Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ПРИКАЗ

от 23 сентября 1981 года  N 1000


О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений

(в редакции приказа Минздрава СССР от 22 декабря 1989 года N 673
"О порядке лекарственного обеспечения населения"
)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минздрава России от 24 августа 2020 года N 889
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В документе учтены:

приказ Минздрава СССР от 30 мая 1986 года N 770;

приказ Минздрава СССР от 22 июля 1987 года N 902.     

____________________________________________________________________

В решениях XXVI съезда КПСС большое внимание обращено на охрану народного здоровья, дальнейшее развитие и совершенствование здравоохранения и медицинской науки. Поставлена задача - повысить уровень и качество медицинского обслуживания населения, усилить работу по предупреждению заболеваний, повысить эффективность диспансеризации и расширить охват ею населения.

Решение поставленной задачи в значительной мере будет зависеть от эффективной организации амбулаторно-поликлинической помощи населению.

Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л.И.Брежнев в Отчетном докладе на XXVI съезде КПСС указал на необходимость существенно улучшить работу поликлиник, диспансеров, амбулаторий, где обследуется и лечится 80 процентов всех больных. "Надо сделать все, чтобы советский человек всегда и повсюду мог получать своевременную, квалифицированную и чуткую медицинскую помощь; вести непримиримую борьбу с фактами нарушения отдельными медицинскими работниками своего служебного долга, невнимательности к людям, добиться их полного искоренения", - указал Л.И.Брежнев.

Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года, принятыми XXVI съездом КПСС, предусмотрено дальнейшее расширение сети учреждений здравоохранения, совершенствование их структуры и рациональное размещение, улучшение обеспечения учреждений здравоохранения лекарственными средствами, инструментами, медицинской техникой и оборудованием, инвентарем, транспортом и средствами связи, предусматривается дальнейшее улучшение условий труда и быта медицинских работников, осуществление ряда мероприятий, направленных на совершенствование охраны внешней среды, а также на решение ряда других вопросов, имеющих существенное значение для укрепления здоровья населения, гармоничного развития подрастающего поколения, снижения заболеваемости, инвалидности и смертности.

За годы IX и Х пятилеток (1971-1980) было введено в строй за счет нового строительства свыше 1500 поликлиник на 1 млн. 276 тыс. посещений в смену. При этом осуществлялось строительство по типовым проектам, в основном, крупных поликлиник (на 750 посещений в смену и более). Это оказало существенное влияние на объем и качество амбулаторно-поликлинической помощи населению. В 1980 году число посещений к врачам амбулаторно-поликлинических учреждений составило 2,8 млрд., против 1,9 млрд. в 1970 году. Соответственно возрос показатель посещений к врачам поликлиник на одного городского жителя с 11,5 в 1970 году до 13,4 в 1980 году. Получила дальнейшее развитие сеть территориальных и цеховых врачебных участков.

Так, число территориальных терапевтических врачебных участков увеличилось с 34,3 тыс. в 1970 году до 52,6 тыс. в 1980 году, а цеховых врачебных участков, соответственно, с 12,7 тыс. в 1970 году до 17,6 тыс. в 1980 году.

В результате развития сети территориальных терапевтических врачебных участков и их разукрупнения существенно уменьшилась численность взрослого населения на одну должность врача-терапевта участкового - с 3065 в 1970 году до 2414 человек в 1980 году. Расширилась профилактическая и лечебно-диагностическая деятельность поликлиник. Охват профилактическими осмотрами за последние 10 лет увеличился со 101 млн. в 1970 году до 112,5 млн. в 1980 году, а диспансерным наблюдением - с 26,8 млн. человек в 1970 году до 44,9 млн. человек в 1980 году. Соответственно увеличился охват диспансерным наблюдением в расчете на 1000 жителей - с 74,2 человек (взрослых и подростков), состоящих на диспансерном учете, до 170,2 человек. Существенно увеличилось количество рентгенологических, лабораторных и функциональных исследований.

Особое значение для укрепления материально-технической базы поликлиник, развития участковой врачебной службы, расширения профилактических и лечебно-диагностических функций поликлиник имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.09.77 N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения".

Значительное развитие сети поликлиник в последние годы свидетельствует о том, что большинство руководителей органов здравоохранения республик, краев, областей правильно понимают роль и значение поликлиник в системе здравоохранения и принимают реальные и конкретные меры к укреплению их материально-технической базы.

За годы IX и Х пятилеток накоплен значительный опыт работы поликлиник, их отдельных структурных подразделений, врачей-специалистов. Появились новые эффективные формы работы поликлиник в области проведения профилактических мероприятий, диспансеризации, раннего выявления и лечения больных, восстановительного лечения, научной организации труда, организации работы регистратур и приема больных.

Особого внимания заслуживает организация отделений профилактики. Уже значительное число поликлиник в гг.Москве, Ленинграде, Киеве, Риге, Харькове, Донецке, Запорожье, Кривом Роге, Свердловске и других имеют указанные отделения. В структуру отделений профилактики повсеместно включены: кабинеты доврачебного приема, смотровые кабинеты, кабинеты крупнокадровой флюорографии, прививочные кабинеты и ряд других. В некоторых отделениях профилактики организованы анамнестические кабинеты. Организация отделений профилактики в поликлиниках позволяет шире и в более ранних стадиях выявлять сердечно-сосудистые и раковые заболевания, предраковые состояния и ряд других заболеваний.

Значительно сокращены затраты времени со стороны лиц, проходящих профилактический осмотр, повысилось качество проводимых осмотров. В ряде союзных республик (Узбекская, Украинская ССР) для проведения профилактических осмотров организованы специальные поликлиники. В Узбекской ССР действует 17 таких поликлиник, трехлетний опыт работы которых показал целесообразность их организации.

Накоплен значительный опыт в проведении диспансеризации, совершенствовании системы и форм диспансерного наблюдения, повышении ее эффективности. В ряде поликлиник РСФСР, Украинской, Белорусской, Латвийской и некоторых других союзных республик при проведении диспансеризации берутся на диспансерный учет и динамическое наблюдение лица с повышенным риском заболевания, а также здоровые, работающие в ведущих отраслях народного хозяйства.

Шире применяется осмотр лиц, состоящих на диспансерном учете, группой врачей-специалистов с предварительным лабораторным и инструментальным обследованием. Для этой цели рационально используются субботние и другие дни недели.

Разработаны и осуществлены в целом ряде поликлиник мероприятия по сокращению нерациональных затрат времени врача (на заполнение различного рода учетной медицинской документации, выдачу выписок, справок и т.д.).

Во многих поликлиниках по-настоящему четко и эффективно осуществляется преемственность в обследовании и лечении больных между поликлиникой, стационаром и учреждениями скорой медицинской помощи, что способствует повышению уровня оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению.

За последние годы все шире применяются в поликлиниках современные методы диагностики и лечения больных, в том числе рентгенологические и эндоскопические, лабораторные и функциональные методы исследования, физические методы лечения (физиотерапия, механотерапия, лечебная физкультура, массаж), рефлексотерапия, а также психотерапевтические методы. Это позволило активнее выявлять и успешнее лечить в условиях поликлиники многие заболевания.

Расширению объема и повышению качества обследования и лечения больных в условиях поликлиники способствуют организованные в ряде республик и областей консультативно-диагностические поликлиники. В этих поликлиниках организованы биохимические и цитологические лаборатории, отделения рентгенодиагностические, эндоскопические и функциональной диагностики, специализированные отделения и кабинеты: кардиологии, урологии, гематологии, эндокринологии, пульмонологии и др. Они оснащены современной медицинской техникой и в их работе участвуют высококвалифицированные специалисты медицинских вузов, работники научно-исследовательских учреждений, опытные врачи практических учреждений. Это расширяет возможность больным своевременно получить консультацию у высококвалифицированных специалистов. Организация и использование консультативно-диагностических поликлиник нашла широкое применение в гг.Москве, Ленинграде, Киеве, Днепропетровске и др. Эта форма повышения уровня консультативно-диагностической помощи больным в условиях поликлиники требует дальнейшего совершенствования.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.09.77 N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения" в крупных поликлиниках организуются отделения восстановительного лечения. В настоящее время имеются такие отделения более чем в 200 поликлиниках. Опыт работы этих отделений свидетельствует о высокой эффективности восстановительного лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата вследствие травм, ортопедическими, неврологическими и другими заболеваниями. В результате восстановительного лечения существенно сокращаются сроки временной нетрудоспособности больных, увеличивается число больных, вернувшихся к труду, снижается процент лиц, переведенных на инвалидность.

Характерной особенностью деятельности поликлиник является усиление внимания к вопросам преимущественного медицинского обеспечения рабочих промышленных предприятий, размещенных на территории деятельности городских поликлиник и не имеющих своих медико-санитарных частей. Во многих поликлиниках значительно расширена сеть цеховых врачебных участков, а в некоторых организованы терапевтические отделения цеховой участковости. В поликлиниках продолжает формироваться и совершенствоваться специализированная врачебная помощь. Число специализированных отделений и кабинетов за последние 10 лет увеличилось в 1,7 раза.

Осуществлены меры по улучшению медикаментозного обеспечения населения в период амбулаторного лечения, а также расширению взаимосвязи между аптечными учреждениями и поликлиниками. В настоящее время более чем в двух тысячах городских поликлиник организованы аптечные пункты по продаже медикаментов и свыше 1000 кабинетов фармацевтической информации. Особенно активно эта работа проводится в гг. Москве, Ленинграде и других городах РСФСР, многих городах Украинской, Белорусской, Латвийской, Литовской и других союзных республик. Организация аптечных пунктов в поликлиниках позволяет больным после посещения врача здесь же получить почти все выписанные им лекарственные средства и своевременно начать лечение.

Кабинеты фармацевтической информации обеспечивают совместную работу врачей и фармацевтов по правильному и рациональному использованию лекарственных средств. Это позволило значительно расширить ассортимент используемых врачами лекарственных средств, применять аналоги временно отсутствующих лекарств. Проведенные мероприятия позволили внедрить в этих учреждениях гарантированное лекарственное обеспечение населения.

В настоящее время в стране имеется значительное число поликлиник с хорошей организацией медицинской помощи населению, которые обеспечивают высокий уровень диагностики и лечения больных и добиваются снижения заболеваемости и смертности среди обслуживаемого населения. Многие из них являются всесоюзными, республиканскими и областными школами передового опыта, лучшие учреждения за достигнутые успехи награждены переходящими Красными Знаменами Министерства здравоохранения СССР и ЦК профсоюза медицинских работников. Дипломами и медалями Выставки достижений народного хозяйства СССР и другими наградами. Особо следует отметить городские поликлиники NN 32, 38, 60, 87, 51, 151 г.Москвы, NN 48, 51 г.Ленинграда, NN 2 и 22 г.Киева, N 1 г.Риги, N 29 г.Ташкента, N 1 г.Новополоцка и многие другие.

Эффективность и качество поликлинической помощи во многом зависит от уровня руководства со стороны главных врачей поликлиник, их заместителей, заведующих отделениями и кабинетами, от степени общей и специальной их подготовки. За последние годы несколько усилена работа по повышению квалификации этой категории работников, однако ее объем и уровень еще недостаточны. Необходимо расширить подготовку руководителей поликлиник по вопросам управления и научной организации труда.

Несмотря на определенную работу, проделанную органами здравоохранения по развитию и совершенствованию работы амбулаторно-поликлинических учреждений, объем и уровень оказания внебольничной медицинской помощи населению, а также качество работы ряда амбулаторно-поликлинических учреждений все еще существенно отстают от имеющейся потребности и современных достижений медицинской науки.

В ряде союзных республик - Азербайджанской, Узбекской, Туркменской, Киргизской, некоторых областях, краях и автономных республиках РСФСР, отдельных областях Украинской и Белорусской ССР - материально-техническая база некоторых поликлиник является неудовлетворительной. Некоторые поликлиники недостаточно оснащены современной лечебно-диагностической и другой аппаратурой.

В ряде республик и областей развитие сети амбулаторно-поликлинических учреждений значительно отстает от темпов роста численности населения городов и сельских поселений.

Неудовлетворительно выполняются плановые задания по строительству поликлиник в Грузинской, Азербайджанской, Киргизской, Армянской и Туркменской союзных республиках, то есть в районах с наименьшей обеспеченностью населения амбулаторно-поликлинической помощью и неудовлетворительной материально-технической базой этих учреждений.

Проверкой состояния амбулаторно-поликлинической помощи в ряде областей РСФСР, Украинской, Белорусской, Узбекской, Казахской, Туркменской союзных республик выявлены серьезные недостатки в системе организации и построения сети некоторых поликлиник и амбулаторий, организации их работы, уровня руководства ими.

Одним из наиболее существенных дефектов в работе ряда поликлиник является недостаточная преемственность в обследовании и лечении больных между поликлиникой и стационаром. Таким образом, в этих поликлиниках не достигается главная цель, которая преследовалась объединением больниц и поликлиник, - преемственность на всех этапах обследования и лечения больных, быстрое внедрение в практику поликлиник новых методов и средств обследования и лечения больных, применяемых в больницах, обогащение врачей поликлиник и стационаров взаимным опытом работы.

В целом ряде поликлиник имеют место случаи, когда на плановую госпитализацию направляют больных, недостаточно обследованных, хотя в поликлинике имеются все условия для полноценного обследования этой категории больных. Наряду с этим нередко в стационарах больничных учреждений делаются повторно аналогичные исследования, которые были проведены в поликлинике. В результате неоправданно увеличиваются сроки стационарного лечения.

Серьезные недостатки имеют место в процессе долечивания больных, после выписки их из стационара больницы или санатория (санатория-профилактория) и проведения последующего восстановительного лечения. Иногда эти мероприятия со стороны поликлиник ограничиваются оформлением больничных листков, без активного наблюдения и соответствующего лечения. В результате не закрепляются результаты лечения, достигнутые в стационаре (санатории), и тем самым сокращается ремиссия в течении заболевания, возникает необходимость повторной госпитализации больных.

В ряде поликлиник отсутствует должная преемственность в работе с учреждениями скорой медицинской помощи, что нередко приводит к несвоевременному оказанию надлежащей медицинской помощи больным с рецидивирующими и другими заболеваниями, требующими систематического наблюдения и своевременного проведения всего комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий. Совершенно недопустимым является сокращение некоторыми поликлиниками объема оказания помощи больным на дому (окончание записи в 12-14 часов и прекращение врачами посещения больных на дому в 16-17 часов). В результате некоторые больные, которых должен посетить участковый врач и оказать им необходимую помощь, вынуждены обращаться за медицинской помощью в учреждения скорой медицинской помощи. Это является одной из причин несвоевременного выезда бригад скорой медицинской помощи к больным с острой патологией.

В некоторых поликлиниках нет должной согласованности в работе с санитарно-эпидемиологическими станциями и, прежде всего, в проведении комплексных противоэпидемических и профилактических мероприятий, а также в осуществлении мер по санитарно-гигиеническому воспитанию населения.

В некоторых поликлиниках не используются в полном объеме современные методы инструментального, аппаратного и лабораторного обследования больных, новые, эффективные методы и средства лечения. Вместе с тем, опытом работы передовых коллективов амбулаторно-поликлинических учреждений убедительно доказано, что многие категории больных можно полноценно обследовать и успешно лечить в условиях поликлиники.

Серьезные недостатки в ряде амбулаторно-поликлинических учреждений имеются в постановке и уровне проведения диспансеризации населения. Нередко диспансеризация больных и здоровых проводится формально и поверхностно. В ряде поликлиник не берутся на диспансерный учет и динамическое наблюдение лица с повышенным риском заболевания и рабочие ведущих отраслей промышленности. В то же время нагрузка по диспансерному наблюдению на одного врача-специалиста в некоторых поликлиниках не превышает 40-60 человек. Не всегда лицам, взятым на диспансерный учет, проводятся своевременно и в полном объеме необходимые исследования и лечебно-оздоровительные мероприятия. Еще недостаточно используются для проведения диспансеризации субботние дни недели.

В ряде поликлиник ограничен объем хирургической помощи и наблюдается малая хирургическая активность, что, в основном, обусловлено невысокой квалификацией некоторых врачей-хирургов и отсутствием должного руководства и контроля за их работой.

Медленно внедряются в практику передовые, прогрессивные и эффективные формы и методы работы поликлиник или их отдельных структурных подразделений. Вместе с тем многие из них для своего внедрения не требуют особых, а некоторые вообще каких-либо материальных затрат.

Для повышения уровня лечебно-диагностического процесса в поликлиниках органы здравоохранения медленно организуют централизованные биохимические, серологические и цитологические лаборатории, эндоскопические отделения, а также консультативно-диагностические поликлиники. Работники некоторых медицинских вузов и научно-исследовательских институтов еще недостаточно уделяют внимание работе поликлиник и оказанию практической помощи врачам этих учреждений.

Уровень и качество амбулаторно-поликлинической помощи во многом определяется подготовкой и квалификацией врачебных кадров, особенно участковых врачей. Прежде всего от их профессионального уровня и степени подготовки, воспитания и технического оснащения во многом зависит полнота обследования больного, своевременная диагностика и исход заболевания.

Однако некоторые руководители министерств здравоохранения союзных республик и местных органов здравоохранения далеко не все сделали, чтобы по-настоящему поднять авторитет и ответственность участкового врача поликлиники, качество и культуру его работы.

Медленно выполняется важнейшая задача, поставленная перед органами здравоохранения постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 870, о разукрупнении врачебных участков. В ряде республик и областей численность населения на одного участкового врача-терапевта составляет три и более тысячи взрослого населения.

Органы здравоохранения в ряде случаев неправильно решают вопрос развития специализированной помощи. Проверка, проведенная более чем в 30 городах, показала, что нередко специализированные кабинеты и отделения организуются без учета потребности в данном виде медицинской помощи и имеющихся кадровых возможностей.

В некоторых поликлиниках имеет место неправильная и нечеткая работа регистратур, отсутствие предварительной записи больных на прием к врачу, медленно внедряется метод самозаписи больных; не используются другие прогрессивные методы работы регистратур. В ряде поликлиник не установлен надлежащий режим работы, графики работы врачей не в полной мере соответствуют графикам работы предприятий, размещенных на территории деятельности поликлиники. Медленно решаются вопросы совершенствования организации труда врачей и других медицинских работников.

В ряде поликлиник еще не изжиты факты невнимательного отношения к больным.

Руководители некоторых амбулаторно-поликлинических учреждений не уделяют должного внимания санитарно-просветительной работе и гигиеническому воспитанию населения, мало используют разнообразные формы группового и индивидуального санитарного просвещения, беседы врача с больным, особенно при посещении больных на дому, и среди лиц, состоящих на диспансерном учете. Недостаточно широко пропагандируется среди населения здоровый образ жизни.

Важнейшей задачей является дальнейшее развитие и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению. За годы Х пятилетки число амбулаторий в сельской местности увеличилось на 1382. В этот период организовано 1886 приписных терапевтических и 1274 педиатрических врачебных участков. Значительно расширена амбулаторная врачебная помощь сельскому населению в поликлиниках центральных районных больниц и консультативная помощь в межрайонных специализированных отделениях.

Продолжают расширяться передвижные виды амбулаторной врачебной помощи (амбулатории, стоматологические кабинеты и др.), а также увеличивается число выездов врачей-специалистов центральных районных больниц в сельские участковые больницы и амбулатории.

Улучшилось оснащение сельских амбулаторно-поликлинических учреждений медицинской техникой и санитарным автотранспортом. Повысилась укомплектованность сельских участковых больниц и амбулаторий врачебными и средними медицинскими кадрами.

В результате проведенных мероприятий число посещений сельских жителей к врачам увеличилось с 4,3 в 1975 году до 5,3 в 1980 году.

Однако объем врачебной амбулаторно-поликлинической помощи увеличивается медленными темпами, особенно в Казахской, Туркменской, Таджикской союзных республиках, ряде областей РСФСР.

План строительства сельских амбулаторно-поликлинических учреждении в Азербайджанской, Киргизской, Таджикской союзных республиках за Х пятилетку не выполнен.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»