Действующий

 
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2002 года N 5832/01


[Применение льготы по налогу на имущество по пункту "б" статьи 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" не должно ставиться в зависимость от вида как перерабатываемого сельскохозяйственного продукта, так и произведенного конечного продукта, поэтому предприятие имело право на льготу в спорный период]


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.02.2001 по делу N А50-7809/2000-АК Арбитражного суда Пермской области. Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее. Открытое акционерное общество "Пермская пивоваренная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому району города Перми о признании частично недействительным ее решения от 26.07.2000 N 9829 с изменениями от 28.08.2000 и 25.09.2000.

Решением от 29.09.2000 иск удовлетворен частично по налогу на прибыль, подоходному налогу, налогу на имущество, страховым взносам в фонд занятости. Постановлением апелляционной инстанции от 07.12.2000 решение изменено в части налога на прибыль, подоходного налога, транспортного налога, страховых взносов в фонд занятости. В остальной части решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 14.02.2001 постановление апелляционной инстанции изменил, в части доначисленного налога на имущество, штрафа и пеней в удовлетворении исковых требований обществу отказал.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановление кассационной инстанции частично отменить, в отмененной части оставить в силе постановление апелляционной инстанции. Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, по акту выездной налоговой проверки от 25.05.2000 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому району города Перми приняты решение от 26.07.2000 N 9829 и изменения к нему от 28.08.2000 и 25.09.2000 о привлечении ООО "Пермская пивоваренная компания" к ответственности за совершение налоговых правонарушений. В частности, за нарушения, связанные с уплатой налога на имущество в 1997-1998 годах, обществу доначислен налог, наложен штраф и взысканы пени.

В пункте 7.7 акта проверки указано, что в 1997-1998 годах общество неправомерно применяло льготу по налогу на имущество, предусмотренную Законом Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", как предприятие, производящее и перерабатывающее сельскохозяйственную продукцию, в то время как выручки от переработки сельскохозяйственной продукции не имело.

Суды первой и апелляционной инстанций, признавая выводы налогового органа по данному вопросу неправильными, исходили из следующего. Общество осуществляет переработку ячменя, являющегося сельскохозяйственной продукцией. Пиво - конечный продукт переработки этой продукции. Поскольку выручка от реализации конечного продукта составила более 80 процентов общей суммы выручки от реализации продукции, истец пользовался льготой правомерно.

Суд кассационной инстанции, отказывая в иске в этой части, сослался на Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.93 N 301, согласно которому пиво отнесено не к сельскохозяйственной продукции, а к продукции ликероводочной, спиртовой, пивоваренной, производства безалкогольных напитков, крахмалопаточной промышленности.

Суд указал, что от переработки ячменя как сельскохозяйственной продукции истец выручку не получал, и на этом основании признал применение обществом льготы неправомерным. Выводы суда кассационной инстанции представляются ошибочными. Пунктом "б" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" установлено, что налогом на имущество не облагается, в частности, имущество предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

В соответствии с установленным порядком показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг) определяется по правилам ведения бухгалтерского учета. Если организация приобретает сельскохозяйственную продукцию с целью ее дальнейшей переработки и изготовления нового продукта в рамках единого технологического процесса, то показатель выручки, учитываемый при применении упомянутой льготы, может быть определен только при реализации конечного произведенного продукта покупателю. При этом не может считаться реализацией передача продукта от одного подразделения (цеха) другому подразделению с целью его дальнейшей переработки в рамках одной организации.

Таким образом, согласно пункту "б" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" льгота по налогу на имущество предприятиям, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, предоставляется при следующих условиях: перерабатываемый продукт должен относиться к сельскохозяйственной продукции; выручка от реализации конечного продукта переработки должна составлять не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации.

Применение указанной льготы не должно ставиться в зависимость от вида как перерабатываемого сельскохозяйственного продукта, так и произведенного конечного продукта.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 6 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (с учетом изменений и дополнений) к сельскохозяйственной продукции относится продукция, включенная в Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93. Указанным классификатором ячмень отнесен к продукции растениеводства сельского и лесного хозяйства. Выручка Пермской пивоваренной компании от реализации пива, полученная в результате непрерывного технологического процесса, включая переработку сельскохозяйственной продукции, составила в 1997-1998 годах более 80 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Таким образом, на компанию в указанном периоде распространялась льгота по налогу на имущество, предусмотренная подпунктом "б" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий". При таких обстоятельствах судебные акты Арбитражного суда Пермской области являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имелось. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.02.2001 по делу N А50-7809/2000-АК Арбитражного суда Пермской области отменить в части отказа в удовлетворении иска о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по Свердловскому району города Перми от 26.07.2000 с изменениями от 28.08.2000 и 25.09.2000 в отношении доначисленного налога на имущество, штрафа и пеней. В этой части оставить в силе постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 07.12.2000 по тому же делу. В остальной части постановление от 14.02.2001 оставить без изменения.

Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.Яковлев


Текст документа сверен по:

рассылка