Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

от 20 февраля 1996 года N НВ-6-08/112


О методическом пособии по учету доходов
и расходов физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью

____________________________________________________________________

Фактически не применяется. См.:

Порядок уплаты налога на доходы физических лиц установлен Налоговым кодексом Российской Федерации (см. главу 23).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ

____________________________________________________________________


Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для практического применения Методическое пособие по учету доходов и расходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Указанное пособие не является нормативным актом и рекомендуется к применению как практическое пособие в работе налоговых органов.

Учитывая, что в пособии приведена новая методика учета доходов и расходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, Госналогслужба России предлагает внимательно рассмотреть эти вопросы и представить ваши замечания и предложения до 1 мая 1996 года.

Государственный советник
налоговой службы II ранга
В.М.Некрасов


 Приложение
к письму Госналогслужбы России
от 20 февраля 1996 года N НВ-6-08/112

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по учету доходов и расходов физических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью


I. Общие положения

Настоящее методическое пособие разработано на основании Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 года N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 года N 2001-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью" и других нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и налогообложение доходов, получаемых от занятия этой деятельностью. Цель разработки пособия - дать единообразные подходы к определению размеров доходов и расходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Согласно статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Статьей 2 Гражданского кодекса установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с перечисленными законодательными и иными нормативными актами при определении облагаемых налогом сумм доходов действует принцип декларирования всех доходов, получаемых от предпринимательской деятельности и расходов связанных с ним. В пособии рассмотрены следующие вопросы: регистрация предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных ее видов, постановка на учет в налоговом органе, открытие расчетного счета в учреждении банка, а также определение доходов и расходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

     

     

II. Государственная регистрация физических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью
без образования юридического лица

В соответствии с Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" и Положением "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 года N 1482, государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей администрацией районного, городского (кроме городов районного подчинения), районного в городе, сельского, поселкового органа местного самоуправления по месту постоянного жительства этого лица. Граждане подают в соответствующую администрацию заявление с просьбой о регистрации. Заявление рассматривается в 15-дневный срок, и выдается свидетельство о регистрации граждан в качестве предпринимателей, в котором кроме данных о гражданине указываются виды деятельности, которыми он будет заниматься.

Существующими нормативными документами не предусмотрено ограничение срока, на который может быть выдано свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя. Количество видов деятельности также не ограничено, однако не может быть выдано свидетельство о занятии видами деятельности, на которые имеется специальное запрещение в действующем законодательстве или за которые предусмотрена уголовная ответственность.

За государственную регистрацию граждане уплачивают регистрационный сбор, предельный размер которого и категории плательщиков, освобождаемых от уплаты этого сбора, устанавливаются органами администрации. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного размера минимальной месячной оплаты труда. Конкретный размер ставки устанавливается также органами местной власти при рассмотрении заявления о регистрации.

По Закону Российской Федерации "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", с 05.08.92 полностью освобождены от уплаты регистрационного сбора категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, перечисленные в статье 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка, либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в доход бюджета. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается.

Свидетельство оформляется в трех экземплярах (1 предпринимателю, 1- органам местной администрации, 1- направляется налоговому органу по месту регистрации).

Бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя выдается в день представления документов для регистрации, либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте.

При утере предпринимателем свидетельства, администрацией может быть выдан дубликат (с взиманием 20 процентов уплаченного ранее сбора).

Для изменения (дополнения) видов деятельности необходима новая регистрация с уплатой сбора.

В свидетельство о регистрации можно вписать несколько видов деятельности, которыми желает заниматься предприниматель.

В свидетельстве о регистрации, кроме физического лица, зарегистрированного в качестве предпринимателя, не могут быть вписаны другие граждане, изъявившие желание вести с предпринимателем совместную деятельность.

Требование иных документов или совершение иных действий при регистрации, продлении срока действия свидетельства о регистрации предпринимателя не допускаются.

Государственная регистрация физических лиц в качестве предпринимателя утрачивает силу:

- с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

- с момента вынесения судом решения о признании недействительной регистрации предпринимателя, в связи с нарушениями действующего законодательства при его регистрации;

- в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации;

Основанием для аннулирования государственной регистрации предпринимателя является решение суда или арбитражного суда. Аннулирование государственной регистрации производится в течение 7 календарных дней с даты получения регистрирующим органом судебного решения.

Регистрирующий орган обязан:

- в 3-дневный срок с даты аннулирования государственной регистрации на основании судебного решения направить предпринимателю письменное уведомление об этом факте;

- в 7-дневный срок сообщить налоговому органу данные об аннулировании государственной регистрации предпринимателя.

Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя утрачивает силу и подлежит возврату регистрирующему органу, выдавшему свидетельство:

- в день подачи заявления о прекращении предпринимательской деятельности;

- с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

- с момента вынесения судом решения о признании недействительной регистрации предпринимателя, в связи с нарушениями действующего законодательства при его регистрации.

Свидетельство о государственной регистрации предъявляется по требованию должностных лиц налоговых и иных органов, определяемых законодательными актами, при осуществлении ими своих полномочий.

Занятие предпринимательской деятельностью, не зарегистрированной в установленном порядке (не указанной в выданном гражданину свидетельстве), отказ гражданина предъявить свидетельство должностному лицу налогового органа влекут за собой административную ответственность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также право налогового органа взыскать в доход государства все доходы (за вычетом расходов), полученные от деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства.

Эта санкция может быть применена по решению суда, вынесенному по иску, предъявленному в суд налоговым органом.

     

III. Лицензирование отдельных видов деятельности
физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, физическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен порядок ведения лицензионной деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которым отдельные виды деятельности осуществляются физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, приведен в приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года N 1418.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

Для получения лицензии заявитель представляет в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства), вида деятельности, срока действия лицензии;

б) справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено предоставление иных документов.

Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.

Лицензия выдается на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому физическому лицу запрещается.

В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта.

Копии лицензий регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.

При ликвидации или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя, выданная лицензия теряет юридическую силу.

В случае изменения паспортных данных физического лица или утраты лицензии, лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии.

     

IV. Постановка на учет в налоговом органе

Физические лица, получившие разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, обязаны своевременно встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговый орган по месту осуществления деятельности, либо по месту постоянного жительства.

Регистрация предпринимателей в налоговых инспекциях производится в специальных книгах регистрации физических лиц, получивших разрешение заниматься предпринимательской деятельностью.

На свидетельстве о государственной регистрации ежегодно делается отметка налоговой инспекции о регистрации налогоплательщика на отчетный календарный год.

Все документы на предпринимателя хранятся в специальном деле по налогообложению.

При постановке на учет в госналогинспекции должностные лица налоговых органов выясняют у предпринимателя все обстоятельства связанные с предпринимательской деятельностью, разъясняют порядок ведения учета доходов и расходов, связанных с извлечением дохода, и вручают ему памятку о порядке ведения учета доходов и расходов и об ответственности за несоблюдение законодательства.

Книга учета доходов и расходов предпринимателя представляет собой тетрадь с пронумерованными страницами, прошитую и скрепленную печатью налоговой инспекции.

Тетрадь приобретается физическим лицом.

     

V. Порядок открытия расчетного счета в учреждении банка

Для открытия расчетного счета в банке налоговые органы при постановке на учет физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по их заявлению выдают им справки по форме приложения N 2,4 к Порядку применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23.06.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", подтверждающие их постановку на налоговый учет и намерение открыть в банке или ином кредитном учреждении расчетный счет (валютный, ссудный, депозитный и др. счета) для осуществления операций, связанных с деятельностью. Банки и иные кредитные учреждения не вправе открывать налогоплательщику счета без предоставления ими подлинников указанных справок.

После открытия налогоплательщику расчетного, валютного, ссудного, депозитного и иного счета, банки в течение 5 рабочих дней направляют налоговому органу, выдавшему справку о постановке на налоговый учет, извещение об открытии расчетного, валютного, ссудного, депозитного и другого счета.

При этом днем открытия счета является день оформления открытия счета в установленном нормативно-правовыми актами Российской Федерации порядке и занесения в книгу регистрации счетов хозорганов и банков.

Начиная с IV квартала 1994 года каждый налогоплательщик (предприниматель), состоящий на учете в налоговом органе, обязан в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом представлять в налоговый орган сведения о расчетных, валютных, а также ссудных и других счетах в банках и иных кредитных учреждениях, в виде списка, согласно приложениям N 5 или N 6 вышеназванного Указа. Сверка указанных открытых счетов налоговыми органами и банками должна осуществляться ежеквартально.

В случае совершения физическим лицом (резидентом или нерезидентом) в банке разовой операции, связанной с движением денежных средств на сумму, эквивалентную 10 тыс.долларов США и выше, банк сообщает об этом в налоговый орган по месту своего нахождения. Сведения высылаются в налоговые органы ежемесячно не позднее 10 рабочего дня месяца, следующего за отчетным, по форме приложения N 9 или N 9М к Порядку применения положений Указа. При этом не имеет значения, в рублях или иностранной валюте совершена операция по вкладу, поступлению или снятию средств со счета физического лица, либо покупке (продаже) ценных бумаг или иностранной валюты.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»