Министерство образования Российской Федерации в связи с распоряжением от 19 января 2001 года N 41-16 направляет для использования в работе Рекомендации по проблемам системного анализа и развития нормативной и законодательной базы образования федерального и регионального уровней.
Заместитель министра
Е.Е.Чепурных
Приложение
Рекомендации по проблемам системного
анализа и развития нормативной законодательной
базы образования федерального и
регионального уровней
Система образования в Российской Федерации имеет под собой надежную правовую основу. В 1992 году Закон Российской Федерации "Об образовании" вобрал в себя самые прогрессивные на тот момент позиции государственной образовательной политики. Своевременно были внесены соответствующие поправки в новую редакцию этого Закона в 1996 году. В этом же году был принят Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
В субъектах Российской Федерации законодатели также стали уделять внимание разработке законодательной и иной нормативной правовой базы регионального образования, стремясь максимально расширить права граждан на получение качественного образования с учетом региональных условий и возможностей.
Министерство образования Российской Федерации в течение нескольких лет осуществляет мониторинг законодательства федерального и регионального уровней в области образования, анализирует совместно с профильными комитетами палат Федерального Собрания Российской Федерации, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, Российской академией образования, Российским союзом ректоров, ЦК профсоюза работников народного образования и науки состояние законодательства и координирует работу по его совершенствованию.
В числе важнейших мер по совершенствованию федерального законодательства об образовании предполагается предусмотреть устранение малоэффективных норм права; разработку действенных механизмов реализации норм права, которые призваны гарантировать реальное действие важнейших прав и свобод участников образовательных отношений, но которые пока что не действуют из-за отсутствия правовых средств, способных обеспечить их неукоснительное выполнение.
В соответствии с возложенной статьей 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" на федеральные органы государственной власти обязанностью осуществлять контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования Минобразование России продолжит анализ законов субъектов Российской Федерации, принятых по вопросам образования, с целью выявления в них противоречий Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Складывается практика обо всех выявленных коллизиях информировать соответствующие законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с предложением принять действенные меры по приведению законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Аналогичные материалы будут также направляться в соответствующий округ представителю Президента Российской Федерации как должностному лицу, в обязанности которого входит контроль за соответствием законодательства субъектов Российской Федерации федеральным законам, а также в прокуратуру субъекта Российской Федерации.
В органы управления образованием субъектов Российской Федерации Министерством направлялись материалы, конкретно указывающие на те или иные недочеты принятых на местах законов, регулирующих отношения в образовательной сфере. Настоящие рекомендации носят обобщенный характер и содержат основные пожелания, которые могут способствовать совершенствованию правовой базы регионального (муниципального) образования.
На основе проведенного анализа Министерство образования Российской Федерации
рекомендует:
Органам управления образованием субъектов Российской Федерации при совместной работе с законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации:
1. Отказаться от практики создания собственных законов об образовании по образу и подобию соответствующих федеральных законов.
Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере образования различны, что законодательно закреплено статьей 28 и статьей 29 Закона Российской Федерации "Об образовании". Поэтому принимаемые законы Российской Федерацией и ее субъектами не могут не отличаться предметом правового регулирования, конкретным содержанием, структурой, полнотой и способами нормативного правового регулирования.
При помощи законов субъектов Российской Федерации следует осуществлять нормативное правовое регулирование лишь тех отношений, которые отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации.
2. Определить особенности порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных, учреждений субъекта Российской Федерации.
3. Закрепить порядок установления национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
4. Установить дополнительные льготы обучающимся, воспитанникам, а также педагогическим работникам образовательных учреждений.
5. Закрепить виды и нормы материального обеспечения участников образовательных отношений.
6. Разработать региональные нормативы финансирования образования.
7. В максимально короткие сроки провести действенную работу по совершенствованию уже принятых законов в сфере образования и отменить все несовершенные нормы права, в первую очередь нормы, противоречащие Закону Российской Федерации "Об образовании".
Из действующих законов необходимо исключить как нормы, принятые по вопросам, отнесенным к компетенции Российской Федерации в области образования, так и нормы, ограничивающие права и свободы граждан, закрепленные федеральным законодательством.
В случаях, когда законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации полагают, что нормы федерального законодательства по вопросам образования являются несовершенными, малоэффективными, то все такие нормы следует исправлять в рамках конституционно установленных процедур и, в частности, путем реализации права законодательной инициативы, закрепленной статьей 104 Конституции Российской Федерации.
8. Осуществлять действенный контроль исполнения законодательства об образовании органами местного самоуправления; оперативно выявлять нормативные правовые предписания органов местного самоуправления, противоречащие вышестоящим нормативным правовым актам, и принимать необходимые меры по отмене таких предписаний.
9. Оказывать органам местного самоуправления методическую помощь по вопросам нормотворческой деятельности, эффективному применению правил и приемов нормотворческой техники, а также их информационно-правовому обеспечению.
Рекомендации подготовлены Управлением правового обеспечения согласно распоряжению Минобразования России от 19.01.2001 N 41-16 на основании отчета о научно-исследовательской работе "Разработка основных направлений правового регулирования единой системы образования страны на уровне Федерации, субъекта Федерации и местном (муниципальном) уровне", выполненной в 2000 году.
Текст документа сверен по:
"Вестник образования",
N 10, май 2001 год