Статус документа
Статус документа

     

Министерство здравоохранения Российской Федерации
 ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 18 апреля 2003 года N 58

     

О введении в действие СП 2.6.1.1292-03

(с изменениями на 15 октября 2010 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу в связи с отменой
СП 2.6.1.1292-2003, утвержденных настоящим постановлением, на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 171

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 октября 2010 года N 130 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 10.01.2011).

____________________________________________________________________

          

На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ* и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554**,

_______________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295.


постановляю:

1. Ввести в действие санитарные правила "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения. СП 2.6.1.1292-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18 апреля 2003 года, с 20 июня 2003 года.

Г.Онищенко



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

13 мая 2003 года,

регистрационный N 4535

УТВЕРЖДАЮ
Главный государственный
 санитарный врач
Российской Федерации -
первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Г.Г.Онищенко
18 апреля 2003 года

Дата введения: 20 июня 2003 года


Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения

Санитарные правила СП 2.6.1.1292-2003

(с изменениями на 15 октября 2010 года)
____________________________________________________________________
Утратили силу на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 171

в связи с введением в действие новых СанПиН 2.6.1.2800-10 "Гигиенические требования по ограничению облучения
 населения за счет природных источников ионизирующего излучения"
.
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В документе учтены:

Изменения и дополнения N 1 от 15 октября 2010 года (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 октября 2010 года N 130).

____________________________________________________________________

     

I. Область применения

1.1. Настоящие санитарные правила (далее - Правила) регламентируют общие требования по обеспечению радиационной безопасности населения при воздействии природных источников ионизирующего излучения, а также работников предприятий и организаций, подвергающихся повышенному производственному облучению природными источниками излучения.

1.2. Соблюдение требований настоящих Правил на территории Российской Федерации является обязательным для всех юридических лиц (далее - организаций) и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых возможно повышенное производственное облучение работников и облучение населения природными источниками ионизирующего излучения.

1.3. Граждане, использующие принадлежащие им территории, источники водоснабжения, здания, сооружения, продукты собственного производства в личных целях и не производящие товарной продукции, соблюдают требования настоящих Правил на добровольной основе.

1.4. Настоящими Правилами руководствуются в своей деятельности органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, службы радиационной безопасности (радиационного контроля) организаций, указанных в п.1.2, а также другие организации, осуществляющие радиационный контроль с целью оценки уровней облучения населения и работников природными источниками излучения.

1.5. Требования настоящих Правил не распространяются на облучение природными источниками излучений работников предприятий по добыче и переработке урановых руд, при работах с источниками излучения, содержащими радионуклиды природного происхождения (радий, полоний-бериллий и т.д.), которые в установленном порядке отнесены к работам с радиоактивными веществами или техногенными источниками ионизирующих излучений.

     

II. Общие положения

2.1. Радионуклиды природного происхождения содержатся в объектах окружающей среды, излучение которых создает естественный радиационный фон. В результате производственной деятельности человека (добыча и переработка минерального сырья, строительство и пр.) происходит перераспределение природных радионуклидов в объектах среды обитания людей и окружающей среде и, соответственно, техногенное изменение радиационного фона.

Перечень основных гигиенически значимых природных радионуклидов и их характеристики приведены в приложении 1.

2.2. Облучение населения природными источниками излучения считается повышенным, если суммарная эффективная доза за счет всех основных природных источников излучения превышает 5 мЗв/год; если дозы облучения населения превышают 10 мЗв/год, то облучение населения является высоким.

2.3. Стратегия защиты населения от природных источников излучения основывается на следующих основных принципах:

- Контроль соблюдения установленных ограничений на отдельные природные источники облучения населения (жилые и общественные здания, строительные материалы и территории застройки, фосфорные удобрения и мелиоранты), а также пределов дозы облучения природными источниками излучения критических групп населения в результате обращения с материалами или производственными отходами с повышенным содержанием природных радионуклидов и т.д.

- Обследование уровней облучения за счет всех природных источников излучения и выявление критических групп, анализ структуры облучения населения и критических групп*, разработка и осуществление в случае необходимости оптимальных защитных мероприятий для снижения дозы облучения населения природными источниками излучения.

_______________

*  Здесь и далее - группа лиц из населения (не менее 10 человек, однородной по одному или нескольким признакам, - полу, возрасту, социальным или профессиональным условиям, месту проживания, рациону питания, которая подвергается наибольшему радиационному воздействию по данному пути облучения от данного источника излучения).


- Защитные мероприятия планируются для населения с высокими уровнями облучения и осуществляются в отношении источников, создающих наибольший вклад в суммарную дозу, для которых возможно наибольшее снижение дозы при минимальных экономических затратах.

- Ожидаемые негативные социальные (например, ограничение водопотребления) и экономические (ограничение землепользования, использования минерального сырья и т.д.) последствия планируемых защитных мероприятий должны быть минимальными.

- Мероприятия по снижению облучения граждан природными источниками излучения в случаях, перечисленных в п.1.3, осуществляются с их согласия с обязательным информированием о дозах облучения и возможных последствиях.

Проведение многих мероприятий по снижению облучения населения за счет природных источников приводит к ограничению использования территорий, зданий, сооружений, минерального сырья и строительных материалов, промышленных товаров и изделий, водопотребления, увеличению расходов на строительство и эксплуатацию зданий и пр. В связи с этим программы защитных мероприятий должны обосновываться с учетом принципов обоснования и оптимизации вмешательства на основе взвешивания пользы и вреда от планируемого вмешательства.

2.4. Требования по обеспечению радиационной безопасности при производственном облучении природными источниками излучения мало отличаются от требований по обеспечению радиационной безопасности персонала, работающего с техногенными источниками излучения, за исключением того, что при производственном облучении природными источниками возникновение радиационных аварий практически исключено, а их возможные последствия незначительны.

2.5. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности при производственном облучении природными источниками излучения включают:

- Обследование радиационной обстановки с оценкой доз облучения работников с целью выявления организаций и предприятий, работники которых подвергаются производственному облучению в дозах свыше 1 мЗв/год.

- Выявление рабочих мест и определение численности работников с дозами облучения более 2 до 5 мЗв/год, для которых необходимо проведение производственного радиационного контроля и осуществление мероприятий по снижению их облучения.

- Выявление работников с дозами облучения выше норматива (5 мЗв/год), для которых необходимо первоочередное проведение мероприятий по снижению доз.

2.6. Основной целью настоящих Правил является введение в действие системы критериев, правил и ограничений для обеспечения радиационной безопасности населения и работников предприятий и организаций, а также необходимый уровень контроля за параметрами радиационной обстановки при облучении населения природными источниками ионизирующих излучений в производственных и коммунальных условиях.

2.7. Все виды радиационного контроля за уровнями облучения населения и работников предприятий, а также загрязнения среды обитания людей природными источниками ионизирующего излучения проводятся аккредитованными в соответствующих областях измерений организациями в соответствии с утвержденными в установленном порядке методическими указаниями.

III. Радиационная безопасность работников предприятий

3.1. При организации радиационного контроля предъявляются следующие общие требования по основным контролируемым параметрам и нормативам:

3.1.1. Предел дозы облучения в производственных условиях за счет природных источников излучения персонала радиационных объектов и работников иных производств и любых профессий устанавливается равным 5 мЗв/год.

3.1.2. На работников предприятий возможно воздействие следующих природных источников ионизирующего излучения:

- внешнее гамма-излучение;

- ингаляционное поступление изотопов радона и их короткоживущих дочерних продуктов;

- ингаляционное поступление долгоживущих природных радионуклидов уранового и ториевого семейств с производственной пылью.

Внешнее бета-излучение и пероральное поступление радионуклидов создают незначительный вклад в суммарную дозу и, как правило, могут не учитываться.

3.1.3. Численные значения радиационных факторов, соответствующие при монофакторном воздействии эффективной дозе 5 мЗв/год, при продолжительности работы 2000 ч/год, средней скорости дыхания 1,2 м/ч и радиоактивном равновесии радионуклидов уранового и ториевого семейств в производственной пыли составляют:

- среднегодовая мощность эффективной дозы гамма-излучения на рабочем месте 2,5 мкЗв/ч (мощность поглощенной дозы в воздухе = 3,6 мкГр/ч);

- среднегодовое значение эквивалентной равновесной объемной активности (ЭРОА) радона в воздухе зоны дыхания () - 310 Бк/м;

- среднегодовое значение ЭРОА торона в воздухе зоны дыхания () - 68 Бк/м;

- удельная активность в производственной пыли , находящегося в радиоактивном равновесии с членами своего семейства () - 40000 / f, Бк/кг, где f - среднегодовая запыленность воздуха в зоне дыхания, мг/м;

- удельная активность в производственной пыли , находящегося в радиоактивном равновесии с членами своего семейства () - 27000 / f,

Бк/кг.

3.1.4. При воздействии на работников всех радиационных факторов, перечисленных в п.4.1.3, должно выполняться условие не превышения дозового предела:

.

3.1.5. В тех случаях, когда продолжительность работы, средняя скорость дыхания или радионуклидный состав производственной пыли отличается от значений, приведенных в пункте 3.1.3, для предприятия или отдельных рабочих мест, по согласованию с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут быть установлены другие предельные значения радиационных факторов при монофакторном воздействии, соответствующие фактическим значениям этих параметров (пункт в редакции Изменений и дополнений N 1 от 15 октября 2010 года - см. предыдущую редакцию).

3.1.6. При обнаружении случаев превышения установленного дозового предела администрация предприятия принимает все необходимые меры по снижению облучения работников.

В исключительных случаях, когда убедительно показано, что никакие экономически обоснованные защитные мероприятия не позволяют оперативно обеспечить на отдельных рабочих местах соблюдение предела дозы 5 мЗв/год, рассматривается вопрос о включении в установленном порядке данного производства перечень предприятий, упомянутых в п.1.4 Правил, или о прекращении (приостановке) работ.

3.1.7. Установление перечня действующих организаций, цехов или отдельных рабочих мест с повышенными уровнями облучения работников природными источниками излучения, на которых должен проводиться производственный контроль за радиационной обстановкой, осуществляется по результатам их первичного радиационного обследования с оценкой максимальных уровней облучения работников.

Первичное радиационное обследование предприятий производится в соответствии с требованиями Норм радиационной безопасности - 99 (НРБ-99/2009)* (п.4.1) и Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99)** (пп.5.1.1, 5.1.4 и 5.1.5) (абзац в редакции Изменений и дополнений N 1 от 15 октября 2010 года - см. предыдущую редакцию).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs