабря 1986 года "Об организации работы по денежному обращению учреждениями Государственного банка СССР"?

Распространяется ли данный нормативный документ на предприятия, имеющие торговую выручку и выручку от услуг?

Данный документ не утратил силу. Вместе с тем по отдельным вопросам следует руководствоваться указаниями и рекомендациями Банка России, в частности - письмом Департамента регулирования денежного обращения от 1 июня 1993 года N 14-151 "О некоторых вопросах работы по денежному обращению".

21. Остается ли в силе п.11 разъяснений Центрального банка Российской Федерации от 17 февраля 1994 года N 14-4/35 по применению "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" в части организаций, которые в силу специфики своей деятельности руководствуются Законом "Об общественных объединениях"?

Порядок ведения кассовых операций применяется всеми предприятиями на территории Российской Федерации, включая общественные организации, а контроль за их деятельностью осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ (статья 38).

(Пункт в редакции письма Банка России Федерации от 28 января 1997 года N 14-4/50).


 Отдел методологии и организации

 наличноденежного обращения

 регионов России



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»