Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 2002 года N 226


О ценообразовании в отношении электрической
и тепловой энергии

____________________________________________________________________
Утратило силу с 13 марта 2004 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 26 февраля 2004 года N 109

____________________________________________________________________

В соответствии со статьями 5 и 15 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации;

Правила государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации;

изменения и дополнения, которые вносятся в отдельные акты Правительства Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации согласно прилагаемому перечню.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

     

 УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 апреля 2002 года N 226

ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
в отношении электрической и тепловой энергии
в Российской Федерации

     

I. Общие положения

1. Настоящий документ разработан в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и определяет основные принципы и методы формирования и регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, а также платы за соответствующие услуги.

2. В настоящем документе используются следующие понятия:

"регулирующие органы" - Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и региональные энергетические комиссии, осуществляющие государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации полномочиями;

"регулируемая деятельность" - деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), регулируемым государством. Настоящее понятие применяется исключительно для целей идентификации расходов, относящихся к регулируемой деятельности, и не означает применения в отношении этой деятельности какого-либо иного регулирования, кроме установления тарифов (цен);

"тарифы" - система ценовых ставок (ставок платы за услуги, расценок и т.п.), по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги;

"цена электрической (тепловой) энергии" - стоимость единицы электрической (тепловой) энергии, не включающая стоимость услуг по ее передаче и иных соответствующих услуг;

"ценообразование" - процесс формирования уровня (величин) тарифов (цен), применяемых для расчетов за электрическую и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги;

"срок действия тарифов (цен)" - период времени между изменениями тарифов (цен) регулирующими органами;

"расчетный период регулирования" - период, на который устанавливаются тарифы (цены), равный календарному году;

"необходимая валовая выручка" - экономически обоснованный объем финансовых средств, который необходим организации для осуществления регулируемой хозяйственной деятельности в течение расчетного периода регулирования;

"оптовый рынок" - федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), определенный статьей 1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

Иные понятия, используемые в настоящем документе, соответствуют принятым в законодательстве Российской Федерации.

II. Нормативно-методическая основа регулирования тарифов (цен)

3. Нормативно-методическая основа регулирования тарифов (цен) состоит из настоящего документа и Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации утверждает обязательные для применения всеми регулирующими органами методические указания по вопросам расчета (формирования) регулируемых тарифов (цен), перечисленных в пункте 4 настоящего документа.

III. Система тарифов (цен)

4. В систему тарифов (цен), применяемых для расчетов за электрическую и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, входят:

1) тарифы (цены) на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, в том числе:

тарифы (цены) на электрическую энергию и мощность, поставляемую на оптовый рынок субъектами этого рынка - поставщиками электрической энергии и мощности;

тарифы (цены) на электрическую энергию и мощность для покупателей, действующих в регулируемом секторе оптового рынка;

регулируемый предельный тариф (цена), складывающийся в секторе свободной торговли оптового рынка;

2) плата за услуги, оказываемые в условиях естественной монополии, регулируемая в порядке, устанавливаемом Федеральным законом "О естественных монополиях", в том числе:

плата за услуги по передаче электрической энергии по единой национальной и региональным электрическим сетям;

плата за услуги по передаче тепловой энергии;

плата за услуги субъектов естественных монополий в сфере передачи электрической энергии по присоединению потребителей к их электрическим сетям (порядок и условия оплаты утверждаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации);

3) плата за услуги, оказываемые на оптовом рынке, в том числе:

плата за услуги по обеспечению системной надежности, оказываемые субъектами оптового рынка другим субъектам этого рынка (перечень и условия оплаты утверждаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации);

плата за использование (неиспользование) мощностей (с учетом резервов) на оптовом рынке (далее именуется - плата за балансировку);

плата за услуги коммерческого оператора (администратора торговой системы) оптового рынка;

ценовая ставка формирования средств, предназначенная для обеспечения безопасного функционирования и развития атомных электростанций;

4) тарифы (цены) на электрическую энергию, поставляемую потребителям;

5) тарифы (цены) на тепловую энергию;

6) тарифы (цены) на тепловую энергию, вырабатываемую организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок;

7) цена продажи производителями электрической энергии, не поставляемой на оптовый рынок;

8) плата за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России (абонентная плата);

9) равновесная конкурентная цена, складывающаяся в секторе свободной торговли оптового рынка.

5. Регулирование тарифов (цен), перечисленных в подпунктах 1-3 и 6-8 пункта 4 настоящего документа, осуществляет Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации, тарифов (цен), перечисленных в подпунктах 4 и 5 пункта 4 настоящего документа, - региональные энергетические комиссии, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Перечень услуг по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России и порядок их оплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Регулирование тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, тарифов на услуги по передаче электрической энергии по линиям электропередачи, входящим в состав единой национальной электрической сети, и тарифов на иные услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России вводится после создания организаций, оказывающих такие услуги, и утверждения перечня указанных услуг и порядка их оплаты при одновременном исключении расходов на данные цели (в том числе расходов на инвестиции) из состава абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России (в случае финансирования этих расходов за счет указанной абонентной платы).

6. В случае установления регулирующими органами предельных тарифов (цен) при заключении прямых договоров купли-продажи (поставки) электрической и тепловой энергии (мощности) в расчетах за реализуемую электрическую и тепловую энергию (мощность) и оказываемые услуги могут применяться договорные тарифы (цены) в рамках установленных предельных тарифов (цен).

IV. Общие принципы и методы формирования регулируемых
тарифов (цен)

7. При установлении тарифов (цен) организациям, осуществляющим регулируемую деятельность, обеспечивается компенсация экономически обоснованных расходов на производство продукции (услуг) и получение прибыли, определяемой в соответствии с настоящим документом.

8. Расчет и формирование тарифов (цен) осуществляются исходя из принципа обязательного раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции, доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 года N 700 "О введении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в энергетике".

9. В целях создания механизма привлечения инвестиций при установлении тарифов (цен) регулирующие органы определяют для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, величину прибыли, необходимой для их эффективного функционирования и развития, путем установления обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемой деятельности.

До разработки методологии проведения для целей регулирования оценок стоимости капитала, используемого указанными организациями в регулируемой деятельности, учитывается величина прибыли, необходимой для обеспечения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, средствами на обслуживание привлеченного и заемного капитала, собственными средствами на развитие, для выплаты дивидендов и финансирования за счет прибыли других обоснованных расходов. Размер инвестиций, включаемых в расчеты тарифов (цен), определяется на основе программ развития организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и утверждается регулирующими органами в установленном порядке как составная часть тарифа (цены).

10. Основным методом расчета регулируемых тарифов (цен) является метод экономически обоснованных расходов.

При формировании регулируемых тарифов (цен) по методу экономически обоснованных расходов тарифы (цены) рассчитываются путем деления величины необходимой валовой выручки на планируемый организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, объем производства продукции (услуг), определяемый на основании сводного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утверждаемого Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

11. Определение состава расходов и оценка экономической обоснованности производятся в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации и методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

12. Регулирующие органы обязаны включать в состав регулируемых тарифов (цен) расходы на топливо, определяемые на основе:

1) нормативов удельного расхода топлива, за исключением ядерного (дифференцированных по типам генерирующего оборудования, видам топлива и т.п.), на производство 1 киловатт-часа электрической энергии, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации;

2) цен на топливо, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа;

3) документов, регламентирующих потребность в ядерном топливе энергоблоков атомных электростанций, а также создание на них страхового запаса ядерного топлива;

4) расчетных объемов потребления топлива с учетом структуры потребления, сложившейся за последние 3 года;

5) нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

13. При определении расходов на оплату труда, включаемых в регулируемые тарифы (цены), регулирующие органы используют размер фонда оплаты труда конкретных категорий работников, определяемый в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями с учетом фактического объема фонда оплаты труда этих категорий работников, сложившегося за последний расчетный период регулирования.

14. При определении включаемых в регулируемые тарифы (цены) расходов на проведение ремонтных работ регулирующие органы руководствуются:

1) нормативами расходов на ремонт основных производственных фондов (с учетом их обоснованной индексации), утверждаемыми уполномоченными органами по согласованию с Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации;

2) ценами, предусмотренными пунктом 15 настоящего документа;

3) программами проведения ремонтных работ с целью обеспечения надежного и безопасного функционирования производственно-технических объектов и предотвращения возникновения аварийных ситуаций, утверждаемыми организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

15. При проведении расчетов тарифов (цен) на сырье, материалы, работы и услуги производственного характера, топливо для технологических целей и на услуги по его перевозке, а также на иные товары и услуги регулирующие органы применяют:

1) регулируемые государством тарифы (цены);

2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в соответствии с правилами закупок (конкурсов, торгов);

3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе биржевые котировки цен (в случае отсутствия договорных цен). При отсутствии договорных цен применяются прогнозные индексы изменения цен в целом по отраслям промышленности, разрабатываемые Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

16. В целях привлечения в электроэнергетику средств инвесторов регулирующие органы предусматривают при установлении тарифов (цен) на электрическую энергию для новых электростанций и иных энергообъектов, инвестиционные проекты по строительству и техническому перевооружению которых согласованы с регулирующими органами в установленном порядке, доходность на вложенный капитал:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»