Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 февраля 1999 года N 01-15/6093


Об исполнении обязанности по уплате таможенных платежей

____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ФТС России от 22 ноября 2004 года N 308
____________________________________________________________________


В связи с многочисленными запросами по применению таможенными органами Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.98 N 24-П, а также статьи 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс)

разъясняю.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.98 N 24-П признало несоответствующим Конституции Российской Федерации положение пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с учетом смысла, придаваемого ему сложившейся правоприменительной практикой, как предусматривающее прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица по уплате налога лишь с момента поступления сумм налогов в бюджет и тем самым допускающее возможность повторного взыскания с налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов.

С учетом названных положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации таможенные органы не вправе взыскивать в бесспорном порядке суммы таможенных платежей, списанных с расчетных счетов плательщиков на основании платежных поручений с отметкой банка или другой кредитной организации об исполнении указанных поручений.

Пункт 2 статьи 45 Налогового кодекса также устанавливает, что обязанность по уплате налогов считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

Статья 2 Налогового кодекса предусматривает, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Для подтверждения надлежащего исполнения плательщиками обязанности по уплате таможенных платежей таможенные органы вправе требовать выписку банка или другой кредитной организации об осуществленных операциях по расчетным счетам плательщика.

Исходя из вышеизложенного, при предоставлении в таможенный орган платежного поручения с отметкой банка или другой кредитной организации об исполнении указанного поручения и выписки банка или другой кредитной организации об осуществленных операциях по расчетным счетам плательщика обязанность по уплате таможенных платежей считается исполненной в части соблюдения срока уплаты налогов. При этом в случае непоступления денежных средств на счет таможенного органа пени за несвоевременную уплату таможенных платежей не начисляются. Непоступление на счет таможенного органа таможенных платежей не является основанием для привлечения плательщика к ответственности за нарушение таможенных правил и наложения штрафных санкций.

Вместе с тем таможенные органы не производят таможенное оформление товаров до фактического поступления сумм таможенных платежей на счета таможенных органов в соответствии с распоряжением ГТК России от 10.12.96 N 01-14/1344, зарегистрированным Минюстом России 31.12.96 (рег. N 1226). Правомерность применения данного распоряжения таможенными органами в полном объеме без изъятий обусловлена следующим:

Статьей 22 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) установлено, что перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации производится в соответствии с их таможенными режимами в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом. Процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершение действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса является таможенным оформлением (пункт 15 статьи 18 Таможенного кодекса).

Процедура таможенного оформления включает в себя, в том числе, декларирование товаров, содержащее требование подачи таможенной декларации, уплаты таможенных платежей и иные требования в соответствии с главой 26 Таможенного кодекса.

В соответствии со статьей 126 Таможенного кодекса таможенное оформление товаров производится в порядке, определяемом Таможенным кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации, в том числе нормативными актами Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Распоряжение ГТК России от 10.12.96 N 01-14/1344 предусматривает, что таможенное оформление товаров производится только при условии фактического поступления подлежащих уплате сумм таможенных платежей на счета таможенного органа. Таким образом, фактическое поступление денежных средств на счета таможенного органа является одним из условий производства таможенного оформления товаров, установленного императивными нормами действующего таможенного законодательства.


Заместитель председателя Комитета,
полковник таможенной службы
А.А.Каульбарс


Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»