ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 февраля 1999 года N ЕВ-16-27/1388


О применении Федерального закона от 4 января 1999 года N 1-ФЗ

"О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации,
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год"

(с изменениями на 2 марта 2000 года)

____________________________________________________________________

Настоящее письмо дополнено письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 26 апреля 1999 года N ЕВ-16-27/3896.

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Настоящее письмо неправомерно в части разъяснения положений Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" - письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 09 июня 1999 года N 4485-ЭР.

____________________________________________________________________


В связи с вступлением в силу Федерального закона от 4 января 1999 года N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год", официально опубликованного в "Российской газете" от 6 января 1999 года N 2, Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает.

В указанном Федеральном законе отсутствует норма, содержащаяся в Федеральных законах от 21 декабря 1995 года N 207-ФЗ и от 5 февраля 1997 года N 26-ФЗ о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на соответствующий год, согласно которой виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации

Эта норма указана в статье 100 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 марта 1997 года N 52-ФЗ).

Вопросы уплаты страховых взносов в ПФР в 1999 году регулируются Федеральным законом от 4 января 1999 года N 1-ФЗ, Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 79-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год", Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1, с последующими изменениями и дополнениями, в части, не противоречащей указанным Федеральным законам, а также Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 года N 546.

Федеральным законом о тарифах страховых взносов на 1999 год установлено, что начисление страховых взносов в ПФР производится работодателями - организациями любых организационно-правовых форм, включая родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также индивидуальными предпринимателями, в том числе иностранными гражданами, лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации, частными детективами, занимающимися частной практикой нотариусами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами (физическими лицами):

- осуществляющими прием на работу по трудовому договору (контракту), так как они по отношению к наемным работникам - физическим лицам являются работодателями;

- выплачивающими вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг.

Перечисленные категории плательщиков осуществляют начисление и уплату страховых взносов с выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

При этом следует иметь в виду, что выплаты, начисленные и полученные работниками в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам (на дату начисления) на данный продукт (товар, услугу) в конкретной местности.

В случае необходимости сведения о свободных рыночных ценах рекомендуется получать в органах ценообразования, государственной статистики, торговых инспекциях и других организациях, имеющих такие сведения и расположенных на соответствующей территории.

К выплатам, начисленным в пользу работника, относятся все виды вознаграждений за выполнение работ или оказание услуг, не входящих в круг основных должностных обязанностей работника, выплаченных внештатным, сезонным работникам, совместителям, а также работникам, выполняющим разовые, случайные и кратковременные работы, включая общественную.

Например, на вознаграждения, выплаченные членам советов директоров банков, ассоциаций, акционерных обществ; профсоюзному активу, в том числе неосвобожденным председателям, заместителям и членам профкомов, членам комиссий (уполномоченным) по социальному страхованию, а также бухгалтерам организаций, производящим операции по перечислению профсоюзных членских взносов; работникам бухгалтерий организаций, выполняющим поручения рабочих и служащих об удержании из их заработка отчислений на страхование; внештатным билетным контролерам на транспорте; внештатным экспертам; председателям, бухгалтерам и другим физическим лицам, выполняющим работу либо оказывающим услуги для садоводческих и огороднических товариществ, ЖСК, ГСК и др.

Работодатели (юридические или физические лица), заключившие с индивидуальными предпринимателями договоры гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, не являются плательщиками страховых взносов в ПФР с выплаченных ими сумм вознаграждений в пользу индивидуальных предпринимателей по названным договорам.

Федеральным законом от 4 января 1999 года N 1-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов установлен тариф страховых взносов в размере 20,6 процента дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, - в размере 20,6 процента доходов, определяемых исходя из стоимости патента. Для адвокатов - в размере 20,6 процента выплат, начисленных в пользу адвокатов.

При работе с названными категориями плательщиков следует использовать инструктивные письма ПФР, касающиеся определения базы для начисления ими страховых взносов в ПФР:

- от 15.12.97 N ЕВ-16-28/8929 "Об исчислении страховых взносов в ПФР для иных категорий плательщиков" и от 06.07.98 N ЕВ-16-28/5340 "О внесении изменений в письмо ПФР от 15.12.97 N ЕВ-16-28/8929" для индивидуальных предпринимателей, частных детективов и нотариусов, занимающихся частной практикой;

- от 19.12.96 N ЕВ-16-11/9325-ИН "О некоторых вопросах уплаты страховых взносов в ПФР индивидуальными предпринимателями - субъектами малого предпринимательства" и от 07.05.98 N ЕВ-16-28/3471 "О расчете сумм страховых взносов в ПФР для индивидуальных предпринимателей - субъектов малого предпринимательства" - для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

- от 06.06.94 N ЧЛ-16/2924-ИН "Об уплате адвокатами страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации" (с учетом установленного на 1999 год размера тарифа) - для адвокатов, занимающихся адвокатской практикой в коллегиях адвокатов и от их имени.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 8 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации (приложение к Указу Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации") физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно, при условии регистрации в качестве предпринимателей. Поэтому тариф в размере 20,6 процента и база для исчисления страховых взносов, установленные на 1999 год для индивидуальных предпринимателей, применяются и по отношению к частным аудиторам.

Следует иметь в виду, что для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств в 1999 году сохраняется льготный тариф 20,6 процента. Базы для исчисления взносов для данных категорий плательщиков определены соответственно в пунктах "а" и "в" статьи 1 Федерального закона от 04.01.99 N 1-ФЗ.

Статьей 5 Федерального закона от 4 января 1999 года N 1-ФЗ введена норма, согласно которой плательщики страховых взносов в ПФР, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", уплачивают страховые взносы по ставкам и в порядке, которые установлены указанным Федеральным законом.

Абзац не применяется - письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 апреля 1999 года N ЕВ-16-26/3941 - см. предыдущую редакцию.

Абзац не применяется - письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 апреля 1999 года N ЕВ-16-26/3941 - см. предыдущую редакцию.   

Работодатели (юридические лица и индивидуальные предприниматели), перешедшие на уплату единого налога, удерживают и уплачивают страховые взносы в размере 1 процента начисленных в пользу наемных работников выплат и вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, установленного для указанных граждан пунктом д) Федерального закона от 4 января 1999 года N 1-ФЗ (абзац в редакции письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 апреля 1999 года N ЕВ-16-26/3941 - см. предыдущую редакцию).

Статья 6 Федерального закона от 4 января 1999 года N 1-ФЗ устанавливает круг плательщиков, которым предоставлены льготы по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

I. Пунктом "а" предусмотрено освобождение всех юридических лиц, независимо от форм собственности, подчиненности и организационно-правовых форм, по отношению к выплатам, начисленным в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, для получения льготы необходимы два условия - наличие у работника инвалидности и факт получения пенсии по инвалидности, что должно подтверждаться копией справки учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (ВТЭК) и копией пенсионного удостоверения, в котором указано, что пенсия назначена по инвалидности.

В соответствии с Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 965 "О порядке признания граждан инвалидами", в зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 16 лет - категория "ребенок - инвалид".

Поэтому по отношению к выплатам, начисленным в пользу работающих лиц в возрасте от 14 до 16 лет, относящихся к категории "ребенок инвалид" и получающих пенсию по инвалидности, страховые взносы также не начисляются.

II. В соответствии с пунктом "б" названной статьи освобождению от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации подлежат:

1. Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе их союзы).

____________________________________________________________________

Пункт 1 раздела II в части освобождения от уплаты страховых взносов только общероссийских общественных организаций инвалидов, их региональных и территориальных организаций не применяется - письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 2 марта 2000 года N КА-16-27/1630.

____________________________________________________________________


Общероссийские общественные организации пенсионеров правом на освобождение от уплаты взносов не пользуются.

Критерии отнесения общественных объединений к общероссийским содержатся в статье 14 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", согласно которой под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В названии может содержаться наименование "России", "Российской Федерации" и образованные на их основе слова и словосочетания.

Однако в соответствии с нормами Федерального закона от 4 января 1999 года N 1-ФЗ от уплаты страховых взносов освобождаются не все общероссийские объединения инвалидов, а только те, которые созданы в организационно-правовой форме "общественная организация инвалидов". Данная организационно-правовая форма должна быть указана в уставе общероссийского общественного объединения инвалидов (ст. 8, 19, 20 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ) и свидетельстве о государственной регистрации, выданном Министерством юстиции Российской Федерации.

В силу прямого указания Закона от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации освобождаются союзы, основанные на членстве общественных организаций инвалидов, отвечающих требованиям ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" (в редакции Федерального закона от 4 января 1999 года N 5-ФЗ) (абзац в редакции письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 4 августа 1999 года N ЕВ-16-27/7246 - см. предыдущую редакцию).

Следовательно, общероссийские союзы общественных организаций инвалидов, претендующие на освобождение от уплаты страховых взносов, должны документально подтвердить, что учредителями общественных организаций, входящих в союз, являются инвалиды и лица, представляющие их интересы, и среди членов этих организаций инвалиды и лица, представляющие их интересы, составляют 80% (абзац дополнительно включен письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 4 августа 1999 года N ЕВ-16-27/7246).

Таким образом, на основании пункта "б" статьи 6 Федерального закона от 4 января N 1-ФЗ от уплаты страховых взносов в ПФР освобождаются союзы общероссийских общественных объединений инвалидов, созданных в организационно-правовой форме "общественная организация инвалидов", поскольку данный Федеральный закон устанавливает льготу только для союзов общероссийских общественных объединений инвалидов, созданных в указанной организационно-правовой форме.

Данные общественные объединения - всероссийские общественные объединения инвалидов, созданные в организационно-правовой форме общественных организаций инвалидов, и их союзы могут быть освобождены от уплаты страховых взносов на следующих условиях:

- Всероссийское общественное объединение инвалидов должно быть создано в форме "общественная организация инвалидов". Понятие общественной организации инвалидов дано в части 5 статьи 2 Федерального закона от 4 января 1999 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Согласно данному определению "общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций". Условия отнесения таких организаций к общественным организациям инвалидов, установленные данным определением, совпадают с условиями, определенными в пункте "б" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 года N 1-ФЗ.

Кроме того, следует учесть, что в соответствии с частью 8 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ при создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности, и они также подпадают под условия, установленные пунктом "б" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 года N 1-ФЗ, и учитываются при определении членства в указанных общероссийских общественных объединениях, создаваемых в форме общественной организации инвалидов.

Это значит, что льгота предоставляется общероссийским общественным организациям инвалидов, созданным в организационно-правовой форме общественных организаций инвалидов, учредителями которых являются только физические лица из числа инвалидов и лиц, представляющих интересы инвалидов, признанных таковыми на основании действующего законодательства, основанным на членстве физических лиц, среди которых инвалиды и их законные представители составляют 80 процентов, и их союзам.

К законным представителям инвалидов в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 4 января 1999 года N 1-ФЗ относятся родители, усыновители, опекуны и попечители.

Необходимо иметь в виду, что представлять интересы инвалидов указанные лица могут в силу полномочия, основанного на доверенности, указания закона, административного акта государственного органа или органа местного самоуправления, что вытекает из смысла статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статьям 47, 48 Семейного кодекса Российской Федерации основанием для возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей, удостоверенное в установленном главой II Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" порядке. Указанные права подтверждаются свидетельством о рождении ребенка. Ребенком является лицо, не достигшее 18-летнего возраста (статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 125 Семейного кодекса Российской Федерации усыновителем является лицо, законно представляющее интересы ребенка на основании вступившего в силу решения суда.

На основании статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации опекун   или   попечитель   назначается  органом  опеки  и попечительства по месту жительства лица,  нуждающегося в  опеке  или попечительстве,    в    соответствии    с   административным   актом (постановлением,  решением   и   т.п.)   городской,   районной   или поселковой, сельской администрации в соответствии с их полномочиями, установленными статьями 53, 64 и 75 Закона Российской Федерации от 6 июля  1991  года  N  1550-1  "О  местном самоуправлении в Российской Федерации".   Полномочия   опекуна    (попечителя)    подтверждаются удостоверением, выданным органом опеки и попечительства.

2. Региональные и территориальные (местные) общественные организации инвалидов общероссийских общественных организаций инвалидов могут быть освобождены от уплаты страховых взносов только при соблюдении условий, определенных Федеральным законом от 4 января 1999 года N 5-ФЗ.

____________________________________________________________________

Пункт 2 раздела II в части освобождения от уплаты страховых взносов только общероссийских общественных организаций инвалидов, их региональных и территориальных организаций не применяется - письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 2 марта 2000 года N КА-16-27/1630.

____________________________________________________________________

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»