УТВЕРЖДЕНО
                                       Приказом
 Министерства внутренних дел
Российской Федерации
                                       от 6 августа 1993 года N 390



Наставление о деятельности служб и подразделений
 органов внутренних дел по предупреждению преступлений

(с изменениями на 7 июля 1995 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 июля 1995 года N 262.
____________________________________________________________________



Раздел I. Общие положения


В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также положениями международных соглашений о правах человека предупреждение преступлений является одним из приоритетных направлений государственной деятельности в борьбе с преступностью.

1.1. Предупреждение преступлений органами внутренних дел - это вид деятельности служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемый в пределах их компетенции, по предотвращению или пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к устранению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний.

1.2. Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

1.2.1. Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

1.2.2. Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению.

1.2.3. Обеспечение активного привлечения общественности к работе по предупреждению преступлений, информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств.

1.2.4. Установление лиц, подготавливающих преступления либо покушающихся на их совершение; склонение этих лиц к отказу от преступной деятельности, принятие мер к пресечению преступлений.

1.2.5. Выявление лиц, противоправные деяния которых дают основания принимать к ним соответствующие меры предупредительного воздействия.

1.3. К объектам деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений относятся:

1.3.1. Причины и условия, способствующие совершению конкретных преступлений или облегчающие их совершение.

1.3.2. Юридические лица и граждане, в отношении которых органами внутренних дел в соответствии с законодательством принимаются меры по обеспечению соблюдения ими установленных ограничений, правил, нормативов и стандартов.

1.3.3. Лица, подготавливающие преступления либо покушающиеся на совершение преступления.

1.3.4. Лица, в отношении которых органами внутренних дел осуществляется контроль за соблюдением установленных для них в соответствии с законом ограничений.

1.3.5. Лица с устойчивым противоправным поведением, а также лица, привлекаемые к ответственности за совершение преступлений.

1.3.6. Лица, являющиеся потенциальными жертвами преступления вследствие своего поведения либо образа жизни.

1.4. Основными субъектами осуществления органами внутренних дел деятельности по предупреждению преступлений являются подразделения криминальной милиции, милиции общественной безопасности, предварительного следствия, государственного пожарного надзора, учреждения по исполнению наказаний.

1.5. Другие подразделения органов внутренних дел в соответствии со своей компетенцией обеспечивают деятельность основных субъектов по реализации задач предупреждения преступлений.

Раздел II. Основные предупредительные меры,
осуществляемые органами внутренних дел

     

2.1. Меры по устранению и нейтрализации криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений:

2.1.1. Обеспечение личной безопасности граждан, жизнь, здоровье или имущество которых объективно находятся в опасности.

2.1.2. Создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступления на определенной территории (объекте).

2.1.3. Реализация оперативно-розыскной информации о лицах, подготавливающих преступление, с целью принятия необходимых мер для их склонения к отказу от доведения преступления до конца.

2.1.4. Своевременное разобщение выявленных преступных групп, в том числе организованных, и прекращение преступной деятельности входящих в них лиц.

2.1.5. Оперативное реагирование с использованием всех имеющихся сил и средств органа внутренних дел на сообщения граждан, должностных лиц и иную информацию о совершаемых или совершенных преступлениях в целях задержания преступников с поличным и раскрытия преступлений по "горячим следам".

2.1.6. Принятие исчерпывающих мер к розыску и задержанию лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания.

2.1.7. Накопление, систематизация и использование информации о лицах, совершивших преступления или административные правонарушения, с целью обеспечения своевременного принятия к ним предусмотренных законом мер.

2.1.8. Внесение в соответствии с законом в соответствующие государственные органы, общественные объединения, должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

2.1.9. Инициативное оказание услуг по защите и охране имущества всех форм собственности на основе заключения договоров в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами.

2.1.10. Организация технических и инженерных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.

2.2. Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административные меры предупреждения преступлений:

2.2.1. Контроль за поступлением, прохождением материалов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, принятие по ним соответствующих решений.

2.2.2. Применение предусмотренных законодательством мер воздействия к лицам, совершившим административные правонарушения или преступления, не представляющие большой общественной опасности, в целях предупреждения с их стороны тяжких преступлений.

2.2.3. Использование уголовно-процессуальных мер, направленных на предупреждение повторных преступлений со стороны лиц, не взятых под стражу в период предварительного следствия.

2.2.4. Выявление и привлечение к предусмотренной законом ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, совершение административных правонарушений, потребление наркотических, лекарственных и других средств, влекущих одурманивание, доводящих подростков до состояния опьянения.

2.2.5. Своевременное пресечение административных правонарушений на улицах в других общественных местах, жилищах граждан и на объектах транспорта; принятие предусмотренных законом мер к лицам, допустившим эти правонарушения.

2.3. Иные предупредительные меры:

2.3.1. Обеспечение патрулирования силами органов внутренних дел и общественности в местах с наиболее высоким уровнем преступности.

2.3.2. Проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических операций по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, задержанию преступников и других правонарушителей, улучшению криминогенной обстановки на территории обслуживания органа внутренних дел.

2.3.3. Консультирование населения, в том числе граждан, в отношении которых наиболее вероятно совершение преступлений, о мерах защиты от преступных посягательств; распространение памяток и другой печатной продукции; использование в этой работе средств массовой информации.

2.3.4. Привлечение населения, общественности к работе по предупреждению правонарушений и охране общественного порядка в жилых микрорайонах, населенных пунктах, на объектах массового пребывания граждан.

2.3.5. Осуществление взаимодействия с соответствующими государственными органами, министерствами, ведомствами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, благотворительными и иными фондами, религиозными конфессиями, трудовыми коллективами в работе по предупреждению правонарушений.

2.3.6. Осуществление мер по контролю за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений с целью недопущения с их стороны преступлений.

2.3.7. Обеспечение контроля за несовершеннолетними, систематически допускающими правонарушения; оказания им содействия в бытовом и трудовом устройстве.

2.3.8. Инициативное внесение в органы здравоохранения ходатайств о направлении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически совершающих правонарушения либо ущемляющих права и законные интересы других граждан, в наркологические учреждения органов здравоохранения или лечебно-трудовые профилактории.

2.3.9. Постоянное наблюдение за поведением арестованных, осужденных лиц и граждан, содержащихся в ЛТП, с целью предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений в местах их размещения и работы.

Раздел III. Организационно-методическое обеспечение
деятельности органов внутренних дел по
предупреждению преступлений

     

3.1. Реализация перечисленных мер предупреждения преступлений возлагается на службы и подразделения органов внутренних дел в пределах их компетенции. В этих целях в их составе допускается создание специализированных подразделений (групп) или выделяются специальные сотрудники для обеспечения данного вида деятельности. Организация работы по предупреждению преступлений осуществляется начальниками соответствующих служб и подразделений.

3.2. Координация деятельности подразделений, обеспечение взаимодействия с другими ведомствами и организациями по вопросам предупреждения преступлений обеспечиваются руководителями горрайлинорганов внутренних дел. При необходимости за счет средств местных бюджетов и иных источников финансирования в горрайлинорганах могут в установленном порядке создаваться специализированные подразделения по организационно-аналитическому обеспечению профилактической деятельности.

3.3. Руководство и организационно-методическое обеспечение задач по предупреждению преступлений на федеральном уровне возлагаются на главные управления, управления МВД России по направлениям работы; на региональном - на соответствующие управления (отделы) МВД республик, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ. В этих целях за счет имеющейся штатной численности в службах и подразделениях, включая центральный аппарат МВД России, могут создаваться специализированные подразделения по предупреждению преступлений либо эти обязанности возлагаются на специально выделенных сотрудников.

3.4. Комплексный анализ и прогнозирование криминогенной обстановки, подготовка предложений о мерах реагирования при ее осложнении, участие в разработке целевых комплексных и государственных программ, организация криминологических исследований, изучение практики применения законодательных и ведомственных нормативных актов по проблемам предупреждения преступлений обеспечиваются подразделениями Штаба МВД России и службами организации управления МВД республик, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ совместно с соответствующими службами и подразделениями.

Раздел IV. Основные обязанности криминальной милиции
по предупреждению преступлений

     

4.1. Подразделения уголовного розыска:

4.1.1. При осуществлении оперативно-розыскных мероприятий с использованием предусмотренных законодательными и ведомственными нормативными актами мер выявляют причины и условия совершения преступлений.

4.1.2. Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, замышляющих и подготавливающих совершение преступлений. Принимают меры оперативно-розыскного характера по склонению этих лиц к отказу от совершения преступления или явке с повинной.

4.1.3. При обнаружении признаков подготовки преступления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными актами осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по документированию этих противоправных действий для последующего реагирования.

4.1.4. Совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел принимают меры к устранению условий, способствующих подготовке конкретного преступления, обеспечивают безопасность лица либо имущества, на которое возможно преступное посягательство, принимают другие предупредительные меры, исключающие возможность совершения данного преступления.

4.1.5. Информируют участковых инспекторов милиции и подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних о выявленных подростках с устойчивым противоправным поведением для принятия к ним предусмотренных законом мер воздействия.

4.1.6. Ведут оперативно-розыскную работу по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетних. Обеспечивают повышение уровня оперативной осведомленности о несовершеннолетних правонарушителях и осуществление на этой основе целенаправленных мероприятий по выявлению и разобщению преступных групп подростков.

4.1.7. Выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, потребление наркотиков, лекарственных и других одурманивающих средств, совершающих развратные действия в отношении детей и подростков, принимают по данным фактам меры в соответствии с действующим законодательством.

4.2. Подразделения по экономическим преступлениям:

4.2.1. Проводят регулярный анализ развития криминогенных процессов в ведущих хозяйственных сферах (кредитно-финансовая, внешнеэкономическая, конверсия военно-промышленного комплекса, аграрное производство и др.), на основе которого вырабатывают меры упреждающего характера по их нейтрализации.

4.2.2. С использованием гласных и негласных методов работы выявляют причины и условия, способствующие совершению экономических преступлений, предварительное следствие по которым обязательно. Обеспечивают своевременное информирование органов государственной власти и управления, хозяйственных руководителей о необходимости устранения данных обстоятельств.

4.2.3. Укрепляют и развивают постоянные рабочие контакты с другими подразделениями органов внутренних дел, органами государственной безопасности, по валютному и экспортному контролю, по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, таможенными и другими. Осуществляют с ними совместное планирование и проведение целевых комплексных операций, направленных на предупреждение и пресечение преступлений в сфере экономики.

4.2.4. Обеспечивают постоянное взаимодействие со средствами массовой информации по формированию общественного мнения в сфере защиты экономики от преступных посягательств.

4.3. Подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков:

4.3.1. Разрабатывают и осуществляют совместно с другими подразделениями органов внутренних дел, соответствующими министерствами, ведомствами, организациями и учреждениями комплексные меры по предупреждению незаконного оборота наркотиков.

4.3.2. Выявляют специфические причины и условия, способствующие незаконному распространению наркотиков, разрабатывают и реализуют меры по их нейтрализации и устранению.

4.3.3. Организуют и проводят комплексные оперативно-профилактические мероприятия, направленные на перекрытие каналов и источников незаконного распространения наркотиков.

4.3.4. Осуществляют оперативно-розыскные меры по контролю за производством, хранением и распределением лекарственных наркотикосодержащих препаратов, а также прекурсоров, иных химических веществ и оборудования, применяемых для изготовления наркотиков.

4.3.5. Выявляют лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, принимают к ним предусмотренные законом меры с целью побуждения к отказу от потребления указанных средств и совершения правонарушений на этой почве.

4.3.6. Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в отношении лиц с устойчивым противоправным поведением, допускающих нарушения антинаркотического законодательства.

4.3.7. Проводят совместно с другими подразделениями органов внутренних дел оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и изобличению содержателей притонов для потребителей наркотиков, а также других лиц, склоняющих граждан к потреблению наркотических средств.

Раздел V. Основные обязанности служб милиции общественной
 безопасности по предупреждению преступлений

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»