Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 мая 1999 года N 01-15/13658


О начислении и взимании пеней

(с изменениями на 31 мая 2000 года)
____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ФТС России от 22 ноября 2004 года N 308
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     письмом ГТК России от 31 мая 2000 года N 01-06/14407.
____________________________________________________________________

     

В целях упорядочения начисления и взимания пеней за неуплату таможенных платежей, а также в связи с введением в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации ГТК России доводит Методические рекомендации по начислению и взиманию пеней.     

____________________________________________________________________

Методические рекомендации по начислению и взиманию пеней применяются с 17 августа 1999 года в части, не противоречащей Методическим рекомендациям по применению части первой Налогового кодекса Российской Федерации таможенными органами, доведенным письмом ГТК России от 31 мая 2000 года N 01-06/14407 - письмо ГТК России от 31 мая 2000 года N 01-06/14407.

____________________________________________________________________

Суммы пеней, начисленные до 01.01.99, и не поступившие на счета таможенных органов, подлежат пересчету в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями. Пересчет и возврат сумм пеней, начисленных до 01.01.99, и поступивших на счета таможенных органов, не производится.

Прошу довести до сведения личного состава таможенных органов, что положения пункта 3 Методических рекомендаций по применению части первой Налогового кодекса Российской Федерации таможенными органами, доведенных письмом ГТК России от 05.01.99 N 01-15/32, применяются в части, не противоречащей настоящим Методическим рекомендациям по начислению и взиманию пеней.

Заместитель Председателя Комитета,
полковник таможенной службы
А.А.Каульбарс

     

Приложение
к приказу ГТК России
от 12.05.99 N 01-15/13658

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по начислению и взиманию пеней

(с изменениями на 31 мая 2000 года)

____________________________________________________________________

Настоящие Методические рекомендации применяются с 17 августа 1999 года в части, не противоречащей Методическим рекомендациям по применению части первой Налогового кодекса Российской Федерации таможенными органами, доведенным письмом ГТК России от 31 мая 2000 года N 01-06/14407 - письмо ГТК России от 31 мая 2000 года N 01-06/14407.

____________________________________________________________________

1.  Общие положения

В соответствии со статьей 57 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом.

Статья 75 Налогового кодекса определяет, что пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

2. Сроки уплаты таможенных платежей

На основании статьи 57 Налогового кодекса сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс).

В соответствии со статьей 119 Таможенного кодекса сроком уплаты таможенных платежей является день принятия таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации. Предельный срок подачи таможенной декларации определен статьей 171 Таможенного кодекса. В случае продления срока подачи ГТД в порядке и на условиях, установленных статьей 171 Таможенного кодекса, срок уплаты таможенных платежей исчисляется со дня истечения этого срока.

Поскольку в случаях обнаружения таможенными органами фактов недоставки перевозчиком товаров до таможенного органа назначения, ГТД отсутствует, то срок уплаты таможенных платежей для направления требования об уплате таможенных платежей указанному лицу рекомендуется определять исходя из срока доставки товаров, установленного пограничным таможенным органом, к которому прибавляется 15 дней (предельный срок подачи ГТД).

В случае утраты товаров и транспортных средств, помещенных на склад временного хранения, их выдачи без разрешения таможенного органа и в других подобных случаях до момента фактической передачи лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, для направления требования об уплате таможенных платежей владельцу склада временного хранения срок уплаты таможенных платежей рекомендуется определять со дня помещения товаров на склад временного хранения, к которому прибавляется 15 дней. При этом день помещения товаров на склад временного хранения не должен быть позднее предельного срока доставки товаров, установленного пограничным таможенным органом. При превышении такого срока, а также при невозможности определения дня помещения товаров на склад временного хранения, срок уплаты таможенных платежей рекомендуется определять исходя из срока доставки товаров, установленного пограничным таможенным органом, к которому прибавляется 15 дней.

На основании статьи 29 Таможенного кодекса в случае, если с разрешения таможенного органа использование или распоряжение условно выпущенными товарами, включая товары, помещенные под таможенные режимы, предусматривающие полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, происходило в иных целях, чем те в связи с которыми предоставлены льготы, сроком уплаты таможенных платежей считается день совершения действий по использованию или распоряжению условно выпущенными товарами в иных целях с разрешения таможенного органа (например, день реализации товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятия с иностранными инвестициями с разрешения таможенного органа). Если такое использование или распоряжение производилось без разрешения таможенного органа, то сроком уплаты таможенных платежей следует считать день принятия таможенной декларации, на основании которой условно выпущенные товары помещались под тот или иной таможенный режим с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.

Согласно статьям 61, 63, 64 Налогового кодекса и статье 121 Таможенного кодекса срок уплаты таможенных платежей может быть изменен в форме отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей в порядке и на условиях, определяемых таможенным законодательством.

Руководствуясь пунктом 11 статьи 64 Налогового кодекса, следует исходить из того, что проценты, взимаемые за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей (далее - проценты) уплачиваются в срок, установленный таможенным органом для уплаты таможенных платежей, на которые предоставлялась отсрочка или рассрочка.

Таким образом, в соответствии с таможенным законодательством таможенные платежи подлежат уплате в один из следующих сроков:

- в день принятия таможенной декларации;

- в день истечения срока подачи таможенной декларации при нарушении срока подачи таможенной декларации;

- в день, установленный таможенным органом при изменении срока уплаты таможенных платежей, в порядке, определенном таможенным законодательством (например, при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей, уплате периодических таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров);

- в день совершения действий по использованию или распоряжению условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы, если такое использование или распоряжение производилось с разрешения таможенного органа.

3. Порядок начисления пеней

На основании статьи 124 Таможенного кодекса и статьи 57 Налогового кодекса при нарушении указанных в разделе 2 настоящих Методических рекомендаций сроков уплаты таможенных платежей уплачиваются пеней.

При этом следует иметь в виду, что для целей определения порядка начисления пеней и обеспечения контроля за уплатой таможенных платежей следует различать понятия недоимка и задолженность. Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса неуплаченные (недоплаченные) в установленный таможенным законодательством срок суммы таможенных платежей являются недоимкой. Сумма денежных средств, включающая в себя недоимку, проценты, пени и штрафы, неуплаченная (недоплаченная) плательщиком либо невзысканная (недовзысканная) таможенными органами является задолженностью.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса пеня начисляются на сумму недоимки. Пени на суммы процентов, пеней и штрафов не начисляются.

Пеней начисляются за каждый день просрочки уплаты таможенных платежей, начиная со дня, следующего за днем истечения срока уплаты таможенных платежей по день исполнения плательщиком обязанности по уплате таможенных платежей (далее - день уплаты таможенных платежей) или день взыскания в бесспорном порядке включительно с учетом особенностей, изложенных в настоящих Методических рекомендациях. День уплаты таможенных платежей определяется в соответствии с разделом 4 настоящих Методических рекомендаций.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса при выставлении требования об уплате (либо доплате) таможенных платежей (далее - требование) размер пеней исчисляется со дня, следующего за днем истечения срока уплаты таможенных платежей, до даты требования.

Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм недоимки или после уплаты таких сумм в полном объеме.

На основании статьи 124 Таможенного кодекса в случае, если сумма недоимки не будет уплачена в срок, установленный в требовании, размер пеней исчисляется со дня, следующего за днем истечения срока уплаты таможенных платежей, по день бесспорного взыскания включительно.

В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса начисление пеней прекращается в случае, если сумма недоимки сравняется с суммой пеней.

На основании пункта 4 статьи 5 и пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса с 1 января 1999 года пени начисляются в размере 0,1 процента от суммы недоимки независимо от времени ее возникновения или обнаружения. При этом сумма пеней не может превышать сумму недоимки.

Суммы пеней, начисленных до 01.01.99, но еще не уплаченных на счета таможенных органов, могут быть пересчитаны в следующем порядке.

В случае, если начисление пеней производилось до 01.01.99 и сумма пеней еще не стала равной сумме недоимки, то до 01.01.99 года начисление пеней производится в размере 0,3 процента от суммы недоимки, а с 01.01.99 года в размере 0,1 процента от суммы недоимки до тех пор, пока сумма пеней не сравняется с суммой недоимки или сумма недоимки не будет уплачена.

В случае, если начисление пеней производилось до 01.01.99 и сумма пеней превысила сумму недоимки до указанной даты, то сумма пеней при расчете по ставке 0,3 процента не должна превышать суммы недоимки.

На основании пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса сумма недоимки, возникшая или обнаруженная после 01.01.99, определяется в валюте Российской Федерации. Начисление пеней также производится в валюте Российской Федерации. С учетом положений статьи 123 Таможенного кодекса суммы недоимки, процентов, пеней и штрафов могут быть уплачены в иностранной валюте, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации. При этом пересчет сумм пеней, начисленных в валюте Российской Федерации, в иностранную валюту производится по курсу, действующему на день истечения срока уплаты таможенных платежей (то есть день, предшествующий дню, с которого начинают начисляться пени).

4. День уплаты таможенных платежей

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса днем уплаты таможенных платежей является день предъявления плательщиком в банк поручения на уплату таможенных платежей. При этом руководствуясь частью 2 статьи 2 Налогового кодекса и положениями статей 126, 174, 182 Таможенного кодекса таможенные органы в целях обеспечения контроля за уплатой таможенных платежей вправе требовать указания в платежном поручении на уплату таможенных платежей суммы подлежащих уплате таможенных платежей по конкретной товарной партии с разбивкой по видам таможенных платежей, номера и даты договора (контракта), а также требовать выписку банка или другой кредитной организации об осуществленных операциях по расчетным счетам плательщика. При этом предусмотренная в пункте 2 статьи 45 Налогового кодекса сумма денежного остатка на счете может быть подтверждена выпиской банка или другой кредитной организации об осуществленных операциях по расчетному счету плательщика.

Поскольку авансовые платежи не являются таможенными платежами до тех пор, пока плательщик не распорядится этими денежными средствами путем подачи таможенной декларации или заявления об использовании сумм денежных средств, внесенных в качестве аванса, на уплату начисленных по таможенной декларации сумм таможенных платежей, пеней, процентов, в соответствии с п.2 статьи 45 Налогового кодекса, статьей 119 Таможенного кодекса днем уплаты таможенных платежей (при наличии на счете таможенного органа достаточного остатка авансового платежа) является:

- день принятия таможенной декларации по товарной партии, выпуск которой еще не произведен;

- день принятия решения таможенным органом о зачете авансовых платежей в счет погашения сумм задолженности по товарной партии, в отношении которой таможенное оформление завершено. Указанное решение принимается на основании письменного заявления плательщика, в котором, в том числе, должны быть указаны номер таможенной декларации, сумма таможенных платежей с разбивкой по их видам, а также сумма процентов, пеней.

На основании статьи 119 Таможенного кодекса таможенный орган может принять решение о зачете авансовых платежей в счет уплаты таможенных платежей по конкретной товарной партии, в отношении которой проведены предварительные операции по таможенному оформлению, но таможенная декларация еще не была подана в таможенный орган. В этом случае днем уплаты таможенных платежей является день принятия решения таможенным органом о зачете авансовых платежей в счет уплаты сумм таможенных платежей. Указанное решение принимается на основании письменного заявления плательщика, в котором, в том числе, должны быть указаны номер договора (контракта), номера транспортных документов, номера ДКД или МДП, кратких декларацией, предполагаемый к заявлению таможенный режим, а также сумма таможенных платежей с разбивкой по их видам.


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»