Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПРИКАЗ

от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491


О внесении изменений и дополнений в приказ МНС России
от 20.12.2000 N БГ-3-03/447

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФНС России от 12 декабря 2005 года N САЭ-3-03/665@
____________________________________________________________________


В связи с введением в действие Федеральных законов от 28.12.2001 N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" ("Российская газета", N 255, 30.12.2001) и от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ("Российская газета", N 97, 31.05.2002)

приказываю:

1. Внести изменения и дополнения в Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, в редакции приказов МНС России от 22.05.2001 N БГ-3-03/156 и от 06.08.2002 N БГ-3-03/412 согласно приложению.

2. Управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Исполняющий обязанности министра
Российской Федерации
по налогам и сборам
В.В.Гусев

Приложение
к приказу Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам
от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491

     
Изменения и дополнения
в Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (в редакции приказов МНС России от 22.05.2001 N БГ-3-03/156 и от 06.08.2002 N БГ-3-03/412)



Внести в Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации следующие изменения и дополнения:

1. Пункт 1 после слов "применении ст.143" дополнить словами "Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса)".

2. В пункте 1.3 слова "относится на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" заменить словами "включается в стоимость этих товаров (работ, услуг) в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса".

3. Дополнить пунктом 1.6 следующего содержания:

"Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, представляют за налоговый период декларацию (с заполнением раздела I), на основании которой производят уплату в бюджет суммы налога, выставленную в счете-фактуре в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса. При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса у названных выше организаций и индивидуальных предпринимателей не принимаются к вычету суммы налога по материальным ресурсам, использованным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг).".

4. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

“2. В целях применения статьи 145 Кодекса необходимо учитывать следующее.".

5. Пункты 2.1 - 2.10 исключить.

6. Дополнить пунктами 2.1 - 2.12 следующего содержания:

"2.1. Налогоплательщики имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в соответствии со статьей 145 Кодекса (далее - освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн. рублей.

Налогоплательщики, реализовавшие в каком-либо (из трех предшествующих последовательных) календарном месяце подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье, не имеют права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

2.2. Сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, исходя из выручки от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 Кодекса). Выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности, не включается в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) суммы денежных средств, перечисленные в статье 162 Кодекса, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги).

При определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) не должны включаться:

- реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

- операции, перечисленные в подпунктах 2, 3, 4 пункта 1 и пункте 2 статьи 146 Кодекса;

- операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 Кодекса.

Для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет выручкой от реализации ценных бумаг для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса является продажная стоимость ценных бумаг.

2.3. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, перешедшего на уплату стоимости патента по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”, производится в аналогичном порядке.

2.4. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика не освобождает его от исполнения иных обязанностей, в том числе от обязанностей налогового агента, в соответствии с Кодексом и другими актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2.5. Налогоплательщики, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, представляют в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление по форме, утвержденной приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342 “О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (зарегистрирован в Минюсте России 15.07.2002 N 3573), и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 Кодекса, которые подтверждают право на такое освобождение.

Согласно пункту 7 статьи 145 Кодекса уведомление об использовании права на освобождение (или уведомление о продлении использования права на освобождение) и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 Кодекса, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

При осуществлении налоговым органом камеральной налоговой проверки налогоплательщиков (в том числе налогоплательщиков, представивших в налоговые органы вышеуказанные уведомление и документы) налоговый орган в соответствии со статьей 31 Кодекса вправе истребовать другие необходимые документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налога, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налога.

2.6. Уведомление и документы направляются налогоплательщиком, использующим право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого налогоплательщик использует право на освобождение.

Если налогоплательщик письменно не уведомил налоговый орган об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика и (или) не представил подтверждающие документы (в том числе полный комплект документов, перечисленных в пункте 6 статьи 145 Кодекса), то данный налогоплательщик не имеет оснований для использования права на освобождение, в связи с чем исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

2.7. Для продления срока освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика организации и индивидуальные предприниматели представляют (направляют по почте заказным письмом) в налоговый орган по месту своего учета уведомление о продлении использования права на освобождение и документы, указанные  в пункте 6 статьи 145 Кодекса, подтверждающие, что в течение срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превысила 1 млн. рублей.

Указанные уведомление и документы на продление срока освобождения представляются налогоплательщиком по истечении 12 календарных месяцев, не позднее 20-го числа следующего месяца, начиная с которого налогоплательщик использует право о продлении срока освобождения.

По истечении периода использования освобождения налогоплательщик не позднее 20-го числа месяца, следующего после истечения 12-го календарного месяца данного периода, представляет в налоговый орган по месту своего учета уведомление о продлении права на освобождение или уведомление об отказе продления права освобождения и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 Кодекса. В случае непредставления документов суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней за весь период, в котором он пользовался правом на освобождение.

2.8. Если в течение периода, в котором налогоплательщики используют право на освобождение (включая период продления права на освобождение) от исполнения обязанностей налогоплательщика, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца превысит 1 млн. рублей, а также если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья (в рамках всей деятельности организации или индивидуального предпринимателя, включая ту, по которой уплачивается единый налог на вмененный доход), то налогоплательщики, начиная с первого числа месяца, в котором имело место такое превышение или осуществлялась реализация вышеуказанных товаров (в том числе при осуществлении деятельности, по которой уплачивается единый налог на вмененный доход), и до окончания периода освобождения, утрачивают право на освобождение. В связи с этим, начиная с первого числа месяца, в котором утрачено право на освобождение, возникает обязанность исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке.

2.9. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение и документы, не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев (включая период продления права на освобождение), за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 статьи 145 Кодекса.

2.10. Организации (индивидуальные предприниматели), принявшие учетную политику для целей налогообложения по мере поступления денежных средств и отгрузившие товары (работы, услуги) до использования налогоплательщиком права на освобождение, оплата по которым поступила в период использования налогоплательщиком права на освобождение, обязаны уплатить в бюджет суммы налога, предъявленные покупателям за эти товары (работы, услуги).

2.11. Если налогоплательщики в течение 12-месячного периода действия освобождения (продления освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика выставили покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, то согласно пункту 5 статьи 173 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса у названных выше налогоплательщиков, которыми в период освобождения были выписаны счета-фактуры с налогом, не принимаются к вычету суммы налога по материальным ресурсам, использованным для производства и (или) реализации товаров, работ, услуг (при которой ими были выписаны счета-фактуры с налогом), в том случае, если ими не было утрачено право на освобождение в соответствии с пунктом 5 статьи 145 Кодекса.

2.12. Если налогоплательщики получили освобождение (продление освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с порядком, действовавшим до введения в действие подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, и период действия этого освобождения (продления освобождения) не истек к моменту введения в действие упомянутого выше подпункта Федерального закона, то указанные налогоплательщики продолжают пользоваться предоставленным им освобождением (продлением освобождения) до конца срока, на который оно было предоставлено.”.

7. В пункте 3:

- в абзаце первом значение "146" дополнить словом "Кодекса"; слово "следует" заменить словом "необходимо";

- в абзаце втором слова "на безвозмездной основе" дополнить словами "а также имущественных прав”.

8. В пункте 3.1:

- в абзаце 1 слова “при исчислении налога на доходы организаций” заменить словами “при исчислении налога на прибыль организаций”;

- абзацы 2 - 7 исключить;

- дополнить абзац следующего содержания:

“В частности, налогообложению подлежит передача товаров, выполнение работ, оказание услуг, расходы по приобретению (производству) которых не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (в том числе через амортизационные отчисления) обслуживающих производств и хозяйств организации. В этих целях следует руководствоваться статьей 275.1 Кодекса.".

9. В пункте 3.3 слова “реализацией товаров (работ, услуг)” заменить словами “объектом налогообложения”.

10. В пункте 3.3.1 после слов "Гражданского кодекса Российской Федерации" дополнить словами "(далее - ГК РФ)".

11. В пункте 3.3.3 в абзаце пятом слово "себестоимость" заменить словами "расходы по производству и (или) реализации".

12. В пункте 3.3.5:

- в абзаце первом после слов "изъятие имущества путем конфискации" дополнить слова ", наследовании имущества, а также обращении в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ";

- в абзаце втором после слов "Российской Федерации" дополнить слова ", при передаче жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации, при наследовании имущества, а также при обращении в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ";

- в абзаце третьем после слов "конфискованного имущества" дополнить слова ", бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству,"; слова "общеустановленном порядке" заменить словами "порядке, установленном пунктом 4 статьи 161 Кодекса".

13. Пункт 3.4 изложить в следующей редакции:

“При применении подпункта 2 пункта 2 статьи 146 Кодекса необходимо иметь в виду, что к другим объектам социально-культурного и жилищно-коммунального назначения следует относить объекты социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, перечисленные в статье 275.1 Кодекса.”.

14. В пункте 3.5:

- абзац первый после значения "146" дополнить словом "Кодекса"; слово “этой” заменить словом “определенной”;

- дополнить абзац следующего содержания:

“- взимаемая с лиц, заинтересованных в принятии предварительного решения, таможенными органами в соответствии со статьей 393 Таможенного кодекса Российской Федерации за принятие предварительного решения относительно классификации товаров, их таможенной стоимости и страны происхождения, размеров таможенных платежей и по другим вопросам применения актов законодательства Российской Федерации по таможенному делу в отношении конкретного товара или конкретной хозяйственной операции.”.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»