Действующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 17 июня 1999 года N ГКПИ99-408


[О признании незаконным (недействительным) абзаца 3 пункта 20 Инструкции о порядке оказания материальной помощи, выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и премии военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 1998 года N 61]



Верховный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С., при секретаре Емельяновой М.А., с участием прокурора Федотовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Багаутдинова Альберта Тимерхановича о признании незаконным (недействительным) абзаца 3 пункта 20 Инструкции о порядке оказания материальной помощи, выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и премии военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 1998 года N 61, установил:

Багаутдинов А.Т. обратился в Верховный Суд России с заявлением о признании незаконным (недействительным) абзаца 3 пункта 20 Инструкции о порядке оказания материальной помощи, выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и премии военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 1998 года N 61.

Согласно абзацу 3 пункта 20 данной Инструкции выплата премии не производится: военнослужащим, увольняемым с военной службы за невыполнение условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, в связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы и в связи с лишением воинского звания.

Как указывает заявитель, 6 марта 1998 года принят и с 1 января 1998 года введен в действие Федеральный закон "О статусе военнослужащих". В соответствии с ч.1 ст.13 данного Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством РФ, но не менее трех окладов денежного содержания.

Таким образом, законодателем определено, что премия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, может быть выплачена в случае добросовестного исполнения военнослужащим обязанностей военной службы. Кроме того, дан исчерпывающий перечень оснований, по которым выплата единовременных денежных выплат и премий не производится:

а) в случае недобросовестного исполнения обязанностей военной службы;

б) военнослужащим, проходящим военную службу в воинских частях, для которых установлена система премирования за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности;

в) военнослужащим, направленным за пределы РФ (за границу) для оказания технической помощи и выполнение иных обязанностей военной службы.

В нарушение Закона Министерство обороны РФ установило, что выплата премии не производится: военнослужащим, увольняемым с военной службы за невыполнение условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего.

Между тем, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ не предусматривает увольнение с военной службы за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего.

Кроме того, выплата премии не производится военнослужащим, увольняемым с военной службы в связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы и в связи с лишением воинского звания.

Таким образом, Министерство подвергло норму недопустимому расширительному толкованию, хотя федеральные министерства, ведомства, устанавливая порядок и условия реализации прав и льгот субъектов правоотношений, правом расширительного толкования, правом ограничительного толкования и вообще толкования закона не наделены.

По мнению заявителя, оспариваемый приказ издан в целях неоправданной и незаконной экономии денежных средств государства, а не в целях социальной защиты военнослужащих. Военнослужащий может быть представлен к досрочному увольнению за невыполнение условий контракта, в то же время состоять в штате воинской части и добросовестно исполнять обязанности военной службы до момента исключения его из списков личного состава воинской части и увольнения из Вооруженных Сил РФ. Такой военнослужащий не может быть ни в какой мере ущемлен в своих правах.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" денежное довольствие военнослужащих состоит: из оклада денежного содержания, дополнительных выплат, что является обязательным при удовлетворении военнослужащего денежным довольствием.

Представитель заинтересованного лица Министерства обороны РФ Хохлов А.С. возражал против удовлетворения заявления Багаутдинова А.Т., т.к. абзац 3 п.20 Инструкции о порядке оказания материальной помощи, выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и премии военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации соответствует действующему законодательству и данный нормативный акт принят Министерством обороны РФ в пределах его компетенции и прошел государственную регистрацию.

Выслушав объяснения заявителя Багаутдинова А.Т., представителя Министерства обороны РФ Хохлова А.С., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что жалоба подлежит удовлетворению частично, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление Багаутдинова А.Т. подлежит удовлетворению частично.

Как установлено в судебном заседании, Министр обороны РФ 4 февраля 1998 года издал приказ N 61 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации".

Инструкция о порядке оказания материальной помощи, выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и премии военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации является приложением N 1 к настоящему приказу.

Данный нормативный акт зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 19 марта 1998 года, регистрационный N 1490.

Закон Российской Федерации от 22 января 1993 года "О статусе военнослужащих" в статье 12 устанавливал, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации.

Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны РФ.

Данные положения сохранены в действующем Федеральном законе "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года.

Согласно ст.12 ФЗ "О статусе военнослужащих" денежное довольствие военнослужащих состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат.

В соответствии со ст. 13 названного Закона дополнительные выплаты (единовременное денежное вознаграждение, премия, материальная помощь) производятся военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы.

Абзац 3 пункта 20 Инструкции предусматривает, что выплата премии не производится:

военнослужащим, увольняемым с военной службы за невыполнение условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, в связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы и в связи с лишением воинского звания.

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" в статье 51 установил основания увольнения военнослужащих с военной службы, в частности, в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы; в связи с лишением его воинского звания, в связи с невыполнением условий контракта.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 14 апреля 1993 года, предусматривает в качестве дисциплинарного взыскания - досрочное увольнение в запас с военной службы в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за невыполнение им условий контракта.

Учитывая, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, данное увольнение является дисциплинарным взысканием, поэтому положения абзаца 3 пункта 20 Инструкции, предусматривающие лишения военнослужащего премии в случае увольнения с военной службы за невыполнение условий контракта, соответствуют действующему законодательству. Доводы заявителя о том, что Министерство подвергло закон расширительному толкованию, являются несостоятельными.

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" основаниями для увольнения с военной службы предусматривает:

лишение военнослужащего воинского звания;

вступление в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы.

Указанные обстоятельства препятствуют дальнейшему прохождению военной службы по вине военнослужащего, что исключает возможность выплаты ему премии.

В абзаце 3 пункта 20 Инструкции предусмотрено также, что выплата премии не производится военнослужащим, увольняемым с военной службы за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего.

Как пояснил в суде представитель Минобороны РФ Хохлов А.С., приказ Министра обороны РФ от 4 февраля 1998 года N 61 издан тогда, когда действовал Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 года, который в ст. 49 предусматривал досрочное увольнение гражданина с военной службы за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего.

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года не содержит такого основания для увольнения военнослужащего. Данный Закон вступил в силу 2 апреля 1998 года.

При таких обстоятельствах суд считает, что доводы заявителя о несоответствии абзаца 3 пункта 20 Инструкции в части невыплаты премии военнослужащим, увольняемым с военной службы за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, являются обоснованными.

Данное положение не соответствует Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 58-ФЗ и нарушает права военнослужащих на получение премии.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 192, 197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Багаутдинова Альберта Тимерхановича о признании незаконным (недействительным) абзаца 3 пункта 20 Инструкции о порядке оказания материальной помощи, выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и премии военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 1998 года N 61, удовлетворить частично: признать незаконным (недействительным) содержащиеся в абзаце 3 пункта 20 данной Инструкции указание о том, что выплата премии не производится военнослужащим, увольняемым с военной службы "за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего".

В остальной части заявление оставить без удовлетворения.

Багаутдинова А.Т. освободить от уплаты госпошлины за подачу заявления в суд.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С. Романенков



Текст документа сверен по:

официальная рассылка