Недействующий


ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 1995 года N 5


О некоторых вопросах применения судами законодательства
об ответственности за преступления против собственности

(с изменениями на 6 февраля 2007 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 6 февраля 2007 года N 8
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 года N 29 (с изменениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 7).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

С 1 июля 2002 года вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ.

- Примечание "КОДЕКС".

____________________________________________________________________     

В связи с вопросами, возникающими у судов при применении законодательства, предусматривающего ответственность за преступления против собственности (глава пятая УК РСФСР), Пленум Верховного Суда Российской Федерации

постановляет:

1. Разъяснить судам, что предметом хищения и иных преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена нормами главы пятой УК РСФСР, является чужое, т.е. не находящееся в собственности или законном владении виновного, имущество. Поскольку закон не предусматривает, за исключением ч.ч. 2 и 3 ст.147-1 УК РСФСР, дифференциации ответственности за эти преступления в зависимости от формы собственности, определение таковой не может рассматриваться обязательным элементом формулировки обвинения лица, привлеченного к уголовной ответственности.

2. Дела о преступлениях против чужой, в том числе и государственной, собственности являются делами публичного обвинения и не требуют для их возбуждения, производства предварительного расследования и судебного разбирательства согласия собственника или иного владельца имущества, ставшего объектом преступного посягательства.

3. При решении вопроса о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного ч.ч.2 и 3 ст.147-1 УК РСФСР, по признаку хищения государственного имуществ путем злоупотребления должностного лица своим служебным положением судам следует иметь в виду, что государственным является лишь имущество находящееся в государственной собственности и закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Имущество различных юридических лиц, в уставной капитал которых входят и государственные средства, не может рассматриваться как государственное.

Хищение такого имущества, внедренного виновному, следует квалифицировать как присвоение или растрату чужого имущества.

4. Пункт утратил силу - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 года N 29. - См. предыдущую редакцию.

     

5. Посягательства на имущество, ответственность за которые предусмотрена ст.ст.148-1 и 148-2 УК РСФСР, отличаются от хищения по умыслу, направленному не на обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, а на противоправное временное пользование этим имуществом в корыстных или иных целях без согласия собственника или иного владельца.

6. При определении стоимости имущества, ставшего объектом преступления, следует исходить, в зависимости от обстоятельств приобретения его собственником, из государственных розничных, рыночных или комиссионных цен на момент совершения преступления. При отсутствии цены стоимость имущества определяется на основании заключения экспертов.

При определении размера материального ущерба, наступившего в результате преступного посягательства, необходимо учитывать стоимость имущества на день принятия решения о возмещении вреда с ее последующей индексацией на момент исполнения приговора в порядке, предусмотренном ст.369 УПК РСФСР.

7. Пункт утратил силу - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 года N 29. - См. предыдущую редакцию.

8. Пункт утратил силу - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 года N 29. - См. предыдущую редакцию.

9. Пункт утратил силу - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 года N 29 (с изменениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 7). - См. предыдущую редакцию.

10. Пункт утратил силу - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 года N 29. - См. предыдущую редакцию.

11. Судимости в других странах СНГ после прекращения существования СССР не должны приниматься во внимание при квалификации преступлений, но могут учитываться при назначении наказания как отягчающее обстоятельство в соответствии со ст.76 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран - участниц СНГ от 22 января 1993 года.

12. При решении вопроса о пересмотре в порядке надзора судебных решений, по делам о преступлениях против собственности в связи с изменением редакции статей УК РСФСР, предусматривающих ответственность за совершение этих преступлений, следует исходить из положения статьи 6 УК о том, что закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния или смягчающий наказание, имеет обратную силу и распространяется на деяния, совершенные до его издания.

Если новая редакция соответствующей статьи УК устраняет ответственность либо предусматривает наказание более мягкое, чем по ранее действовавшему закону, решение суда, в случае если наказание осужденным не отбыто, подлежит пересмотру в порядке надзора в соответствии со ст.3 Федерального закона от 1 июля 1994 года "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР".

13. В связи с новой редакцией ст.24-1 УК РСФСР признание осужденного особо опасным рецидивистом подлежит исключению из приговора, если действующий закон не дает основания для такого признания.

В тех случаях, когда признание особо опасным рецидивистом по ранее действовавшему законодательству повлияло на квалификацию совершенных впоследствии преступлений, а в связи с новой редакцией закона осужденный не может быть признан таковым, пересмотру подлежат как приговор, которым он признан особо опасным рецидивистом, так и все последующие приговоры, по которым наказание не отбыто.

     Председатель Верховного Суда
     Российской Федерации
В.М.Лебедев

     Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
     Российской Федерации
В.В.Демидов



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"