МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

ПРИКАЗ

от 16 декабря 1969 года


ОБЩИЕ ПРАВИЛА МОРСКИХ ТОРГОВЫХ И РЫБНЫХ ПОРТОВ СОЮЗА ССР*

                            (Извлечение)
---------------

* Утверждены Министерством морского флота СССР 16 декабря 1969 года и Министерством рыбного хозяйства СССР 15 декабря 1969 года, для морских рыбных портов введены в действие с 1 августа 1971 года приказом МРХ СССР от 7 апреля 1971 года N 110.

РАЗДЕЛ 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.0.1. Общие правила морских торговых и рыбных портов Союза ССР устанавливаются в соответствии с подпунктами "л" и "м" п.6 Положения о Министерстве морского флота, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 2 ноября 1967 года N 1009, а также в соответствии с подпунктами "д" и "т" п.6 и п.10 Положения о Министерстве рыбного хозяйства СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 30 апреля 1968 года N 296.

1.0.2. Настоящие Общие правила определяют положения, являющиеся общими для всех морских торговых и рыбных портов (портпунктов) Союза ССР.

Требования, вытекающие из особенностей и специфики каждого порта, должны быть отражены в Обязательных постановлениях по порту, издаваемых начальниками морских торговых и рыбных портов в соответствии со ст. 66 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР и действующим законодательством.

1.0.3. Общие правила морских торговых и рыбных портов Союза ССР являются обязательными для всех морских торговых и рыбных портов (портпунктов), находящихся на территории СССР, всех судов, посещающих указанные порты, а также для организаций и отдельных лиц, находящихся на их акватории и территории.

1.0.4. Настоящие Общие правила должны применяться в соответствии с действующим законодательством, приказами, положениями и инструкциями, регулирующими судоходство в портовых водах и деятельность морских торговых и рыбных портов.

РАЗДЕЛ 2

ВХОД СУДОВ В ПОРТ И ВЫХОД ИХ ИЗ ПОРТА

Глава 2.1

ПРИХОД СУДОВ В ПОРТ

Информация о подходе

2.1.1. Информация о подходе судна к порту (портпункту) назначения передается:

а) капитанами советских судов при следовании в морской торговый порт - диспетчеру порта назначения или в агентство "Трансфлот", а при следовании в морской рыбный порт - диспетчеру порта или в агентство "Соврыбфлот";

б) капитанами иностранных судов - в агентство "Инфлот".

2.1.2. а) Капитаны всех советских судов, следующих в порт (портпункт) назначения, обязаны сообщать время прихода судна в порт не позднее чем за 48 часов, а капитаны танкеров за 72 часа и вторично для всех судов за 24 часа, а при длительности перехода менее 48 часов - не позднее чем через час после выхода из предыдущего порта. За 4 часа до прихода капитаны судов должны сообщать уточненное время прибытия судна в порт.

б) Капитаны судов Министерства рыбного хозяйства СССР (МРХ СССР) и рыболовецких колхозов, помимо сроков, предусмотренных п."а" настоящей статьи, обязаны сообщать время снятия с промысла, а также время подхода к порту за 72 часа.

в) Капитаны иностранных судов должны информировать порты назначения о времени прихода за 48 часов, с последующим уточнением за 12 часов, а капитаны танкеров и судов со скоропортящимися грузами на борту - соответственно за 72 часа и за 12 часов.

2.1.3. В соответствии с чартерами, контрактами и другими условиями перевозки грузов капитаны (владельцы) судов или обслуживающие их агентства должны давать информации в дополнительные адреса и сроки.

2.1.4. О всех непредвиденных задержках в пути капитан судна обязан немедленно информировать порт назначения.

2.1.5. а) Капитаны советских судов в первоначальной информации обязаны сообщать следующие данные:

- наименование (номер) и владельца судна;

- порт отправления (последний порт захода, район промысла);

- группу судна (для судов МРХ);

- осадку судна носом и кормой;

- количество пассажиров;

- наименование, особые свойства, количество (вес партии) и размещение груза на судне: на палубе, твиндеке, по трюмам (при наличии сквозных трюмов - по каждому люку), длину одного места длинномерных и вес тяжеловесных (свыше 3 т) грузов, а для танкеров при следовании под погрузку - количество балласта и время дебалластировки у причала;

- наименование грузополучателей;

- потребность в бункере, пресной воде, снабжении и других вспомогательных операциях.

По усмотрению капитана судна объем указанной информации может увеличиваться или при заведомой очевидности для адресатов отдельных сведений - сокращаться.

б) Капитаны иностранных судов в первоначальной информации обязаны сообщать следующие данные:

- наименование и флаг судна;

- порт отправления (последний порт захода);

- осадку судна носом и кормой;

- грузоподъемность судна, объем трюмов, размеры люков, твиндечность и др.;

- наименование и количество груза, а также его расположение по трюмам; тяжеловесы (свыше 3 т в одном месте) указываются отдельно; (для танкеров, кроме того, количество и размещение балласта);

- заявку на портовые услуги.

в) О неисправности судовых грузовых устройств (механизмов), а также об отсутствии на судне электроосвещения, необходимого для обеспечения погрузочно-разгрузочных работ, капитаны советских и иностранных судов должны сообщать в первоначальной информации.

В случае отсутствия информации или представления судном неточной либо несвоевременной информации, вызвавшей задержку в обработке судна, время его простоя относится за счет судна. Это фиксируется в таймшите за обоюдными подписями.

2.1.6. Сведения о санитарном состоянии судна должны сообщаться в порт в соответствии с действующими санитарными, ветеринарными и карантинными правилами.

2.1.7. Капитаны судов, направляющихся в порт только для приема топлива, пресной воды, провизии и другого снабжения, должны информировать порт о времени прихода в сроки, установленные соответственно для советских и иностранных судов.

2.1.8. Капитаны судов, не имеющих радиоустановок, обязаны сообщать порту назначения о времени отхода и предполагаемом времени прихода в порт, а также сведения, указываемые в первоначальной информации, через порт отправления.

2.1.9. Администрация порта должна информировать судно о месте якорной стоянки, швартовки и способе производства погрузочно-разгрузочных или других работ не позднее чем за 2 часа до прихода судна в порт.

Оформление прихода

2.1.10. а) Все суда в течение 6 часов с момента прибытия судна в порт обязаны оформить свой приход в портовом надзоре с соблюдением санитарных, карантинных, таможенных и пограничных формальностей.

б) Приход судна оформляется портовым надзором по представлении заполненного бланка "Показание капитана" и судовой роли. На основании указанных документов производится регистрация прибытия судна и на судовой роли ставится штамп прибытия.

в) Санитарные, карантинные, таможенные и пограничные формальности с судами производятся согласно правилам, установленным соответствующими органами.

2.1.11. Суда, прибывшие в порт на буксире, если на них имеется экипаж, возглавляемый капитаном, оформляют приход самостоятельно. Во всех остальных случаях приход буксирного каравана оформляется капитаном буксирующего судна.

2.1.12. Приход в порт судов местного сообщения, промысловых судов прибрежного лова и других малотоннажных (маломерных) судов подлежит оформлению в порядке, установленном капитаном порта и пограничными органами и объявленном в Обязательных постановлениях по порту.

2.1.13. Капитаны иностранных судов по прибытии в порт обязаны вручить представителю агентства "Инфлот" для проверки портовым надзором следующие документы:

а) свидетельство о праве плавания под флагом (судовой патент);

б) свидетельство о праве собственности на судно;

в) разрешение на право пользования судовой радиостанцией;

г) классификационное свидетельство;

д) мерительное свидетельство;

е) международное свидетельство о грузовой марке (или международное свидетельство об изъятии для грузовой марки);

ж) свидетельство о безопасности пассажирского судна;

з) свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции;

и) свидетельство о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению;

к) радиотелеграфное свидетельство о безопасности грузового судна;

л) радиотелефонное свидетельство о безопасности грузового судна;

м) свидетельство об изъятии (при наличии отступлений от отдельных требований Международной конвенции по охране человеческой жизни на море);

н) свидетельство о судовых грузоподъемных устройствах (при наличии их на судне);

о) судовое санитарное свидетельство.

Всякое иностранное судно при посещении порта СССР в случае сомнения в том, что оно удовлетворяет требованиям безопасности плавания, независимо от наличия соответствующих документов, в соответствии со ст.38 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР, может быть подвергнуто освидетельствованию в порядке технического надзора.

Глава 2.2

ВЫХОД СУДОВ ИЗ ПОРТА

Подготовка к выходу

2.2.1. Ответственность за подготовку судна к выходу в рейс несут капитан судна и судовладелец.

Проверку готовности судна осуществляют портовый надзор, органы пожарной охраны и санитарно-карантинной службы порта.

2.2.2. Портовый надзор, органы пожарной охраны и санитарно-карантинной службы порта имеют право проверить любое стоящее в порту судно по вопросам, входящим в их компетенцию.

По результатам проверки составляется акт с участием капитана судна, а в его отсутствие - лица, его заменяющего, или производится запись в соответствующих журналах судна с перечислением обнаруженных недостатков, препятствующих выходу в море.

Капитан судна при оформлении отхода обязан представить в портовый надзор сведения об исполнении требований проверяющих.

2.2.3. а) Суда МРХ СССР и рыболовецких колхозов, базирующиеся в морских рыбных портах, в период подготовки к выходу в море должны быть проверены аппаратом судовладельца или по его просьбе аппаратом другой рыбохозяйственной организации по месту стоянки судна.

Результаты проверок и выводы о готовности судна к рейсу заносятся в Контрольную карточку проверки готовности судна к выходу в рейс.

Контрольная карточка удостоверяет готовность судна к выходу в рейс и предъявляется в портовый надзор при оформлении отхода.

б) Если по причине территориальной отдаленности судно не может быть проверено ни судовладельцем, ни его представителем или уполномоченным, их функции по проверке выполняет портовый надзор морского рыбного порта (портпункта). В таком случае результаты проверки не заносятся в контрольную карточку, а составляется акт.

2.2.4. Проверка готовности к выходу в море судов из морских торговых портов должна осуществляться в соответствии с Инструкцией о порядке выпуска судов в море капитанами портов, утвержденной Министерством морского флота СССР (ММФ), а из морских рыбных портов - в соответствии с Инструкцией о порядке оформления прихода и выпуска судов в море капитанами морских рыбных портов, утвержденной МРХ СССР.

2.2.5. Представители администрации порта имеют право в соответствии со ст.38 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР осуществлять проверку также и иностранных судов с целью убедиться в том, что мореходное состояние судна соответствует требованиям обеспечения безопасности плавания.

Оформление выхода

2.2.6. Разрешение на выход судна из порта обязан давать портовый надзор непосредственно или через диспетчера порта. Разрешение дается при отсутствии препятствий к выходу в части мореходного состояния судна, а также со стороны органов пожарной охраны порта, санитарно-карантинного, таможенного и пограничного контроля.

ПРИМЕЧАНИЕ. Разрешение на выход судов МРХ СССР и рыболовецких колхозов из морских рыбных портов дается, кроме того, при отсутствии препятствий со стороны органов Главной государственной инспекции безопасности мореплавания и портового надзора.

2.2.7. а) Капитан судна обязан известить портовый надзор о предстоящем выходе из порта заблаговременно, но не позднее чем за 6 часов до намеченного срока отхода.

б) При кратковременной (менее 6 часов) стоянке судна в порту извещение о выходе должно быть подано не позднее чем за 2 часа до отхода.

2.2.8. а) Оформление отхода судна должно производиться, как правило, за 2 - 3 часа до выхода из порта.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»