Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПРИКАЗ

от 29 ноября 2000 года N БГ-3-08/415


Об утверждении Методических рекомендаций
налоговым органам о порядке применения главы 23
"Налог на доходы физических лиц" части второй
Налогового кодекса Российской Федерации

(с изменениями на 5 марта 2001 года)
____________________________________________________________________
Отменен на основании
приказа МНС России от 14 апреля 2004 года N САЭ-3-04/284
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     приказом МНС России от 5 марта 2001 года N БГ-3-08/73.
____________________________________________________________________



В целях реализации положений главы 23 "Налога на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст.3340)

приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2001 года.

Министр
Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И.Букаев


 Приложение
к приказу МНС России
от 29 ноября 2000 года N БГ-3-08/415

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
налоговым органам о порядке применения главы 23
"Налог на доходы физических лиц" части второй
Налогового кодекса Российской Федерации

(с изменениями на 5 марта 2001 года)


Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее именуются - Методические рекомендации) разработаны на основании пункта 2 статьи 4 части первой Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".

Методические рекомендации содержат разъяснения по порядку применения отдельных положений, предусмотренных статьями 207-233 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса, и не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Методические рекомендации предназначены для применения Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальными органами, осуществляющими контроль за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, и изданы в целях единообразного применения налоговыми органами в Российской Федерации положений норм главы 23 части второй Налогового кодекса.

I. Общие положения

1. Налог на доходы физических лиц исчисляется и уплачивается на основании главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса), принятой Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2000 года N 166-ФЗ), введенного в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (пункт в редакции приказа МНС России от 5 марта 2001 года N БГ-3-08/73 - см. предыдущую редакцию).

2. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получающие доходы от источников в Российской Федерации (пункт в редакции приказа МНС России от 5 марта 2001 года N БГ-3-08/73 - см. предыдущую редакцию).

Под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Доказательство принадлежности к гражданству Российской Федерации подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации (удостоверением личности гражданина Российской Федерации), а до их получения - свидетельством о рождении или иным документом, содержащим указание на гражданство лица (статья 10 Закона РФ от 28.11.91 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации").

Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации (статья 11 Закона РФ N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации").

Принадлежность к гражданству иностранного государства подтверждается иностранным паспортом.

Лицом без гражданства признается лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства (статья 11 Закона РФ N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации").

Документы, удостоверяющие принадлежность к гражданству того или иного государства, предъявляются налогоплательщиками налоговому агенту по месту получения дохода, а также налоговым органам, осуществляющим постановку на учет налогоплательщиков, и в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

Наименование документов, удостоверяющих личность налогоплательщика, принимаемых в качестве доказательства принадлежности к гражданству того или иного государства, приведено в приложении к формам NN 1-НДФЛ и 2-НДФЛ, справочник "Виды документов, удостоверяющих личность налогоплательщика", утвержденным приказом МНС России.

3. К физическим лицам - налоговым резидентам Российской Федерации относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6.1 части первой Кодекса течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации.

Календарная дата дня отъезда за пределы территории Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации.

Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.

Для граждан Российской Федерации таким документом является паспорт гражданина Российской Федерации (загранпаспорт гражданина СССР образца до 1997 года), дипломатический паспорт, служебный паспорт или паспорт моряка.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15.08.96 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать на территорию Российской Федерации и могут выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации) по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.

Период временного пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте такого гражданина. Если соответствующие отметки отсутствуют, в качестве доказательства нахождения на территории Российской Федерации могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, состоящие на регистрационном учете по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации, а также иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, либо иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания на территории Российской Федерации и состоящие на 1 января 2001 года в трудовых отношениях с организациями, включая филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, предусматривающих продолжительность работы в Российской Федерации в текущем календарном году свыше 183 дней, считаются налоговыми резидентами Российской Федерации на начало отчетного периода.

Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится:

на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации в текущем календарном году;

на дату отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации;

на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Для освобождения от налогообложения доходов, полученных от источников в Российской Федерации, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщиком, не признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, такой налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Такое подтверждение может быть предоставлено в сроки, установленные пунктом 2 статьи 232 Кодекса.

В случае отсутствия названного подтверждения налогообложение доходов, полученных налогоплательщиком - нерезидентом от российских источников, не подпадающих под действие статьи 217 Кодекса, производится по ставке 30%, установленной пунктом 3 статьи 224 Кодекса.

II. Налоговая база и особенности ее определения
по отдельным видам доходов физических лиц

1. В соответствии со статьей 53 Кодекса налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

2. С учетом положений статей 226, 227 и 228 главы 23 части 2 Кодекса исчисление налоговой базы по налогу на доходы физических лиц производится:

- российскими организациями, индивидуальными предпринимателями и постоянными представительствами иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению у источника выплаты, - по суммам таких доходов;

- коллегиями адвокатов (их учреждениями) с доходов адвокатов (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 5 марта 2001 года N БГ-3-08/73).

_________________________________________________

Абзацы третий-седьмой  предыдущей редакции считаются абзацами четвертым-восьмым настоящей редакции - приказ МНС России от 5 марта 2001 года N БГ-3-08/73.     

_________________________________________________

- физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

- частными нотариусами, частными охранниками и частными детективами, занимающимися в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности;

- физическими лицами, получившими вознаграждения от других физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, - по суммам названных доходов;

- физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации, получающими доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - по суммам таких доходов;

- физическими лицами, получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - по суммам таких доходов.

3. Исчисление налоговой базы налоговыми агентами - российскими организациями и постоянными представительствами иностранных организаций в Российской Федерации производится на основе данных регистров бухгалтерского учета и иных документально подтвержденных данных о доходах, подлежащих налогообложению.

4. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Учет доходов, полученных от них физическими лицами, ведется по форме, установленной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц").

5. Налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе справок о полученных доходах и удержанных суммах налога, выдаваемых налоговыми агентами физическим лицам по их заявлениям по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица", утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, а также иных документально подтвержденных данных о доходах, подлежащих налогообложению.

6. По применению пункта 3 статьи 210 Кодекса можно привести следующий пример:

Пример. Работнице организации, не состоящей в зарегистрированном браке (разведенной, вдове, одинокой матери), имеющей двоих детей в возрасте до 18 лет, ежемесячно начисляется заработная плата в сумме 1500 рублей. При определении размера налоговой базы работница имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором ее доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысит 20000 рублей:

- в размере 400 рублей в соответствии с пп.3 п.1 ст.218 части 2 Кодекса;

- в размере 600 руб. на каждого ребенка, всего на сумму 1200 руб. (600 руб. х 2) на основании пп.4 п.1 ст.218 части 2 Кодекса.

Поскольку доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превышает 20000 руб. (1500 руб. х 12 мес. = 18000 руб.), работница вправе ежемесячно получать стандартные налоговые вычеты в общей сумме 1600 руб. (400 руб. + 1200 руб.). Ежемесячный доход составляет 1500 руб., налоговая база принимается равной нулю, исчисление и удержание налога на доходы не производится. Разница между суммой налоговых вычетов 19200 руб. (1600 руб. х 12 мес.) и суммой доходов, полученных за налогооблагаемый период в размере 18000 руб. (1500 руб. х 12 мес.), в размере 1200 руб. (19200 руб. - 18000 руб.) на следующий налоговый период в соответствии с п.3 ст.210 части 2 Кодекса не переносится.

7. По применению пункта 4 статьи 210 Кодекса можно привести следующий пример:

Пример. Физическое лицо от участия в лотерее выиграло денежный приз в сумме 500000 руб. Налоговая ставка для таких доходов установлена статьей 224 части 2 Кодекса в размере 35% от суммы выигрыша. Организатор лотереи в соответствии с п.1 ст.226 части 2 Кодекса обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог с доходов физического лица в размере 175000 руб. (500000 руб. х 0,35). Физическому лицу выплачивается 325000 руб. (500000 руб. - 175000 руб.).

II-1. Особенности определения налоговой базы
и исчисления налога при получении доходов
в натуральной форме


К оплате труда в натуральной форме относится оплата всего или части труда продукцией собственного производства или приобретаемой организацией для этих целей, а также в виде выполняемых в интересах налогоплательщика работ и оказываемых услуг.

В случае оплаты труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость выданной работнику продукции (выполненных в его интересах работ, оказанных услуг) по рыночным (государственным регулируемым ценам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Сумма налога, исчисленного с оплаты труда в натуральной форме, удерживается налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работникам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»