УТВЕРЖДЕНО:
Заместитель
министра труда
и социального развития
Российской Федерации
И.Осадчих
19.04.2000 N 2726-АО

Первый заместитель
министра
здравоохранения
Российской Федерации
А.Вялков
18.04 2000 N 2510/424523

Заместитель
председателя
Фонда социального
развития
Российской Федерации
В.Линник
18.04.2000 N 02-08/10-943Л

ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
взаимодействия субъектов и участников системы обязательного социального страхования
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по вопросам
медико-социальной экспертизы, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации
застрахованного и оплаты дополнительных расходов на ее проведение

     

     

1. Общие положения

1.1. Настоящий Временный порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и устанавливает общие принципы взаимодействия субъектов и участников в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по вопросам медико-социальной экспертизы, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованного, виды и условия оплаты дополнительных расходов на ее проведение (далее - Временный порядок).

1.2. Действие Временного порядка распространяется на лиц, работающих на основании трудового договора (контракта), договора гражданско-правового характера, если указанным договором предусмотрена уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на лиц, имеющих право по законодательству СССР или Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, и не утративших этого права на момент вступления в силу вышеуказанного Федерального закона.

1.3. В случаях, когда застрахованный, пострадавший в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (далее - пострадавший), имеет право на бесплатное или льготное получение одних и тех же видов помощи, обеспечения или ухода в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, ему предоставляется право выбора соответствующего вида помощи, обеспечения или ухода по одному основанию.

1.4. Оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавшего производится за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если он по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (далее - учреждение МСЭ) признан нуждающимся в данных видах помощи, обеспечения и ухода.

1.5. Исполнительный орган Фонда в течение десятидневного срока со дня поступления заявления пострадавшего (его доверенного лица) и документов, необходимых для назначения обеспечения по страхованию и предусмотренных законодательством, принимает решение об оплате дополнительных расходов на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

1.6. Расходы по проезду, проживанию пострадавшего, направленного в установленном порядке по заключению учреждения МСЭ за пределы постоянного места жительства для получения отдельных видов помощи и обеспечения, в том числе для лечения (включая санаторно-курортное), протезирования, получения автотранспортного средства и других, оплачиваются (возмещаются) ему исполнительным органом Фонда по нормам возмещения командировочных расходов, установленных для командировок на территории Российской Федерации. На этих же условиях оплачиваются (возмещаются) расходы сопровождающего лица, если пострадавший нуждается в его услугах по заключению учреждения МСЭ.

Расходы по проезду возмещаются при следовании междугородным транспортом: железнодорожным - по тарифу жесткого вагона с четырехместными купе (за исключением фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности), водным - третьей категории; автомобильным общего пользования; воздушным (при отсутствии наземных видов транспорта) - экономического класса, включая страховые платежи по обязательному страхованию пассажиров на транспорте, оплату услуг по продаже проездных документов, за пользование в поезде постельными принадлежностями и при условии предъявления проездных и других подтверждающих документов.

1.7. Конкретные виды, объемы и сроки проведения медицинской, социальной и профессиональной реабилитации указываются учреждением МСЭ в индивидуальной программе реабилитации пострадавшего (далее - ИПР пострадавшего)*.

________________

* Для составления ИПР пострадавшего временно используется форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, утвержденная постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.12.96 N 14 "Об утверждении примерного положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида". При этом пострадавшему на руки выдаются только программы (карты) медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

1.8. При наличии письменного отказа пострадавшего (его законного представителя) от выполнения мер, предусмотренных ИПР пострадавшего, оплата этих видов помощи, обеспечения и ухода не производится.

1.9. В случае самостоятельного приобретения (реализации) пострадавшим видов помощи, обеспечения и ухода, которые должны быть оплачены за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ему может быть выплачена денежная компенсация в размере и на условиях, определяемых настоящим Временным порядком.

1.10. Все денежные компенсации пересылаются пострадавшему (его доверенному лицу) исполнительным органом Фонда почтовым переводом либо перечисляются на лицевой счет и кредитной организации, указанный в его заявлении.

1.11. Контроль за организацией, качеством, объемами и сроками проведения медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавшего осуществляют в пределах своей компетенции органы социальной защиты населения, органы управления здравоохранением, Фонд и его исполнительные органы, другие органы и организации в установленном порядке.

1.12. Фонд и его исполнительные органы не несут ответственности за ликвидацию задолженностей, образовавшихся в результате невыполнения работодателями или страховыми организациями своих обязательств по оплате дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если такие задолженности возникли до вступления в силу Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Обязанность по ликвидации указанных задолженностей сохраняется за работодателями и страховыми организациями в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Порядок осуществления медико-социальной экспертизы
 пострадавшего для определения степени утраты профессиональной
 трудоспособности (в процентах), нуждаемости его в медицинской,
 социальной и профессиональной реабилитации

     

2.1. При осуществлении медико-социальной экспертизы и определении степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах), нуждаемости пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации учреждения МСЭ руководствуются Положением о порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.94 N 392, в части, не противоречащей вышеуказанному Федеральному закону.

2.2. Представитель исполнительного органа Фонда имеет право принимать участие в освидетельствовании (переосвидетельствовании) пострадавшего, определении его нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации (Разъяснение Минтруда России и Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.02.2000 N 781-АО/0208/10-326П).

2.3. Порядок организации освидетельствования пострадавшего определяется органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации совместно с исполнительным органом Фонда.

2.4. При повторных несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, возникших после вступления в силу указанного Федерального закона, степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) определяется учреждением МСЭ по совокупности их последствий на момент освидетельствования, если они получены в период работы у одного страхователя, и раздельно по каждому из последствий несчастных случаев и профессиональных заболеваний, имевших место во время работы у разных страхователей, с учетом способности к профессиональной деятельности и в сумме не может превышать 100 процентов.

2.5. Медицинская организация в порядке, определенном приказом Минздравмедпрома России от 19.10.94 N 206 и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.94 N 21 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан", направляет пострадавшего на медико-социальную экспертизу после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием (форма направления на медико-социальную экспертизу утверждена приказом Минздрава России от 14.05.97 N 141 "О введении учетной формы "Направление на медико-социальную экспертизу", порядок ее заполнения определен инструкцией Минздрава России от 15.12.99 N 06-23/6-20).

2.6. Справка о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) выдается освидетельствованному на руки; выписка из акта освидетельствования о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности, нуждаемости его в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации высылается лицу, направившему пострадавшего на медико-социальную экспертизу (страхователю; страховщику) либо выдается на руки пострадавшему, если освидетельствование в учреждении МСЭ было проведено по его инициативе.

ИПР пострадавшего разрабатывается в течение месячного срока со дня принятия экспертного решения и выдается пострадавшему на руки под расписку или высылается в трехдневный срок лицу, направившему пострадавшего на медико-социальную экспертизу (страхователю; страховщику).

2.7. Учреждение МСЭ определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, в том числе:

дополнительной медицинской помощи, сверх предусмотренных территориальными программами государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью;

дополнительном питании при наличии медицинских показаний;

лекарственных средствах;

постороннем специальном медицинском уходе, если состояние здоровья пострадавшего требует постоянного медицинского наблюдения и специальных медицинских процедур (перечень и объем которых определяются врачами лечебно-профилактических учреждений);

постороннем постоянном уходе, если пострадавший по состоянию здоровья не может полностью осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию или нуждается в постоянном систематическом уходе, помощи или надзоре;

постороннем бытовом уходе в случае, если пострадавший по состоянию здоровья частично ограничен в самообслуживании (уборка жилого помещения, стирка белья, приготовление пищи);

санаторно-курортном лечении по прямым последствиям несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; в случаях, когда пострадавший не может следовать в санаторий самостоятельно, учреждение медико-социальной экспертизы выносит решение о нуждаемости в сопровождающем его лице;

протезировании;

приспособлениях, необходимых для трудовой деятельности и в быту;

транспортных средствах - при наличии у пострадавшего установленных показаний;

обучении или переобучении новой профессии.

2.8. Виды и объемы медицинской помощи, сверх предусмотренной программами государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, нуждаемость в лекарственных средствах, в том числе по согласованию с исполнительным органом Фонда до выявления у пострадавшего признаков стойкой утраты трудоспособности, специальном медицинском уходе, дополнительном питании, санаторно-курортном лечении устанавливаются учреждением МСЭ на основании заключений клинико-экспертных комиссий государственных или муниципальных медицинских организаций.

3. Порядок предоставления и оплаты расходов
 на дополнительную медицинскую помощь

3.1. Необходимая медицинская помощь (в том числе скорая, амбулаторно-поликлиническая и стационарная) пострадавшему в пределах территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью оплачивается за счет средств обязательного медицинского страхования, средств бюджетов субъектов Российской федерации и муниципальных образований. Порядок формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на 2000 год территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью определен Методическими рекомендациями, утвержденными Минздравом России, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Минфином России от 17.01.2000 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.99 N 1194 "О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью".

3.2. Дополнительная медицинская помощь, сверх территориальных программ государственных гарантий, оказывается пострадавшему за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинских организациях, расположенных на территории Российской Федерации, являющихся юридическими лицами, имеющих лицензии на соответствующий вид медицинской деятельности, свидетельства о государственной аккредитации.

3.3. Порядок организации и способы оплаты дополнительной медицинской помощи пострадавшим определяются Фондом совместно с Минздравом России или его исполнительным органом совместно с органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

3.4. Порядок и условия предоставления дополнительной медицинской помощи определяются Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.96 N 27.

3.5. Расчеты между исполнительным органом фонда и медицинскими организациями производятся путем оплаты их счетов за оказанную пострадавшему дополнительную медицинскую помощь (медицинские услуги).

3.6. Необходимость направления пострадавшего за пределы постоянного места жительства для получения дополнительной медицинской помощи (медицинских услуг) определяется органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

4. Порядок предоставления и оплаты
дополнительного питания пострадавшим

4.1. Оплата (возмещение) расходов пострадавшему на дополнительное питание осуществляется исполнительным органом Фонда ежемесячно в пределах сроков, установленных учреждением МСЭ.

4.2. Суточный продуктовый набор дополнительного питания, рекомендованный пострадавшему врачом-диетологом в качестве дополнения к обычному питанию с учетом характера повреждения здоровья в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, назначается ему по решению клинико-экспертной комиссии медицинской организации.

4.3. Размер суммы по оплате (возмещению) указанных расходов определяется исполнительным органом Фонда на основании суточного продуктового набора дополнительного питания и документов органов местного самоуправления или других уполномоченных органов (государственного управления, государственной статистики) о сложившихся в данной местности ценах на продукты, входящие в указанный набор.

     

5. Порядок предоставления и оплаты
лекарственных средств пострадавшему

5.1. При оказании пострадавшему стационарной медицинской помощи (в рамках территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью) в целях лечения последствий несчастного случая на производстве и профессионального заболевания исполнительный орган Фонда оплачивает расходы медицинских организаций (учреждений, предприятий) на лекарственные средства сверх территориальных перечней (формуляров) лекарственных средств или, в случае их отсутствия, территориальных перечней жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств при наличии решения соответствующей клинико-экспертной комиссии, подтвержденного заключением учреждения МСЭ о нуждаемости в их применении. Размер направляемых на эти цели средств не должен превышать 30 процентов от средней расчетной стоимости одного койко-дня в месяц по соответствующему профилю отделения (коек) в данном больничном учреждении.

5.2. Исполнительный орган Фонда оплачивает (возмещает) дополнительные расходы пострадавшему (его доверенному лицу) на изделия медицинского назначения и лекарственные средства, включенные в территориальные перечни (формуляры) лекарственных средств или, в случае их отсутствия, в территориальные перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, назначенные ему лечащим врачом по решению клинико-экспертной комиссии при амбулаторно-поликлиническом лечении последствий несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Оплате (возмещению) подлежат фактически понесенные пострадавшим расходы, определяемые на основании количества требующихся лекарственных средств и изделий медицинского назначения согласно рецептам и справкам медицинских организаций и счетов (товарных, кассовых чеков) аптечных учреждений об их стоимости.

Иной порядок организации обеспечения лекарственными средствами в пределах территориальных перечней (формуляров) лекарственных средств или, в случае их отсутствия, территориальных перечней жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств при амбулаторно-поликлиническом лечении пострадавшего определяется Фондом.

6. Порядок предоставления и оплаты
постороннего ухода за пострадавшим

6.1. Оплата (возмещение) расходов пострадавшему (его доверенному лицу) на посторонний уход (специальный медицинский, постоянный и бытовой) производится исполнительным органом Фонда ежемесячно в согласованном с ним порядке.

6.2. Оплата (возмещение) расходов на осуществление постороннего специального медицинского ухода производится в размере двух минимальных размеров оплаты труда.

6.3. Оплата (возмещение) расходов на осуществление постороннего постоянного ухода производится в размере 60 процентов от двух минимальных размеров оплаты труда. * 6)

6.4. Оплата (возмещение) расходов на осуществление бытового ухода производится в размере 50 процентов от одного минимального размера оплаты труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»