МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 1956 года

ПРАВИЛА
ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНО-ВОДНОМ СООБЩЕНИИ*

(Сборник Правил перевозок и Тарифов N 20)
(Извлечение)

____________________________________________________________________

Настоящие Правила применяются в части, не противоречащей статье 788 Гражданского кодекса РФ, главе V Устава железнодорожного транспорта и главе XIV Кодекса внутреннего водного транспорта РФ - примечание "КОДЕКС"

____________________________________________________________________


________________

* Приложения к настоящим правилам не приводятся.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Перевозка грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении производится на основании раздела V Устава железных дорог СССР, раздела VIII Устава внутреннего водного транспорта СССР и Настоящих Правил по единому транспортному документу, составляемому на весь путь следования груза.

2. Порядок и условия работы транспортно-экспедиционных контор в пунктах примыкания железных дорог и водных путей устанавливаются особым соглашением Министерства путей сообщения, Министерства морского флота, Министерства речного флота.

3. Перечень портов и пристаней, включаемых в прямое смешанное железнодорожно-водное сообщение, характер производимых ими операций и сроки их открытия устанавливаются соответственно Министерством морского флота или Министерством речного флота; при этом перечень пунктов перевалки грузов с одного вида транспорта на другой и сроки их открытия для прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения устанавливаются по согласованию с Министерством путей сообщения, а по перевалке с морского на речной транспорт и обратно - между министерствами морского флота и речного флота. Сроки открытия перевалочных пунктов объявляются управлениям железных дорог и пароходств по телеграфу и публикуются в Сборниках правил перевозок и тарифов, издаваемых Министерством путей сообщения, Министерством морского флота и Министерством речного флота.

4. Прием к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении грузов из портов (пристаней) или в порты (пристани), не включенные в этот вид сообщения, и направление грузов через порты (пристани) и станции, не открытые для перевалки, запрещаются.

5. Грузы, перевозимые наливом в цистернах, лес, следующий по водным путям в плотах, а также взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества к перевозкам в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении не принимаются.

Грузы скоропортящиеся, огнеопасные и легкогорючие, допущенные к перевозкам в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, перечислены в приложении 1 к настоящим Правилам.

6. Зерно, соль, лес, дрова, уголь, руда и другие массовые, насыпные и навалочные грузы, а также хлопок перевозятся в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении по настоящим Правилам.

По отдельным направлениям указанные грузы перевозятся по настоящим Правилам и дополнительным условиям. Эти условия разрабатываются транспортными министерствами с участием заинтересованных министерств (ведомств) - грузоотправителей и утверждаются совместно Министерством путей сообщения, Министерством морского флота и Министерством речного флота (приложение 10).

При наличии в пунктах перевалки элеваторов, механизированных амбаров, складов, товарораспределительных баз или представительств министерств (ведомств) - грузоотправителей или грузополучателей грузы смешанного сообщения, отгружаемые насыпью и внавалку, направляются по документам прямого железнодорожного или водного сообщения до пункта перевалки в адрес соответствующего элеватора, механизированного амбара, склада, базы или представительства с отметкой в перевозочных документах: "Для последующей отправки водным транспортом" или "Для последующей отправки по железной дороге".

Из пунктов перевалки эти грузы направляются по новым накладным, составленным элеваторами, механизированными амбарами, складами, базами или представительствами на количество груза, загруженное в суда или в вагоны. При такой перевозке сохраняются все льготы, предусмотренные действующими правилами и тарифами для грузов, перевозимых в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Список этих перевалочных пунктов и соответствующих грузов объявляется в Сборниках правил перевозок и тарифов.

7. Железные дороги принимают к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении перевалочные массовые грузы из портов (пристаней) для предприятий, имеющих подъездные пути и специализированные прирельсовые склады, а также подвозят с предприятий перевалочные грузы в порты (пристани) на короткие расстояния и внутри железнодорожных узлов с включением их в план перевалки и с зачетом в выполнение плана погрузки и выгрузки.

В целях наиболее рационального использования транспортных средств и снижения издержек по перевозкам грузов на короткие расстояния Министерство путей сообщения соответственно с Министерством речного флота и Министерством морского флота и с участием заинтересованных министерств и ведомств - грузовладельцев ежегодно (в межнавигационный период) совместно устанавливают порядок выполнения перевозок перевалочных грузов на короткие расстояния и внутри железнодорожных узлов с учетом использования грузовладельцами своих причалов, транспортных линий, организации перевозок автотранспортом или в вагонах грузовладельцев.

II. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК

14. Подача в перевалочных пунктах вагонов и судов под отгрузку грузов, принятых к перевозке мелкими отправками, а также домашних вещей обеспечивается дорогами и пароходствами по предъявлению сверх утвержденных планов перевалки.

17. Железные дороги и пароходства обязаны обеспечить первоочередную подачу вагонов и судов под погрузку перевалочных грузов.

18. При массовой перевозке грузов с перевалкой с железнодорожного на речной транспорт речные пароходства совместно с железными дорогами и грузоотправителями согласовывают в пунктах перевалки календарный план подачи судов и предъявления грузов к перевозке в пунктах погрузки.

Календарный план составляется на каждую неделю и не позднее чем за пять дней до начала недели сообщается речными пароходствами по телеграфу дороге погрузки.

Отправители обязаны предъявлять грузы к перевозке маршрутами или укрупненными группами вагонов с расчетом обеспечения суточного поступления грузов на перевалочный пункт в размерах, устанавливаемых согласованным календарным планом.

При массовой перевозке грузов с перевалкой на морской транспорт морские пароходства ежемесячно составляют календарный план подачи грузовых судов в порты перевалки под погрузку передаваемых с железных дорог грузов. Не позднее 28-го числа предпланового месяца календарный план сообщается морскими пароходствами грузоотправителям и дорогам перевалки и отправления. В календарном плане указывается название судна, его грузоподъемность, время подачи и под какой груз подается.

Отправители обязаны заблаговременно предъявить груз к перевозке маршрутами или укрупненными группами вагонов с таким расчетом, чтобы к моменту подачи судна по расписанию было доставлено в пункт перевалки такое количество однородного груза, которое обеспечило бы полную загрузку судна в установленный срок.

В случае непредъявления отправителем груза к перевозке полностью для поданного под перевозку судна речное (морское) пароходство по истечении срока на перевалку, определяемого по установленным суточным нормам перевалки, может снять судно с погрузки или отправить судно с таким количеством груза, которое принято от железной дороги, с обязательным предупреждением об этом дороги перевалки не менее чем за 24 часа до отправления судна. В этих случаях за перевозку грузов по водным путям с получателя взыскивается плата за действительный вес груза, а разница между платой, начисленной за плановую норму, и платой, начисленной за действительный вес, а также штраф за простой судна оплачивается пароходству грузоотправителем.

III. ПРИЕМ ГРУЗОВ К ПЕРЕВОЗКЕ И ПЕРЕВАЛОЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ

19. Сроки начала приема грузов в перевалочных пунктах речными и морскими пароходствами (портами и пристанями) от железных дорог, а также от морских и речных пароходств при открытии навигации и сроки прекращения приема грузов перед закрытием навигации должны ежегодно сообщаться по телеграфу морскими и речными пароходствами, в ведении которых находятся перевалочные порты (пристани), соответствующим железным дорогам, морским и речным пароходствам, предъявляющим грузы к передаче не позднее, чем за 20 суток до наступления этих сроков. Для перевалочных пунктов, расположенных восточнее Красноярска, такие сроки сообщаются за 45 суток до их наступления. Указанные сроки объявляются в Сборниках правил перевозок и тарифов речного, морского и железнодорожного транспорта.

В тех случаях, когда железная дорога или пароходство погрузки является одновременно дорогой или пароходством перевалки, указанные выше сроки высылки уведомлений о начале и окончании приема грузов на перевалку могут изменяться по согласованию между заинтересованными дорогами и пароходствами или между морскими и речными пароходствами.

После получения извещения о сроках начала приема грузов в портах (пристанях) перевалки станции и порты (пристани) принимают к перевозке лишь те грузы, которые могут быть согласно срокам, действующим на железнодорожном или соответственно водном транспорте, доставлены в пункты перевалки к началу срока приема грузов, объявленному пароходствами.

По получении извещения о сроках окончания приема грузов пароходствами станции и порты (пристани) принимают к перевозке лишь те грузы, которые могут быть доставлены в пункты перевалки не позднее сроков окончания приема ими грузов.

20. Для накопления грузов к открытию навигации и обеспечения грузами первых рейсов судов речные и морские пароходства (порты и пристани) организуют в пунктах отправления и в перевалочных пунктах досрочный прием и хранение грузов до открытия навигации.

Хранение этих грузов до открытия навигации оплачивается на льготных условиях отправителями, когда груз хранится в порту (пристани) ОТПРАВЛЕНИЯ, и получателями, когда груз хранится в перевалочном пункте.

Перечень пунктов, в которых открываются досрочный прием и хранение грузов, наименования грузов, сроки и условия их хранения, пароходства сообщают соответствующим железным дорогам перевалки, другим пароходствам и заинтересованным министерствам (ведомствам).

В соответствии с этим железные дороги принимают к перевозке грузы в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении для хранения их в перевалочных пунктах в пределах утвержденного плана перевозок.

На принятые в этих случаях к перевозке грузы составляются перевозочные документы прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения до конечного пункта назначения. В накладных (приложение N 5) в графе "Особые заявления и отметки отправителя" отправитель обязан указать, что груз направляется с хранением в пункте перевалки до открытия навигации.

21. Грузы, принятые станциями к перевозке в соответствии с 19 настоящих Правил и доставленные в пункты перевалки до наступления срока прекращения приема, принимаются портами (пристанями) перевалки от железной дороги беспрепятственно. В тех случаях, когда эти грузы в связи с прекращением навигации не могут быть доставлены по назначению речным или морским транспортом, порты (пристани) обязаны принять груз от железной дороги и потребовать от грузоотправителя указания о переадресовке груза или о сдаче его на месте в порту (пристани) перевалки. Отправитель в десятидневный срок с момента получения извещения порта (пристани) о невозможности дальнейшей перевозки водным транспортом обязан дать порту (пристани) указание о том, как поступить с грузом.

В случае необходимости отправления такого груза по железной дороге последняя в декадный срок с момента предъявления ей груза портом (пристанью) обязана принять его независимо от нормы перевалки и доставить в новый пункт назначения, указанный отправителем по запросу порта (пристани).

Грузы, принятые станциями к перевозке с нарушением условий, предусмотренных 19 настоящих Правил, и доставленные в пункт перевалки после объявленного срока прекращения приема, при следовании их в железнодорожные пункты направляются станцией перевалки по назначению в прямом железнодорожном сообщении. В случаях, когда груз следует по назначению в водный пункт, где железнодорожной станции не имеется, он может быть сдан порту (пристани), с его согласия, на хранение. При этом станция перевалки запрашивает через станцию отправления грузоотправителя, как поступить с грузом.

Грузоотправитель обязан дать ответ в пятидневный срок с момента получения запроса.

За хранение этих грузов на складах порта (пристани) до отправки по железной дороге управление железной дороги перевалки уплачивает порту (пристани) перевалки по 10 коп. в сутки за каждую тонну груза. Взысканная портом (пристанью) с дороги плата за хранение свыше 10 дней включается железной дорогой в накладную для взыскания с получателя при выдаче груза, если от отправителя не было получено своевременного указания, как поступить с грузом.

Направление груза из пункта перевалки в указанных случаях производится по первоначальным документам с отметкой станции перевалки: "В связи с закрытием навигации груз направлен в прямом железнодорожном сообщении".

В пункте назначения получателем оплачиваются сборы порта (пристани) перевалки, железнодорожные платежи и сборы за провоз груза в прямом железнодорожном сообщении.

В тех случаях, когда пароходством сроки прекращения приема грузов по пунктам перевалки объявлены с опозданием, принятые дорогами грузы к перевозке в пределах срока опоздания порты (пристани) принимают к перевалке беспрепятственно.

За срочность доставки по водным путям грузов, передаваемых с железнодорожного на водный транспорт, если эти грузы прибыли в пункт перевалки после окончания обязательных сроков приема груза к перевалке перед закрытием навигации, пароходства ответственность не несут.

22. Грузы, следовавшие в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении по водным путям и оставшиеся в портах (пристанях) после закрытия навигации, должны быть погружены портом (пристанью) в вагоны и отправлены железной дорогой по назначению в течение 40 дней.

В таком же порядке и в те же сроки железные дороги обязаны принять к перевозке от портов (пристаней) грузы внутреннего и прямого водного сообщений, зазимовавшие в пути и направляемые грузовладельцами на железнодорожные станции назначения.

Сроки доставки этих грузов соответственно удлиняются на время задержки груза в портах (пристанях).

Пломбирование вагонов с этими грузами производится железной дорогой.

     

Передача указанных грузов портами (пристанями) железным дорогам производится по передаточным ведомостям при накладных и дорожных ведомостях пунктов отправления. При этом в накладные и дорожные ведомости портом (пристанью) вносится штемпелем отметка следующего содержания: "Ввиду прекращения навигации в соответствии со ст.107 Устава ж.д. груз по настоящей накладной передан портом (пристанью) ......... станции ........ для доставки по железной дороге на станцию ......... ж.д. в адрес ........".

Если количество груза по накладной пункта отправления превышает грузоподъемность вагона, тарно-упаковочные и штучные грузы, не вместившиеся в вагон, досылаются портом (пристанью) по досылочным дорожным ведомостям, а навалочные, насыпные и другие массовые грузы передаются и оформляются порядком, установленным 76 настоящих Правил.

Платежи по перевозке, причитающиеся водному транспорту и железной дороге, взыскиваются станцией назначения с получателя, а расчеты между пароходством и железной дорогой производятся в общем порядке, установленном настоящими Правилами.

23. О всех зазимовавших грузах речное (морское) пароходство в пятидневный срок после остановки или выгрузки судна обязано уведомить пункты отправления и назначения для извещения отправителя и получателя.

Грузовладелец в декадный срок по получении извещения обязан принять груз или заключить договор на его хранение, если груз был принят к перевозке после объявленных сроков приема.

Зазимовавший груз хранится пароходством бесплатно до открытия навигации в тех случаях, когда принят к перевозке водным транспортом или доставлен железной дорогой в пункт перевалки до сроков прекращения приема грузов. После открытия навигации груз доставляется по назначению, если от грузовладельца не поступят указания о выдаче его в пункте задержки.

При получении от грузовладельца указания об отправке груза после открытия навигации в другой пункт назначения груз считается принятым к перевозке вновь с составлением портом (пристанью) новых транспортных документов от имени грузовладельца по его поручению.

Расчеты по первоначальной накладной должны быть произведены за действительно пройденное грузом расстояние.

О выдаче груза в пункте задержки и о новом назначении груза пароходство обязано сообщить пунктам отправления, перевалки и первоначальному пункту назначения.

24. Отправитель при сдаче груза к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (до погрузки груза в вагон или судно) обязан вручить станции или порту (пристани) отправления заполненную накладную, которая сопровождает груз на всем пути его следования. Накладна составляется по установленной форме (см. приложение 5).

Пункты перевалки указываются в накладной отправителем в соответствии с планом перевозок.

Если пунктом отправления является порт (пристань), путь следования груза по железным дорогам указывается в накладной станцией перевалки.

25. Кроме накладной, груз сопровождается на всем пути его следования дорожной ведомостью, составляемой станцией или портом (пристанью) отправления груза; дорожная ведомость составляется с копией. Подлинная дорожная ведомость всегда следует вместе с грузом до станции или порта (пристани) назначения, а заверенная копия остается в пункте перевалки у сдающей стороны (на станции, в порту или пристани). При перевозке грузов с участием трех видов транспорта (железнодорожного, морского и речного) дорожная ведомость составляется с двумя копиями, по одному экземпляру которых оставляется в пунктах перевалки. Подлинная дорожная ведомость остается на станции или в порту (пристани) выдачи грузов.

26. До предъявления к перевозке тарно-упаковочных и штучных грузов отправитель обязан замаркировать каждое грузовое место.

В отправительской маркировке указываются следующие данные:

1) в числителе - порядковый номер по книге визирования накладных станции или порта (пристани) отправления, указываемый на накладной при ее визировании, и через тире - общее количество мест по накладной; в знаменателе - номер места.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»