Недействующий


ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 1970 года N 11


О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях

(с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 3 сентября 1976 года N 2,
 от 25 февраля 1977 года N 3 и от 16 января 1986 года N 5)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
 от 9 декабря 2008 года N 25

____________________________________________________________________


Обсудив судебную практику по делам о преступном нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что большинство этих дел судами разрешается в соответствии с требованиями закона. Вместе с тем, как показало изучение судебной практики, в деятельности судов по рассмотрению дел указанной категории все еще имеют место недостатки и допускаются ошибки.

Некоторые суды не выясняют, какие конкретно правила безопасности движения и эксплуатации транспортных средств нарушены, не всегда правильно устанавливают последствия допущенного нарушения, размер материального ущерба. Нередки случаи осуждения лиц при отсутствии причинной связи между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств и наступившими последствиями.

Отдельные суды не уделяют надлежащего внимания выяснению всех обстоятельств преступления и лиц, помимо подсудимого, виновных в преступлении или своими действиями способствовавших его совершению (водителей другого транспортного средства, пешеходов, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и правильную их эксплуатацию и др.).

Меры наказания виновным в преступном нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств в ряде случаев судами назначаются, исходя лишь из наступивших последствий, без учета мотивов и характера нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, личности виновного, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Не всегда обсуждается вопрос о применении к виновным дополнительной меры наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами.

По-разному в судебной практике решаются вопросы об ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, а также о круге лиц, ответственных за выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств и иные грубые нарушения правил их эксплуатации.

В целях устранения имеющихся в судебной практике недостатков и ошибок по делам о транспортных преступлениях Пленум Верховного Суда СССР

     

постановляет:

1. Обратить внимание судов на необходимость дальнейшего улучшения их деятельности по рассмотрению дел о преступном нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

2. В целях повышения качества судебного разбирательства уголовных дел о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, рекомендовать Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским, окружным и районным (городским) народным судам организовывать рассмотрение наиболее сложных дел в судах первой инстанции под председательством, а в кассационной инстанции - по докладу судей, имеющих наибольший опыт в рассмотрении таких дел.

С учетом особенностей дел этой категории целесообразно в судах первой инстанции рассматривать их с участием народных заседателей, знакомых с правилами и условиями работы на транспортных средствах.

3. Имея в виду, что автотранспортные преступления наносят значительный ущерб народному хозяйству, причиняют вред здоровью большого числа граждан, а иногда и влекут их гибель, судам следует тщательно выяснять причины и условия, способствовавшие совершению этих преступлений. В установленном законом порядке реагировать на факты неудовлетворительного технического состояния автопарка, низкой трудовой дисциплины и слабой воспитательной работы в автохозяйствах и других предприятиях, эксплуатирующих транспортные средства, ненадлежащего содержания дорог, обеспечив при этом контроль за своевременным и правильным рассмотрением выносимых частных определений.

4. Указать судам на необходимость строгого соблюдения требований ст. 32 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик для индивидуализации наказания. При назначении наказания суды должны исходить не только из наступивших последствий, но учитывать мотивы и характер допущенного нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, отношение виновного к этим нарушениям, его поведение после совершения преступления (принятие мер к предотвращению вредных последствий, оказание помощи пострадавшему), а также личность виновного и иные обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

С учетом указанных обстоятельств судам также надлежит тщательно обсуждать вопрос о целесообразности применения или неприменения к виновному дополнительной меры наказания - лишения права управлять транспортными средствами.

5. Разъяснить судам, что в соответствии со ст.ст. 8 и 9 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик преступления, предусмотренные ст.ст. 211, 211_2, 213, 252 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, должны рассматриваться как совершенные по неосторожности, поскольку субъективную сторону этих деяний определяет неосторожное отношение лица к возможности наступления общественно опасных последствий при нарушении им правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Если по делу установлено, что причинение смерти или телесных повреждений потерпевшему либо причинение материального ущерба охватывалось умыслом виновного, содеянное следует рассматривать как умышленное преступление против жизни и здоровья граждан либо государственного, общественного или личного имущества.

В тех случаях, когда виновным последовательно совершены два самостоятельных преступления, одно из которых являлось автотранспортным, а другое - против жизни и здоровья личности либо государственного, общественного или личного имущества граждан, его действия надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлений.

6. Ответственность по ст.ст. 211, 211_1 либо ст. 252 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, например; на шоссе, улице, железнодорожном переезде, во дворе, на полевых дорогах, при движении по территории предприятия.

7. Разъяснить судам, что под "иной самоходной машиной", указанной в ст.ст. 211, 211_1, 211_2, 212_1 УК РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик, следует понимать любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).

По смыслу ст. 211 УК РСФСР и соответствующих статей уголовных кодексов других союзных республик лицо, управляющее трактором или иной самоходной машиной, может нести ответственность по этим статьям в том случае, когда транспортное происшествие связано с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Если же указанное лицо нарушило правила производства определенных работ, техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя бы эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации по статьям уголовных кодексов союзных республик, предусматривающим ответственность за нарушение этих правил, а в соответствующих случаях - за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества.

(В редакции постановления Пленума от 3 сентября 1976 г. N 12.)

8. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее наступление последствий, предусмотренных несколькими частями ст. 211 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, но составляющих одно преступление, надлежит квалифицировать по той части, которая предусматривает ответственность за наиболее тяжкие из наступивших последствий.

По совокупности преступлений деяния с указанными различными последствиями должны квалифицироваться в тех случаях, когда они совершены в разное время и наступившие последствия являлись результатом нескольких взаимно не связанных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

9. При рассмотрении дел об автотранспортных преступлениях, квалифицированных по ч.1 ст. 211 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик в связи с причинением существенного материального ущерба, порчей или гибелью транспортных средств, сооружений, грузов и т.д., суды должны не ограничиваться в приговорах общей ссылкой на то, что виновным причинен существенный материальный ущерб, а указывать конкретный размер ущерба и мотивы, по которым он признан существенным.

10. Действия водителя, виновного в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем причинение потерпевшему телесных повреждений, и заведомо оставившего без помощи потерпевшего, находящегося в опасном для жизни состоянии, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 211 и ч.2 ст.127 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик.

Если водитель не был виновен в преступном нарушении указанных правил, но жизнь или здоровье потерпевшего были поставлены под угрозу в результате происшествия с управляемым им транспортным средством, то невыполнение водителем обязанности по оказанию помощи потерпевшему влечет ответственность по ч.2 ст. 127 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

11. Разъяснить судам:

а) ответственность по ч.1 ст. 211_1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик наступает за управление транспортным средством в состоянии опьянения, совершенное виновным повторно в течение года со дня совершения аналогичного правонарушения, независимо от того, привлекалось ли это лицо за первый случай к какой-либо ответственности.

Судам надлежит внимательно подходить к рассмотрению таких дел в судебном заседании, всесторонне, полно и объективно исследовать все материалы дела, в том числе обстоятельства, относящиеся к первому случаю управления транспортным средством в состоянии опьянения.

Если в судебном заседании будет установлена необоснованность привлечения лица к административной ответственности либо к мерам общественного воздействия за первое нарушение, то, наряду с принятым судом решением, председательствующий ставит в установленном порядке вопрос об отмене постановления о применении административного взыскания либо решения о применении мер общественного воздействия;

б) ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения по ч.2 ст. 211_1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик несет лицо, ранее судимое за управление транспортным средством в состоянии опьянения и вновь совершившее такое же правонарушение, если судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке.

(В редакции постановления Пленума от 16 января 1986 г. N 5.)

12. Управление транспортным средством лицом, находившимся в состоянии опьянения, совершенное повторно в течение года, соединенное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств и повлекшее последствия, указанные в ст.ст. 211, 252 УК РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 211_1, ст. 211 или ст. 252 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик.

Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 211_1, ст. 211, или ст. 252 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик.

(В редакции постановления Пленума от 16 января 1986 г. N 5.)

13. Признан утратившим силу постановлением Пленума от 25 февраля 1977 г. N 3.)

14. Судам при решении вопроса, управляло ли лицо транспортным средством в состоянии опьянения, надлежит иметь в виду, что под опьянением следует понимать не только алкогольное, но также и наркотическое опьянение.

Во всех случаях судам надлежит тщательно выяснять обоснованность материалов, подтверждающих наличие у водителя состояния опьянения в момент управления транспортным средством.

15. К "иному грубому нарушению" правил эксплуатации транспортных средств, предусмотренному в диспозиции ст. 211_2 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик, следует относить: допуск к управлению транспортным средством лица, не имеющего либо лишенного водительских прав, грубое нарушение режима работы водителя, невыполнение других требований, направленных на обеспечение безопасности эксплуатации транспорта лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств.

Судам следует учитывать, что по ст. 211_2 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик уголовная ответственность наступает лишь в том случае, когда выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств либо иное грубое нарушение правил их эксплуатации находились в причинной связи с предусмотренными в законе последствиями, возможность наступления которых виновный предвидел, но легкомысленно рассчитывал на их устранение, либо не предвидел, хотя должен был и мог предвидеть.

(В редакции постановления Пленума от 16 января 1986 г. N 5.)

16. Разъяснить судам, что по смыслу закона ответственность по ст. 211_2 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик могут нести как работники государственных и общественных организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, так и владельцы либо водители индивидуальных транспортных средств, разрешившие другому лицу эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства.

17. Водитель либо владелец транспортного средства, в нарушение действующих правил передавший управление транспортным средством лицу, лишенному водительских прав, или вообще их не имеющему, либо не имеющему прав, требуемых для управления данным видом транспорта, если в результате этих действий наступили указанные в законе последствия, несет ответственность по ст. 211_2 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик (если иное не предусмотрено законодательством этих республик), а лицо, фактически управлявшее в этом случае транспортным средством, - по ст. 211 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

Если в нарушение действующих правил управление транспортным средством было передано должностному лицу, от которого водитель зависим по службе, это не освобождает водителя от ответственности, но должно учитываться при назначении наказания.

Водитель за подобные действия не несет уголовной ответственности в том случае, если надлежащим должностным лицом, находящимся при исполнении служебных обязанностей (непосредственный начальник, работник Госавтоинспекции и др.), он был отстранен от управления или распоряжения транспортным средством.

(В редакции постановления Пленума от 16 января 1986 г. N 5.)

17.1. Ответственность по ст. 211_3 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик несут работники государственных и общественных организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, допустившие к управлению этих средств водителей, заведомо находившихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, если это повлекло последствия, указанные в ст. 211 УК РСФСР и соответствующих статьях других союзных республик.

Субъектом данного преступления могут быть также владельцы транспортных средств, а равно водители принадлежащих государственным, общественным организациям или отдельным гражданам транспортных средств.

(В редакции постановления Пленума от 16 января 1986 г. N 5.)

18. Разъяснить судам, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 213 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, могут быть признаны пешеходы, велосипедисты, погонщики скота, а равно иные лица, не перечисленные в статьях 211, 211_1, 211_2, 212_1, 85, 252 УК РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик, если нарушение ими действующих на транспорте правил об охране порядка и безопасности движения повлекло указанные в законе последствия.

19. Рекомендовать Верховным судам союзных республик привести постановления пленумов Верховных судов союзных республик в соответствие с настоящим постановлением.

20. В связи с изданием настоящего постановления считать утратившими силу постановление Пленума Верховного Суда СССР N 2 от 9 апреля 1965 г. "О судебной практике по делам, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта или городского электротранспорта" и п.1 постановления Пленума Верховного Суда СССР N 9 от 12 сентября 1969 г. "О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда СССР от 9 апреля 1965 г. N 2 и от 31 июля 1962 г. N 9".



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Сборник постановлений Пленумов

Верховных Судов СССР и

РСФСР (Российской Федерации)

по уголовным делам,

М.:"Спарк", 1999 год

(с изменениями, внесенными
постановлениями Пленума
от 3 сентября 1976 года N 2,
от 25 февраля 1977 года N 3,
от 16 января 1986 года N 5)