Недействующий

    МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПРИКАЗ

от 10 декабря 2002 года N БГ-3-22/706


Об утверждении Методических рекомендаций по применению
 главы 26_2 "Упрощенная система налогообложения"
Налогового кодекса Российской Федерации

(с изменениями на 19 ноября 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа МНС России от 26 февраля 2004 года N БГ-3-22/154
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В приказе учтены изменения и дополнения:

N 1 от 17 апреля 2003 года (приказ МНС России от 17 апреля 2003 года N БГ-3-22/191);

N 2 от 28 октября 2003 года (приказ МНС России от 28 октября 2003 года N БГ-3-22/573).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В документе учтено:

решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2003 года N 12358/03.

____________________________________________________________________


В соответствии с пунктом 2 статьи 4 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2000, N 2, ст.134; 2000, N 32, ст.3341; 2001, N 53 (часть I), ст.5016, ст.5026, 2002, N 1 (часть I), ст.2) и в целях реализации положений главы 26_2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, вступающей в силу в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3021) с 01.01.2003,

приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по применению главы 26_2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации согласно приложению.

2. Управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить применение в практической работе Методических рекомендаций, утвержденных настоящим приказом.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам С.Х.Аминева.

Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.Букаев

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МНС России
от 10 декабря 2002 года N БГ-3-22/706

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению главы 26_2 "Упрощенная система
налогообложения" Налогового кодекса
Российской Федерации

(с изменениями на 19 ноября 2003 года)


Методические рекомендации по применению главы 26_2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 4 и главой 26_2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и разъясняют порядок применения отдельных положений главы 26_2 Кодекса.

Методические рекомендации предназначены для использования налоговыми органами в практической работе.

Раздел I. Общие положения

1. В соответствии с Кодексом упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом и применяется налогоплательщиками на добровольной основе.

2. Пунктами 2 и 3 статьи 346_11 Кодекса установлены виды налогов, от уплаты которых освобождаются организации и индивидуальные предприниматели при применении упрощенной системы налогообложения.

Вместе с тем для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохранена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

3. В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 346_11 Кодекса налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, установленных статьей 24 Кодекса, а также от обязанностей по ведению кассовых операций в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центробанка России от 22.09.93 N 40, и обязанностей, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (пункт в редакции изменений и дополнений N 2 МНС России от 28 октября 2003 года - см. предыдущую редакцию).

Раздел II. Налогоплательщики

4. Пунктом 2 статьи 346_12 Кодекса для организаций, изъявивших желание перейти на упрощенную систему налогообложения, установлено ограничение по размеру полученного ими дохода от реализации по итогам 9 месяцев того года, в котором ими подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему налогообложения не установлено.

В связи с этим, при соблюдении иных условий, установленных статьями 346_12 и 346_13 главы 26_2 Кодекса, индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения независимо от размера полученных ими доходов от предпринимательской деятельности за указанный период.

5. При применении подпункта 1 пункта 3 статьи 346_12 Кодекса следует учитывать, что в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Согласно статье 11 Кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (на срок более одного месяца).

Таким образом, право перехода на упрощенную систему налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций. Организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.

6. При применении подпункта 8 пункта 3 статьи 346_12 Кодекса следует иметь в виду, что к подакцизным товарам относятся товары, перечисленные в пункте 1 статьи 181 Кодекса.

К полезным ископаемым относится продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 337 Кодекса), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельно добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).

К общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определяемые органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (МПР России) совместно с субъектами Российской Федерации (статья 3 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах").

7. Подпунктом 11 пункта 3 статьи 346_12 Кодекса предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

При применении данного положения следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.12.95 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".

8. При применении подпункта 13 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса следует иметь в виду, что налогоплательщики, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Кодекса, не вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности (пункт в редакции изменений и дополнений N 2 МНС России от 28 октября 2003 года, вступивших в силу с 1 января 2004 года, - см. предыдущую редакцию).

9. При применении подпункта 14 пункта 3 статьи 346_12 Кодекса следует иметь в виду, что согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Ко всем вышеуказанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Согласно статье 125 ГК РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Государственные органы власти, являющиеся юридическими лицами в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, органы местного самоуправления (статья 20 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса относятся к организациям.

Таким образом, в случае если совокупная доля участия федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в организациях составляет более 25 процентов, то такие организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

____________________________________________________________________

Пункт 9 настоящих Методических рекомендаций признан не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации и недействующим в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему налоговыми органами, препятствует переходу муниципальных унитарных предприятий на упрощенную систему налогообложения - решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2003 года N 12358/03.

____________________________________________________________________

10. В соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 346_12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.

В целях применения данного положения под средней численностью работников за налоговый (отчетный) период следует понимать среднюю численность работников, определяемую налогоплательщиком по состоянию на 1 октября года, в котором им подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Порядком заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным постановлением Госкомстата России от 04.08.2003 N 72 (пункт в редакции изменений и дополнений N 2 МНС России от 28 октября 2003 года - см. предыдущую редакцию).

11. При применении подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса следует иметь в виду, что остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется налогоплательщиком по состоянию на 1-е число месяца, в котором им подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (пункт в редакции изменений и дополнений N 1 МНС России от 17 апреля 2003 года - см. предыдущую редакцию).

Раздел III. Порядок и условия начала и прекращения применения
упрощенной системы налогообложения

12. При применении положений пункта 1 статьи 346_13 Кодекса следует иметь в виду, что переход налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения осуществляется в заявительном порядке.

В период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, с которого налогоплательщик изъявил желание применять упрощенную систему налогообложения, им подается в налоговый орган по месту своего нахождения (по месту жительства) заявление по рекомендуемой форме N 26.2-1, утвержденной приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 (далее - заявление по форме N 26.2-1).

По результатам рассмотрения поданных налогоплательщиками заявлений по форме N 26.2-1 налоговый орган в месячный срок со дня их регистрации (подпункт 8.1.5 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Федеральной архивной службы России от 27.11.2000 N 68) в письменной форме уведомляет налогоплательщиков о возможности либо о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (формы уведомлений NN 26.2-2 и 26.2-3, утвержденные приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495).

13. При применении пункта 4 статьи 346_13 Кодекса следует иметь в виду, что в составе доходов у налогоплательщиков должны учитываться доходы, предусмотренные статьей 346_15 Кодекса.

14. Об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения налогоплательщик обязан в письменной форме (рекомендованная форма сообщения N 26.2-5, утвержденная Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495) сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил установленное пунктом 4 статьи 346_13 Кодекса ограничение.

15. О переходе на общий режим налогообложения в соответствии с положениями пункта 6 статьи 346_13 Кодекса налогоплательщики уведомляют налоговый орган в письменной форме (рекомендованная форма уведомления N 26.2-4, утвержденная приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495).

     

Раздел IV. Порядок определения доходов и расходов

16. При применении пункта 2 статьи 346_15 Кодекса следует иметь в виду, что в составе доходов от предпринимательской деятельности налогоплательщики - индивидуальные предприниматели учитывают все поступления как в денежной, так и в натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, стоимость такого имущества, полученного на безвозмездной основе, а также иные доходы от предпринимательской деятельности, аналогичные доходам, установленным статьей 250 Кодекса.

17. Пункт исключен изменениями и дополнениями N 1 МНС России от 17 апреля 2003 года. - См. предыдущую редакцию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»