Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2002 года N 216


Об утверждении инструкции по заполнению формы
федерального государственного статистического наблюдения N ПМ
"Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"

____________________________________________________________________
Утратило силу с отчета за I квартал 2004 года на основании
постановления Госкомстата России от 15 декабря 2003 года N 112
____________________________________________________________________

Государственный комитет Российской Федерации по статистике

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую инструкцию по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" и ввести ее в действие с отчета за I квартал 2003 года.

2. С введением указанной в п.1 настоящего постановления инструкции признать утратившим силу постановление Госкомстата России от 27.11.2001 N 88 об утверждении инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".

Председатель
В.Л.Соколин

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Госкомстата России
от 27.11.2002 N 216

     
ИНСТРУКЦИЯ
по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"

     

I. Общие положения

1. Форму федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" представляют юридические лица, являющиеся субъектами малого предпринимательства в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", т.е. коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и у которых средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек, в оптовой торговле, остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", также представляют форму федерального государственного статистического наблюдения N ПМ.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Код этого вида деятельности должен быть проставлен в графе 4 "Код отрасли по ОКОНХ" на титульном листе формы N ПМ.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

2. Граждане (физические лица), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, форму федерального государственного статистического наблюдения N ПМ не представляют.

3. Форма федерального государственного статистического наблюдения N ПМ служит только для получения сводной статистической информации и не может быть предоставлена органами государственной статистики другим коммерческим организациям.

4. В форму федерального государственного статистического наблюдения N ПМ включаются сведения в целом по юридическому лицу, т.е. по всем филиалам и структурным подразделениям данного юридического лица независимо от их местонахождения.

Как правило, юридические лица представляют указанную форму государственного статистического наблюдения по месту их государственной регистрации. Исключением из этого правила являются случаи, когда юридическое лицо, зарегистрированное на территории какого-либо субъекта Российской Федерации, не осуществляет на территории этого субъекта Российской Федерации предпринимательскую деятельность. В этом случае форма N ПМ представляется по месту фактического осуществления предпринимательской деятельности.

Временно неработающие предприятия, на которых в течение части отчетного периода имели место производство товаров и услуг или инвестиционная деятельность, форму государственного статистического наблюдения представляют на общих основаниях с указанием, с какого времени они не работают.

5. В адресной части формы указываются полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках краткое наименование.

По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом.

В кодовой части отчитывающаяся организация проставляет код ОКПО в графе 2 и код ОКОНХ в графе 4. Остальные коды (графы 3, 5-9) не заполняются.

6. Малые предприятия сведения по форме N ПМ представляют ежеквартально нарастающим итогом за период с начала отчетного года и за соответствующий период прошлого года.

Если в отчетном году имели место реорганизация, изменение структуры юридического лица или изменение методологии формирования показателей, то в форме государственного статистического наблюдения данные за период с начала отчетного года, а также за соответствующий период прошлого года приводятся исходя из новой структуры юридического лица или методологии, принятой в отчетном периоде.

7. Банки, страховые и прочие финансово-кредитные организации представляют данные только по разделу 1 "Численность и начисленная заработная плата работников" формы N ПМ.

8. Статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий осуществляется согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 09.10.95 N 1389-р на выборочной основе. При заполнении формы N ПМ сначала необходимо отметить наличие или отсутствие (обвести "есть" или "нет") на предприятии за отчетный период:

- конкретной категории работников - в разделе 1,

- деятельности, характеризующейся перечисленными показателями, - в разделе 2, а затем заполнять количественные показатели.

II. Заполнение показателей формы N ПМ

Раздел 1. Численность и начисленная заработная плата работников

9. При заполнении данных о средней численности работников (граф 9 и 10) следует руководствоваться следующим.

По строке 02 отражается среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), определяемая путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный период включительно, и деления полученной суммы на число месяцев за период с начала года, т.е. на 3, 6, 9, 12.

При этом среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля - по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней этого месяца. Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной численности работников за предшествующий рабочий день. Порядок определения списочной численности работников изложен в Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.98 N 121.

10. При определении среднесписочной численности не учитываются некоторые работники списочного состава:

женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам, лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком;

работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов.

11. Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором (контрактом) или переведенные с письменного согласия работника на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности учитываются пропорционально фактически отработанному времени в следующем порядке:

а) исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, для чего общее число отработанных человеко-часов в отчетном месяце делится на продолжительность рабочего дня, исходя из продолжительности рабочей недели:

40 часов

-

на 8 часов (при пятидневной рабочей неделе) или

-

на 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе);

36 часов

-

на 7,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или

-

на 6 часов (при шестидневной рабочей неделе);

24 часа

-

на 4,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или

-

на 4 часа (при шестидневной рабочей неделе).



б) затем определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный период в пересчете на полную занятость, для чего число отработанных человеко-дней делится на число рабочих дней по календарю в отчетном периоде. При этом за дни болезни, отпуска, неявок (приходящиеся на рабочие дни по календарю) в число отработанных человеко-часов условно включаются часы по предыдущему рабочему дню.

12. Работники, переведенные на неполное рабочее время по инициативе администрации (без письменного согласия работника), учитываются в среднесписочной численности как целые единицы.

13. Работники, заключившие трудовой договор с организацией о выполнении работы на дому личным трудом (надомники), учитываются в среднесписочной численности работников как целые единицы.

14. Лица, не состоящие в списочном составе и привлеченные для работы на малом предприятии по специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и отбывающие наказание в виде лишения свободы), учитываются в среднесписочной численности как целые единицы по дням явок на работу.

15. По строке 03 средняя численность внешних совместителей определяется пропорционально отработанному времени аналогично пункту 2.3.

Возможно применение упрощенного способа, который состоит в следующем.

Если в организации все внешние совместители работают по 3,2 часа в день, то за каждый рабочий день совместитель учитывается как 0,4 человека. Например, в январе Иванов отработал 20 рабочих дня, Петров - 10, Сидоров - 5. Средняя численность совместителей в январе составила 0,7 человека ((0,4 20 + 0,4 10 + 0,4 5):20 рабочих дней в январе).

Средняя численность внешних совместителей за период с начала года определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала отчетного периода, и деления полученной суммы на число месяцев, т.е. на 3, 6, 9, 12.

16. По строке 04 средняя численность работников (включая иностранных граждан), выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, исчисляется аналогично определению среднесписочной численности работников (пункт 2.1). Эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего срока действия договора.

Средняя численность этих работников за период с начала года определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала отчетного периода, и деления полученной суммы на число месяцев, т.е. на 3, 6, 9, 12.

Если работник, состоящий в списочном составе, заключил договор гражданско-правового характера с этой же организацией, то он не включается в среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. Этот работник учитывается один раз в среднесписочной численности по месту основной работы (строка 02 формы). В графе 11 строки 02 в фонде заработной платы показываются все начисленные ему суммы оплаты труда, включая суммы оплаты труда по договорам гражданско-правового характера.

17. При заполнении сведений по форме N ПМ следует руководствоваться приведенным ниже порядком учета лиц, с которыми организации заключили ученический договор:

лица, с которыми заключен ученический договор на профессиональное обучение с выплатой в период ученичества только стипендии, не включаются в отчет по труду по форме N ПМ;

лица, с которыми заключен ученический договор на профессиональное обучение (являющийся гражданско-правовым в соответствии со статьей 198 Трудового кодекса Российской Федерации) с выплатой в период ученичества стипендии и оплатой работы, выполняемой учениками на практических занятиях, учитываются в строке 04 формы N ПМ;

работники организации, с которыми заключен ученический договор на переобучение без отрыва от работы (являющийся дополнительным к трудовому договору в соответствии со статьей 198 Трудового кодекса Российской Федерации), показываются по строке 02 формы N ПМ.

Оплата труда показывается в фонде заработной платы, суммы стипендии, выплачиваемые лицам, с которыми заключен гражданско-правовой договор, показываются в выплатах социального характера.

18. В графах 11-14 раздела 1 показываются фонд заработной платы и выплаты социального характера, начисленные работникам.

Фонд заработной платы - это сумма вознаграждений, предоставленных наемным работникам в соответствии с количеством и качеством их труда, а также компенсаций, связанных с условиями труда.

В состав фонда заработной платы включаются начисленные организациями суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, стимулирующие доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания, жилья, топлива, носящая систематический характер.

В состав выплат социального характера включаются выплаты, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных социальных внебюджетных фондов).

В графах 11 и 13 показываются начисленные за отчетный период (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний в соответствии с законодательством) денежные суммы независимо от источников их выплаты, статей смет и предоставленных налоговых льгот в соответствии с платежными документами, по которым с работниками производятся расчеты по заработной плате, премиям и т. д., независимо от срока их фактической выплаты.

Суммы, начисленные за ежегодные и дополнительные отпуска, включаются в фонд заработной платы отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд заработной платы следующего месяца.

Выплаты в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются по стоимости этих товаров (работ, услуг), исходя из их рыночных цен (тарифов) на дату начисления, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.

Если товары, продукты, питание, услуги предоставлялись по ценам (тарифам) ниже рыночных, то в фонде заработной платы или выплатах социального характера учитывается дополнительная материальная выгода, полученная работниками в виде разницы между рыночной стоимостью товаров, продуктов, питания, услуг и суммой, фактически уплаченной работниками.

19. Включению в фонд заработной платы (графы 11, 12), в частности, подлежат:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»