Действующий

     

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 31 мая 2000 года N 52


Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров,
 связанных с применением законодательства о валютном
регулировании и валютном контроле


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, и в соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях.


Председатель Высшего
     Арбитражного Суда
     Российской Федерации
     В.Ф.Яковлев



ОБЗОР
 практики рассмотрения арбитражными судами споров,
 связанных с применением законодательства о валютном
регулировании и валютном контроле

     

I. Общие вопросы

1. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю обладает правами органа валютного контроля

В практике арбитражных судов возник вопрос о правомочиях Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю* осуществлять функции органа валютного контроля.

________________

* Далее - ВЭК России. Согласно пунктам 1, 2 Указа Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба по валютному и экспортному контролю упразднена с передачей функций Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.

Предъявляя иски о признании недействительными решений ВЭК России, организации ссылаются на отсутствие у этого органа полномочий на проведение проверок соблюдения валютного законодательства и применение ответственности за его нарушения, так как Законом Российской Федерации от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"* ВЭК России не назван в числе органов валютного контроля.

________________

* Далее - Закон о валютном регулировании.

Необходимо иметь в виду, что в силу пункта 2 статьи 11 Закона о валютном регулировании валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации*.

________________

* В соответствии со статьей 198 Таможенного кодекса Российской Федерации органом валютного контроля является Государственный таможенный комитет Российской Федерации (далее - ГТК Российской Федерации). На основании пункта 14 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" (в редакции Федерального Закона от 08.06.99 N 151-ФЗ) статус органа валютного контроля предоставлен Министерству по налогам и сборам Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30.09.92 N 1148 "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти" (с последующими изменениями и дополнениями; действует в редакции Указа от 12.04.99 N 456) Правительство Российской Федерации постановлением от 16.06.93 N 560 (действует в редакции постановления от 07.07.98 N 725) установило, что Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного и экспортного контроля и наделенным соответствующей компетенцией.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю*, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.93 N 1157 (действует в редакции постановлений от 03.06.95 N 556, от 11.12.97 N 1548), ВЭК России образован для реализации функции Правительства Российской Федерации по валютному и экспортному контролю. На основании пункта 3 Положения о нем ВЭК России состоит из центрального аппарата и территориальных органов.

________________

* Далее - Положение о ВЭК России.

Следовательно, указанные подразделения ВЭК России наделены в установленном порядке соответствующими полномочиями в сфере валютного регулирования и обладают правами органов валютного контроля.

Задачей ВЭК России является проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Эта служба обеспечивает контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации органами исполнительной власти, банками, хозяйствующими субъектами, гражданами, участвующими в осуществлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

2. При нарушении банками порядка ведения учета валютно-обменных операций ВЭК России вправе применять к этим банкам ответственность, предусмотренную пунктом 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании

Коммерческий банк обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения ВЭК России о взыскании штрафа за нарушение порядка учета валютно-обменных операций, установленного пунктом 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании.

Решением, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, арбитражный суд в удовлетворении заявленного требования отказал.

Указанные судебные акты отменены в кассационном порядке, решение ВЭК России признано недействительным, так как оспариваемый акт принят ответчиком с превышением полномочий. В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании и пунктом 11.1 инструкции Центрального банка Российской Федерации* от 25.01.94 N 21 "О порядке организации работы пунктов обмена иностранной валюты на территории Российской Федерации"** право на взыскание штрафа за нарушение правил ведения и учета валютно-обменных операций имеют главные территориальные управления Банка России в установленном им порядке.

________________

* Далее - Банк России.

** Аналогичные правила предусмотрены пунктом 13.5 Инструкции Банка России от 27.02.95 N 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками" (действует в настоящее время в редакции Указания Банка России от 28.09.99 N 649-У).

Постановление кассационной инстанции было отменено Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как не соответствующее действующему законодательству.

Статьей 14 Закона о валютном регулировании предусмотрен штраф за нарушение учета валютных операций в пределах суммы, которая не была надлежащим образом учтена (пункт 2), и определено, что взыскание штрафа производится органами валютного контроля (пункт 4).

На основании пункта 2 статьи 11 Закона о валютном регулировании органами валютного контроля являются Правительство Российской Федерации и Банк России.

Согласно пункту 1 Положения о ВЭК России функции Правительства Российской Федерации по валютному и экспортному контролю возложены на органы ВЭК России.

В силу пункта 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании порядок привлечения к ответственности за нарушение порядка ведения учета валютных операций устанавливается Банком России в соответствии с законами Российской Федерации.

Следовательно, наделение Банка России полномочиями по определению порядка привлечения к ответственности за указанное нарушение не означает предоставления ему права ограничивать установленную законодательством компетенцию иных органов, осуществляющих функции валютного контроля.

В связи с изложенным суд не должен был при рассмотрении спора толковать пункт 11.1 Инструкции Банка России от 25.01.94 N 21 как допускающий возможность наложения штрафа только главными территориальными управлениями Банка России.

3. Органы ВЭК России вправе налагать штраф за незачисление валютной выручки, предусмотренный пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин"

Организация-резидент обратилась в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения органа ВЭК России о взыскании штрафа, предусмотренного пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 (действует в редакции Указов от 24.12.93 N 2283, 15.03.99 N 334) за незачисление валютной выручки на счет в уполномоченном банке. Истец указывал, что данный акт наделяет соответствующими полномочиями Государственную налоговую службу Российской Федерации и Инспекцию валютного контроля. ВЭК России и ее органы правопреемниками названной инспекции не являются.

Арбитражный суд в удовлетворении заявленного требования отказал по следующим основаниям.

В соответствии с Положением о ВЭК России он является федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции Правительства Российской Федерации по валютному и экспортному контролю.

Инспекция валютного контроля при Правительстве Российской Федерации, о которой говорится в Указе Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629, была упразднена Указом Президента Российской Федерации от 30.09.92 N 1148, а вместо нее образован ВЭК России. Упразднение названной инспекции означает исключение наименования "Инспекция валютного контроля при Правительстве Российской Федерации" из структуры федеральных органов исполнительной власти, но не прекращение функций валютного контроля в Российской Федерации.

Использованное в Указе Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 название "Инспекция валютного контроля" необходимо понимать как обозначение органа, уполномоченного осуществлять валютный контроль от имени Правительства Российской Федерации. В настоящее время эти функции возложены на органы ВЭК России.

В соответствии с Положением о нем ВЭК России контролирует полноту поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям и привлекает юридических и физических лиц в установленном порядке к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, регулирующих внешнеэкономические операции.

Из изложенного следует, что органы ВЭК России вправе применять санкции, предусмотренные пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629.

4. Государственная налоговая инспекция вправе привлекать к ответственности резидента за незачисление валютной выручки на счет в уполномоченном банке.

Государственная налоговая инспекция проверила соблюдение валютного законодательства организацией-резидентом и установила, что она получила валютную выручку за поставку товара на экспорт, однако не зачислила ее на счет в уполномоченном банке. На основании пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" налоговая инспекция применила к резиденту ответственность в виде взыскания в доход федерального бюджета штрафа в сумме незачисленной валютной выручки.

Резидент обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения налоговой инспекции.

Арбитражный суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование по следующим основаниям. Проверка соблюдения резидентом валютного законодательства производилась в тот период, когда ни Закон о валютном регулировании, ни иные законодательные акты не относили государственную налоговую инспекцию к органам валютного контроля. Следовательно, налоговая инспекция не могла применять ответственность за нарушение валютного законодательства.

Апелляционная инстанция решение отменила как принятое с нарушением законодательства, исходя из следующего.

Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 установлено, что валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках, если иное не разрешено Банком России*. За нарушение этого порядка предусмотрена ответственность юридических лиц в виде штрафа, налагаемого Государственной налоговой службой Российской Федерации**.

________________

* Согласно пункту 2 Указа в редакции от 15.03.99 N 334 под валютной выручкой понимают все средства в иностранной валюте, причитающиеся резиденту по заключенным им или от его имени сделкам, предусматривающим экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

** В настоящее время Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.12.98 N 1635).

Указ не связывал эти полномочия налоговой службы с наделением ее статусом органа валютного контроля.

С принятием Закона о валютном регулировании пункт 8 Указа об ответственности за незачисление валютной выручки и уполномоченных ее применять органах не утратил силу. Следовательно, отсутствие у Государственной налоговой службы Российской Федерации статуса органа валютного контроля не затрагивало ее полномочий по наложению штрафа, предусмотренного пунктом 8 Указа.

        5. При рассмотрении требования о признании недействительным решения о наложении санкций за нарушение валютного законодательства в виде взыскания денежных средств суд при заявлении соответствующего ходатайства запрещает взыскание

Резидент оспорил в арбитражном суде решение органа валютного контроля о применении санкций за нарушение валютного законодательства и ходатайствовал о принятии мер по обеспечению иска в виде запрета ответчику налагать такое взыскание.

Суд в удовлетворении ходатайства отказал, сославшись на отсутствие оснований, при которых статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации* допускает принятие мер по обеспечению иска. Суд также указал, что взыскание денежных средств в доход государства не препятствует исполнению будущего судебного акта о признании недействительным решения административного органа, по которому состоялось такое взыскание.

________________

* Далее — АПК Российской Федерации.

При этом суд не принял во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Обжалование в судебном порядке акта органа валютного контроля свидетельствует о несогласии лица, в отношении которого вынесен данный акт, с применением имущественных санкций.

Как неоднократно отмечал в своих постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации, бесспорный порядок применения контролирующим органом санкций к юридическому лицу при его несогласии является превышением конституционно допустимого (статья 55, часть 3; статья 57) ограничения права, закрепленного в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Исходя из сформулированных ранее правовых позиций, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.03.99 № 50-О указал, что взыскание на основании пункта 4 статьи 14 Закона о валютном регулировании сумм штрафов и иных санкций является наказанием за валютное правонарушение, то есть за предусмотренное Законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно или по неосторожности. При наличии валютного правонарушения орган валютного контроля вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Это решение может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящий орган валютного контроля и (или) в суд. В случае такого обжалования взыскание штрафа в бесспорном порядке не может производиться, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе юридического лица.

С учетом изложенного заявленное суду ходатайство о запрете (приостановлении) исполнения решения органа валютного контроля о взыскании имущественных санкций подлежит удовлетворению на основании статей 35 и 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 части 1 статьи 76 АПК Российской Федерации.

6. Применение органом валютного контроля санкций за нарушение валютного законодательства без обращения к судебной процедуре взыскания не является основанием для признания недействительным решения органа валютного контроля о наложении санкций

Резидент обратился в суд с требованием о признании недействительным решения органа валютного контроля о взыскании в доход государства суммы валютной операции, совершенной с нарушением законодательства в рамках гражданско-правовой сделки. При этом заявитель оспаривал факт нарушения, а также полагал, что мера ответственности, установленная пунктом 1 статьи 14 Закона о валютном регулировании, не подлежит применению в бесспорном порядке.