Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 октября 1999 года


В случае противоречия между федеральным законом и иным актом,
изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон

(Извлечение)



Ажахов обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с жалобой о назначении выборов главы администрации г.Нальчика. По его мнению, действующий в Республике порядок назначения главы администрации г.Нальчика Президентом Кабардино-Балкарской Федерации, федеральному законодательству и нарушает его права избирателя.

Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики жалобу Ажахова оставил без удовлетворения.

В кассационной жалобе заявитель просил об отмене решения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 11 октября 1999 года решение суда отменила, а дело направила на новое рассмотрение, указав следующее.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сослался на то, что порядок назначения глав администраций муниципальных образований Президентом Кабардино-Балкарской Республики установлен Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, а также соответствующими законами Республики, регулирующими вопросы местного самоуправления. Главой администрации соответствующего муниципального образования назначается лишь избранный председатель Совета представительного органа местного самоуправления. Поэтому избирательные права заявителя не нарушались.

Однако с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.

В силу п."н" ч.1 ст.72 и ст.76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов местного самоуправления. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Вопросы, связанные с организацией местного самоуправления в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно п.3 ст.7 упомянутого Закона законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и данному Федеральному закону, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

В силу ст.ст.14, 16 этого Закона наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным; глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава, в установленном законом порядке.

Как следует из материалов дела, в Кабардино-Балкарской Республике предусмотрен иной порядок наделения полномочиями глав муниципальных образований, в соответствии с ним избирается представительный орган местного самоуправления, из числа избранных депутатов избирается председатель Совета, назначаемый Указом Президента Республики также и главой местной администрации (ст.81 Конституции Кабардино-Балкарской Республики и ст.17 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике").

Таким образом, заявитель обоснованно ссылается на нарушение его права избирать главу администрации г.Нальчика, который наделяется полномочиями не в соответствии с указанным порядком, а Указом Президента Республики. В силу Конституции Кабардино-Балкарской Республики главы местной администрации освобождаются от должности также Президентом Республики. Установив при рассмотрении данного дела, что положения Конституции и других законов Республики противоречат федеральным законам, суд с учетом ст.120 Конституции Российской Федерации должен был принять решение в соответствии с федеральными законами.

Нельзя согласиться также с выводом суда о том, что требования заявителя о назначении выборов главы администрации г.Нальчика несостоятельны.

Согласно п.6 ст.3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (в ред. Федерального закона от 22 июня 1998 года) суд назначает дату выборов, в том числе выборных должностных лиц местного самоуправления, в случаях, если полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными в порядке, противоречащем законодательству, а также когда в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Поскольку выводы суда о необоснованности указанных требований противоречат положениям Закона, они не могут быть признаны законными и обоснованными.

В связи с тем, что суд неправильно применил нормы материального права, решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.


Текст документа сверен по:
"Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации",
N 5, 2000 год