ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

ПИСЬМО

от 14 октября 1999 года N ЛЧ-3555/12


О разъяснениях по применению Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации

____________________________________________________________________

В дополнение к настоящему письму см. письмо Госстроя России от 5 мая 2000 года N ЛЧ-1938/12.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________


Правительство Российской Федерации постановлением от 12.02.99 N 167 утвердило Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации и установило, что разъяснения о применении указанных Правил дает Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике.

Поэтому Госстроем России подготовлены Разъяснения о применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, которые составлены по соответствующим пунктам Правил, вызывавших наибольшее количество вопросов как у организаций водопроводно-канализационного хозяйства, так и у абонентов централизованных систем водоснабжения. При подготовке Разъяснений использовались также действующие в настоящее время законодательные акты и нормативно-правовые документы.

В связи с изложенным Госстрой России направляет данные Разъяснения для руководства и использования в деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства при решении спорных вопросов о применении соответствующих положений указанных Правил.

Заместитель председателя
Госстроя России
Л.Н.Чернышов

РАЗЪЯСНЕНИЯ
о применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации


Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 утверждены "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила), в связи с чем приказом Госстроя России от 19.02.99 N 36 принято к руководству и исполнению указанное постановление и отменен приказ Минстроя России от 11.08.95 N 17-94.

Приказ Госстроя России от 19.02.99 N 36 зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный N 1735.

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.00.97 N 1009* "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации в установленном порядке согласованы с Минфином России, Минюстом России, Минздравом России, МАП России, МВД России. В них учтены также предложения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

________________

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: "от 13.08.97 N 1009". - Примечание изготовителя базы данных.


Правила приведены в соответствие с законодательными и нормативными актами, принятыми после 1995 года (ч.II Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" и др.).

В Правилах определен вид договора, заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организации ВКХ) на отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, а также его существенные условия.

В соответствии с абзацем II постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 Правительством Российской Федерации Госстрою России делегировано право давать разъяснения о применении упомянутых Правил. В связи с этим Госстроем России подготовлены Разъяснения о применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Разъяснения), которые составлены по соответствующим пунктам Правил, вызывавшим наибольшее количество вопросов как у организаций водопроводно-канализационного хозяйства, так и у абонентов.

В разработке Разъяснений приняли участие: Управление жилищно-коммунального комплекса Госстроя России (Н.Н.Жуков, В.М.Хромов, А.И.Хрупов, Н.П.Каспарова, Н.В.Савина, Н.П.Климова); Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (Ю.И.Нефедов, А.В.Светлополянский, Е.Ф.Вахрушев, Н.Г.Зернова, Е.М.Абросимова).

Раздел I. Общие положения


Пункт 1, абз.2. "Абонент - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией ВКХ в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод".

К абонентам не относятся организации ВКХ различных городов и населенных пунктов, осуществляющих через присоединенную сеть транспортирование питьевой воды (сточных вод). Организации ВКХ этих городов рассматриваются как равноправные стороны, отношения между ними регулируются соглашением между муниципальными образованиями и строятся в соответствии с договором и настоящими Правилами.

Пункт 3. "Настоящие Правила не распространяются на отношения между организациями ВКХ и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1099 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 26, ст. 2795; 1995, N 10, ст. 894; 1997, N 42, ст. 4788)".

Правила не регулируют отношения, связанные с отпуском питьевой воды и приемом сточных вод, с физическими лицами - гражданами, проживающими как в многоэтажном жилом фонде, так и в индивидуальных домовладениях, имеющих присоединенную сеть к централизованным системам коммунального водоснабжения и (или) канализации организации ВКХ.

Взаимоотношения между организациями ВКХ и физическими лицами строятся в соответствии с Порядком, устанавливаемым органами местного самоуправления, в котором могут быть использованы соответствующие позиции настоящих Правил и Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.94 N 1099 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" только в той их части, которая не противоречит действующему законодательству.

В настоящее время Госстроем России перерабатываются Правила предоставления коммунальных услуг. В них будут проработаны основные вопросы взаимоотношений с физическими лицами с использованием требований настоящих Правил.

Раздел II. Договорные отношения между организацией ВКХ и абонентами


Пункт 13. "В договоре указывается предмет договора, которым является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, при этом предусматриваются следующие существенные условия".

Договорные отношения между организацией ВКХ и их абонентами являются важнейшими правовыми обязательствами между участниками. В договоре, кроме существенных условий, перечисленных в Правилах, также могут быть определены и другие, не противоречащие гражданскому законодательству условия (абз.11), включая вопросы участия абонента в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации.

Пункт 14. "К договору прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводно-канализационным сетям и сооружениям на них. Разграничение может быть установлено по колодцу (или камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к коммунальной водопроводной или канализационной сети. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности".

В общих положениях Правил даны определения границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности.

Владелец несет ответственность за надлежащее содержание своих сооружений и сетей в пределах границы балансовой принадлежности.

Организация ВКХ может взять на обслуживание внутриквартальные, внутридомовые сети и сооружения по отдельному договору с собственником жилья или организацией, управомоченной выступать от его имени. Однако юридические лица свободны в заключении подобного договора (ст. 421 ГК РФ).

Эксплуатацию водопроводных или канализационных сетей и сооружений осуществляет организация, в чьей собственности или хозяйственном ведении они находятся независимо от мест их расположения, которые могут проходить по территории других предприятий или организаций.

Эксплуатацию каналов, коллекторов теплосетей и т.п., в которых размещены водопроводные сети организаций ВКХ, осуществляет собственник этих каналов и коллекторов при долевом участии организаций ВКХ по отдельному договору.

Раздел III. Присоединение к системам
коммунального водоснабжения и канализации


Пункт 19. "Для присоединения новых, реконструируемых, перепрофилируемых или расширяемых объектов (далее - присоединяемые объекты) к системам водоснабжения и канализации, а также при выполнении водоохранных мероприятий абонент (заказчик) должен получить:

разрешение органов самоуправления, выдаваемое при наличии заключения организации ВКХ о технической возможности присоединения к системам водоснабжения и канализации;

технические условия на присоединение к системам водоснабжения и канализации, выдаваемые организацией ВКХ, на основании которых абонент (заказчик) разрабатывает проектную документацию в соответствии с нормативно-техническими документами. Абоненту (заказчику) может быть отказано с обоснованием в выдаче разрешения на присоединение к системам водоснабжения и канализации".

В соответствии с письмом Минстроя России от 14.11.96 N БЕ-19-30/12 "Об оплате услуг коммунальных и эксплуатационных служб по объектам жилищного и культурно-бытового назначения" выдача технических условий подлежит оплате и составляет 0,0104%, согласование проекта - 0,0042%, разрешение - 0,0020% от сметной стоимости строительства объекта. Также подлежит оплате и работа по участию в приемочных комиссиях, приравненная по размеру оплаты к выдаче технических условий.

Вышеуказанным письмом местным органам самоуправления рекомендовано разработать тарифы на эти работы.

В соответствии с п.89, абз.7, Правил организация ВКХ имеет право отказать в выдаче технических условий на присоединение к системам водоснабжения и (или) канализации при отсутствии технической возможности.

В этом случае заказчик может принять долевое участие в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации, что должно быть отражено в отдельном договоре.

Для абонентов организации ВКХ долевое участие в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации может быть отражено в договоре на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод в соответствии с п.13, абз.11, Правил.

На основании ст. 32, п.2, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в развитии систем водоснабжения и канализации муниципального образования. С этой целью органы местного самоуправления устанавливают Порядок долевого участия заказчика и абонента в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации.

Организация ВКХ может выдать разрешение на подключение субабонента только с согласия абонента и наличия технической возможности.

Пункт 23. Проект водоснабжения и водоотведения присоединяемых объектов должен соответствовать требованиям выданных технических условий.

Отступления от технических условий, необходимость которых выявлена в процессе проектирования, подлежат дополнительному согласованию с организацией ВКХ.

Содержание проекта на устройства и сооружения для присоединения к системам водоснабжения и (или) канализации должно соответствовать СНиП II-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования и утверждения и о составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений".

Пункт 28. Акт о промывке водопроводных устройств и сооружений для присоединения составляется и подписывается представителями организации ВКХ и заказчика (абонента). Этот акт содержит сведения о количестве питьевой воды, израсходованной на промывку и определяемой только средствами измерений.

Принимая во внимание, что работы по промывке водопроводных устройств и сооружений для присоединения к системе водоснабжения выполняются заказчиком (абонентом), установка средств измерений для определения количества воды, израсходованной на промывку, производится за счет средств заказчика (абонента).

Пункт 29. "Работы по присоединению, промывке и дезинфекции водопроводных вводов и присоединению канализационных выпусков абонента могут выполняться организацией ВКХ по отдельному договору и оплачиваться заказчиком".

Работы по присоединению, наладке, промывке и обеззараживанию устройств для присоединения проводятся, как правило, подрядной организацией, выполняющей эти работы. Затраты включаются в смету на проведение строительно-монтажных и наладочных работ (СНиП 3.04-85 "Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации"). Однако выполнение этих работ может взять на себя организация ВКХ по отдельному договору с заказчиком.

Раздел IV. Учет количества отпущенной (полученной)
питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод


Пункт 37. "Проектирование, монтаж и эксплуатация узлов учета производятся в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, настоящими Правилами и инструкциями изготовителей средств измерений".

Проектирование, строительство и эксплуатация узлов учета, являющихся элементами централизованных систем питьевого водоснабжения и водоотведения, может осуществлять только организация, имеющая соответствующую лицензию, так как на основании Федерального закона от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" этот вид деятельности подлежит лицензированию.

Пункт 56. "В случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенным средствами измерений".

При использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции, пользовании водой из разных источников водоснабжения, включая получение горячей воды от теплоснабжающей организации, наличии нескольких выпусков в систему коммунальной канализации и (или) в иные приемники сточных вод объем фактического сброса сточных вод в систему коммунальной канализации рассчитывается по данным баланса водопотребления и водоотведения абонента. В этом случае абонент обязан в согласованные с организацией ВКХ сроки представить ей необходимые для расчета данные.

Правила допускают временное отсутствие приборов учета сточных вод, которые отечественной промышленностью выпускаются в недостаточном количестве. Поэтому наряду с балансовым методом расчета объем фактического сброса сточных вод можно также определять с помощью натурных замеров, осуществляемых организацией ВКХ или другой организацией, но с обязательным присутствием организации ВКХ. Натурные замеры оплачиваются абонентом по расценкам, утвержденным органами местного самоуправления, и должны быть отражены в договоре между абонентом и организацией ВКХ.

Пункт 57. "В случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/с с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления".

При обнаружении самовольного присоединения (без разрешительной документации либо с нарушением технических условий) к системам коммунального водоснабжения и канализации, которые привели или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и сточных вод, ущербу организации ВКХ и другим абонентам, самовольно присоединенное устройство подлежит отключению в соответствии с п.п.78, 89, абз.6, настоящих Правил. В этом случае количество израсходованной воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации за период с момента обнаружения до отключения от систем коммунального водоснабжения и канализации.

В случае самовольного пользования заказчика, получившего разрешение, но не заключившего договор с организацией ВКХ, или абонента, не продлившего срок договора или нарушившего его условия, заказчик (абонент) может быть отключен от систем водоснабжения и (или) канализации в соответствии с пунктами 78, 82, абз.4. В этом случае расчет количества израсходованной воды по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения ведется за период с момента обнаружения до заключения договора.

Кроме того, на основании статей 15, п.2, 1064, п.1, ГК РФ, а также в соответствии с п.п.78, 89, абз.8, п.94 настоящих Правил лица, виновные в нанесении вреда, ущерба и причиненных организации ВКХ убытков, возмещают ущерб, а также недополученные доходы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»