Недействующий


ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2001 года N 1


О некоторых вопросах практики применения
Транспортного устава железных дорог
             Российской Федерации         

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 6 октября 2005 года N 30
____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

При применении данного постановления следует учитывать, что Федеральный закон от 8 января 1998 года N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" утратил силу с 19 мая 2003 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ.

____________________________________________________________________

В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров по применению Транспортного устава железных дорог Российской Федерации* Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

________________

* Далее - Устав, ТУЖД.

1. В соответствии со статьей 400 Гражданского кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение железной дорогой, грузоотправителем, грузополучателем обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки грузов, влечет применение к ним ограниченной ответственности в пределах, установленных Уставом (статья 133 ТУЖД).

Поэтому при разрешении спора, связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением железной дорогой либо грузоотправителем, грузополучателем своих обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки груза, следует учитывать, что они могут нести только ту ответственность, которая предусмотрена Уставом, а в случаях, им установленных, - соглашением сторон.

Требования о возмещении иных убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязательств, сверх размера, предусмотренного Уставом, удовлетворены быть не могут.

2. Статьей 18 Устава предусмотрено, что перевозки грузов по железным дорогам осуществляются в соответствии с заявками на перевозки грузов, которые предоставляются грузоотправителями в управления железных дорог отправления груза не менее чем за 10 дней до начала перевозки, а на перевозку грузов, направляемых на экспорт и в прямом смешанном сообщении, - не менее чем за 15 дней до начала перевозки груза.

Как следует из этой статьи, основанием возникновения обязательств железной дороги подать для перевозки вагоны и контейнеры, а грузоотправителя - использовать их под заявленный к перевозке груз является поданная грузоотправителем и принятая железной дорогой заявка, форма которой предусматривается правилами перевозки грузов (статья 19 ТУЖД). Никакие другие документы не могут заменить заявку.

Однако, если грузоотправитель подал заявку на перевозку грузов не на специальном бланке и с нарушением предусмотренных Уставом сроков, но указал в ней сведения, необходимые для осуществления перевозки, в частности объем перевозки грузов в вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой, с распределением по родам грузов, железным дорогам назначения и датам погрузки, а железная дорога такую заявку приняла к исполнению, то при неисполнении или ненадлежащем исполнении такой заявки железная дорога и грузоотправитель несут ответственность, предусмотренную Уставом.

3. Документом, подтверждающим выполнение принятой железной дорогой заявки на перевозку грузов, является учетная карточка, которая согласно статье 18 Устава подписывается начальником железнодорожной станции и грузоотправителем по окончании каждых отчетных суток. В тех случаях, когда в учетной карточке отсутствует подпись грузоотправителя, факт отказа грузоотправителя от подписи учетной карточки может быть подтвержден составленным железнодорожной станцией в установленном порядке актом общей формы.

Если же начальник железнодорожной станции отказался от подписи учетной карточки, то грузоотправитель вправе обжаловать отказ в отделение или управление железной дороги.

В случае оспаривания железной дорогой или грузоотправителем факта выполнения принятой заявки на перевозку грузов либо причин невыполнения заявки арбитражным судам наряду с другими доказательствами следует оценивать представленные железной дорогой и грузоотправителем учетные карточки, акты общей формы об отказе грузоотправителя от подписания учетной карточки, а также составленный грузоотправителем акт об отказе начальника железнодорожной станции от ее подписания и документ об обжаловании такого отказа.

При рассмотрении споров, связанных с взысканием штрафов, указанных в статье 105 Устава, следует иметь в виду, что Министерством путей сообщения Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Устава утверждены Правила составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом.

4. Железная дорога, как это указано в статье 36 Устава, вправе прекратить подачу вагонов, контейнеров для следующей погрузки грузов, если грузоотправитель не внес плату за перевозку грузов и иные причитающиеся железной дороге платежи за предыдущую перевозку грузов. Исходя из статьи 107 Устава в этом случае железная дорога не может нести ответственность по статье 105 Устава за неподачу того количества вагонов, контейнеров, которые не поданы по указанной причине.

При этих условиях железная дорога не может также требовать взыскания с грузоотправителя установленного Уставом штрафа за непредъявление грузов, неиспользование поданных вагонов и контейнеров или отказ от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров в связи с прекращением подачи железной дорогой вагонов по указанной причине.

5. Арбитражным судам следует иметь в виду, что статья 41 Устава не предоставляет железной дороге права реализовывать удержанный поступивший на станцию назначения груз в связи с невнесением грузополучателем платежей за перевозку грузов, а также взыскивать с него плату за пользование вагонами до истечения срока, предоставленного грузоотправителю для распоряжения грузом.

Следует учитывать, что право на реализацию железной дорогой груза в порядке и сроки, предусмотренные в статье 41 Устава, возникает у дороги только после истечения четырех суток, исчисляемых со дня получения грузоотправителем письменного уведомления об уклонении грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных причитающихся железной дороге платежей, если грузоотправитель в течение этого срока не распорядился грузом. В случае нарушения этого порядка железная дорога должна возместить грузоотправителю (грузополучателю) ущерб, вызванный неправомерной реализацией груза.

6. В соответствии со статьей 48 Устава очистка, промывка и в необходимых случаях дезинфекция вагонов после перевозок животных, птицы, сырых продуктов животного происхождения и скоропортящихся грузов производится железными дорогами за счет грузополучателей.

Промывка вагонов после выгрузки зловонных и загрязняющих вагоны грузов, перечень которых установлен Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, производится грузополучателем. При отсутствии у грузополучателя возможности для промывки вагонов их промывку проводят железные дороги в соответствии с договором.

Факт очистки, промывки, дезинфекции вагонов железной дорогой подтверждается актом общей формы, составленным железной дорогой, с указанием в нем номеров промытых, очищенных и дезинфекцированных вагонов.

7. При самовольном использовании железной дорогой вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным организациям или арендованных ими, железная дорога, как указано в статье 114 Устава, уплачивает в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 115 и 117 Устава за задержку вагонов, контейнеров.

Для исков о взыскании штрафов за самовольное занятие железной дорогой указанных вагонов и контейнеров срок исковой давности исчисляется по истечении срока доставки грузов в таких вагонах, контейнерах либо срока возврата их в пункт приписки (статья 139 Устава).

Грузоотправители, грузополучатели, другие организации, предъявляя иски о взыскании штрафа за самовольное занятие железной дорогой принадлежащих им или арендованных ими вагонов, контейнеров, должны представить соответствующие документы, свидетельствующие о самовольном занятии железной дорогой вагонов, контейнеров, расчет штрафа. Такими доказательствами могут быть: транспортная железнодорожная накладная, подтверждающая, что вагон, контейнер самовольно был занят железной дорогой для перевозки грузов других отправителей, акт общей формы, в котором зафиксирован факт занятия железной дорогой этих вагонов, иные доказательства, в частности переписка с железной дорогой в связи с направлением ей заявления о розыске груза.

Рассматривая иски о взыскании штрафов за самовольное занятие железной дорогой вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным организациям или арендованных ими, арбитражным судам следует исходить из того, что перевозка порожних вагонов и контейнеров оформляется грузоотправителем транспортной железнодорожной накладной как перевозка груза.

8. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.98 N 1029 "О правилах исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и ставок сборов на федеральном железнодорожном транспорте" ставки сбора за подачу и уборку вагонов и маневровую работу для грузоотправителей и грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных подъездных путях, при обслуживании локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, дифференцируются в зависимости от принадлежности железнодорожного подъездного пути: железной дороге или иному предприятию и организации, среднесуточного вагонооборота железнодорожного подъездного пути, расстояния подачи и уборки вагонов в оба конца, территориально-климатических условий работы железнодорожных станций.

Поэтому при рассмотрении споров, связанных с оплатой грузоотправителем (грузополучателем) железной дороге сбора за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организациям федерального железнодорожного транспорта, следует руководствоваться разделом Б "Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов" Прейскуранта N 10-01 и заключенным сторонами договором об эксплуатации железнодорожного подъездного пути и договором о подаче и уборке вагонов. При этом среднесуточное количество поданных и убранных вагонов учитывается как их сумма за годовой или меньший период, предшествующий заключению договора, поделенная на количество дней в данном периоде. Если в указанных договорах не предусмотрен период, исходя из которого учитывается среднесуточное количество поданных и убранных вагонов, предприятие, организация должны оплачивать услуги за подачу и уборку железной дорогой вагонов, исходя из среднесуточного вагонооборота, независимо от количества этого вагонооборота и вагонооборота за предшествующий период.

Следует также учитывать, что сборы за подачу и уборку вагонов не относятся к мерам ответственности. Поэтому они взыскиваются по правилам, предусмотренным для взыскания задолженности по денежным обязательствам.

9. В соответствии со статьей 797 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 136 Устава до предъявления железной дороге иска, возникшего в связи с осуществлением перевозки груза, обязательно предъявление претензии в порядке, предусмотренном Уставом (статьи 135, 137, 138 Устава).

Претензии должны предъявляться не только по требованиям об уплате основной суммы иска, но и о взыскании процентов, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, если заявитель считает, что железная дорога должна их уплатить в связи с неуплатой основной суммы.

Если при принятии искового заявления к производству арбитражный суд установит, что истцом нарушен порядок предъявления претензии либо претензия не была предъявлена, исковое заявление согласно пункту 6 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возврату, а в случае установления этих нарушений при рассмотрении искового заявления - арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения в соответствии с пунктом 5 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса.

В случае, когда заявленную с нарушением установленного порядка претензию железная дорога возвратила без рассмотрения, а заявитель вторично в пределах срока исковой давности предъявил претензию в установленном порядке, то истечение сроков, указанных в статье 139 Устава, не является препятствием к принятию искового заявления к производству арбитражным судом и рассмотрению спора по существу.

10. В случаях отказа железной дороги от рассмотрения претензии по существу со ссылкой на нарушение заявителем претензии установленного претензионного порядка и оспаривания истцом правомерности отказа в рассмотрении претензии, считающим претензионный порядок разрешения спора соблюденным, арбитражный суд принимает исковое заявление и возникшие разногласия по этому вопросу разрешает в заседании. При признании претензионного порядка соблюденным, исковое заявление рассматривается арбитражным судом по существу.

11. К претензии по требованию, возникшему в связи с осуществлением перевозки груза, должны быть приложены документы, указанные в статьях 135 и 138 ТУЖД.

Если в исковом заявлении истец ссылается на невозможность представления необходимых документе, так как железная дорога их не возвратила с ответом об отклонении претензии либо не ответив на претензию, арбитражный суд при подготовке дела к производству должен обязать железную дорогу представить соответствующие документы.

При предъявлении иска до истечения 30-дневного срока, установленного статьей 140 Устава, когда железная дорога до этого срока ответа на претензию не дала, исковое заявление в соответствии со статьей 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возврату без рассмотрения.

12. В случае, когда грузоотправитель, грузополучатель заключили со страховщиком договор имущественного страхования и страховщик в связи с наступлением предусмотренного страхового случая выплатил в соответствии с этим договором суммы страхового возмещения, к страховщику в порядке суброгации переходит право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования (статьи 387, 965 Гражданского кодекса Российской Федерации). Следовательно, страховщик, выплативший страховое возмещение грузоотправителю или грузополучателю в связи с ненадлежащим выполнением перевозчиком обязательств по перевозке груза, вправе предъявить к железной дороге требования, которые в данном случае мог бы предъявить страхователь: грузоотправитель или грузополучатель.

Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и лицом, ответственным за убытки. Следовательно, страховщик до предъявления иска в арбитражный суд должен предъявить железной дороге претензию в установленном Уставом порядке (если такая претензия не была предъявлена ранее грузоотправителем или грузополучателем) с приложением договора страхования, доказательств уплаты страхового возмещения и документов, указанных в Уставе.

Срок исковой давности должен исчисляться не с момента выплаты страховщиком страхового возмещения, а с момента наступления события, признаваемого основанием для предъявления требования грузоотправителем или грузополучателем (статья 142 ТУЖД).

При удовлетворении иска с железной дороги подлежит взысканию сумма в пределах выплаченного страховщиком страхового возмещения, но не более той, которая могла быть взыскана по требованию грузоотправителя или грузополучателя в соответствии с Уставом.

13. Согласно статье 140 Устава железная дорога обязана рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии.

Если претензия признана, железная дорога перечисляет признанную сумму заявителю претензии.

При разрешении спора следует исходить из того, что претензия может считаться удовлетворенной при условии фактического перечисления предъявителю претензии признанной железной дорогой суммы.

В случае, когда железная дорога признала претензию, но не перечислила признанную сумму либо указанная сумма грузоотправителем или грузополучателем не получена по иным причинам, заявитель претензии вправе обратиться в арбитражный суд с иском к железной дороге о взыскании соответствующей суммы в судебном порядке.

14. Предъявляя претензию, связанную с утратой груза, заявитель должен приложить грузовую квитанцию с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза либо подтвержденный банком или иной кредитной организацией документ об оплате стоимости груза и справку железной дороги об отправке груза с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии данного груза (статья 135 ТУЖД).

При предъявлении иска к железной дороге, связанного с утратой груза, свои ссылки на уклонение железной дороги от выдачи справки об отправке груза или от наложения отметки о неприбытии груза, истец должен подтвердить соответствующими доказательствами. Такими доказательствами могут быть: копия запроса о выдаче справки и почтовая квитанция об его отправке, копия жалобы начальнику отделения железной дороги на отказ станции назначения сделать требуемую отметку и документы, подтверждающие подачу этой жалобы. Эти доказательства прикладываются и к претензии.

Если указанные доказательства не были приложены к претензии, предъявленной железной дороге, следует признать, что заявителем нарушен установленный порядок предъявления претензии со всеми вытекающими из этого последствиями.

15. В соответствии со статьей 134 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности железной дороги, грузоотправителя, грузополучателя, других организаций при осуществлении перевозки грузов по железным дорогам, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и другими актами, которые должны быть приложены к претензии. В том случае, когда предъявитель претензии не приложил к ней коммерческий акт, сославшись на то, что железная дорога в нарушение Устава уклонилась от его составления и выдачи, эти возражения могут быть приняты во внимание только в том случае, когда грузополучатель, грузоотправитель, другие организации в установленном порядке обжаловали отказ железной дороги в составлении и выдаче коммерческого акта.

Арбитражным судам следует иметь в виду, что, если по основаниям, изложенным в Уставе, железная дорога производила выдачу груза с проверкой его состояния, массы и количества мест и при такой выдаче было установлено повреждение, порча груза или тары, в которой находился груз, грузополучатель вправе потребовать от железной дороги удостоверения состояния груза коммерческим актом. В случае невыполнения железной дорогой обязанности по составлению коммерческого акта и несоблюдения грузополучателем требования об обжаловании отказа железной дороги от составления коммерческого акта и его выдачи предъявление претензии, к которой не приложен коммерческий акт, должно рассматриваться как нарушение порядка предъявления претензии, предусмотренного Уставом.

При разрешении споров следует учитывать, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения железной дорогой обязательств, если это подтверждено постановлением следственных органов или судебным актом, отсутствие коммерческого акта не может служить основанием к освобождению железной дороги от ответственности.

Составленный перевозчиком в одностороннем порядке коммерческий акт должен оцениваться арбитражным судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности железной дороги, грузоотправителя или грузополучателя (пункт 4 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации).

16. В статье 45 Устава определены случаи, когда железная дорога обязана проверять на железнодорожной станции назначения при выдаче груза его состояние, массу и количество мест. Следует также учитывать, что обязанность железной дороги при выдаче груза проверять его состояние, массу и количество предусмотрена в Федеральном законе "О государственном материальном резерве". Если в названном случае устанавливаются обстоятельства, указанные в статье 134 Устава, железная дорога обязана составить коммерческий акт.

17. Статьей 124 Устава установлено, что штрафы, предусмотренные статьями 105, 113-117, 120-123 Устава, взыскиваются в безакцептном порядке. Все остальные штрафы, тариф за перевозку груза, плата за пользование вагонами и контейнерами, другие сборы могут быть взысканы только в судебном порядке, если иное не предусмотрено договором.

Рассматривая споры, связанные с обратным взысканием денежных сумм, списанных железной дорогой в безакцептном (бесспорном) порядке, когда такого права у нее не было, арбитражным судам следует исходить из следующего.

Если арбитражный суд установит, что представленными ответчиком документами подтверждается наличие у него оснований для получения соответствующих сумм, возражения ответчика должны быть рассмотрены по существу.

В этом случае действия железной дороги по списанию соответствующей суммы в безакцептном порядке могут быть квалифицированы как необоснованное доведение дела до арбитражного суда и служить основанием для возложения судебных расходов по ведению данного дела на железную дорогу.

18. Когда железная дорога, грузоотправитель, грузополучатель и другие организации по каким-либо причинам не воспользовались предоставленным им ТУЖД правом на взыскание штрафов в безакцептном порядке (статья 124 Устава), они вправе предъявить в арбитражный суд иск о взыскании этих штрафов.

Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.Яковлев

 Секретарь Пленума,
судья Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.С.Козлова




Текст документа сверен по:

рассылка